Главная Культура 00:55 30 Марта 2010 5947
Юрий Темирканов: «Я терпел всю мерзость, малограмотность и пошлость, которую поставили на сцене Большого»
Знаменитый дирижер — «Труду»
Сергей Бирюков

Первый международный фестиваль «Неделя Мстислава Ростроповича» в Москве открылся громко: гастролями самого знаменитого российского симфонического коллектива — Академического оркестра Санкт-Петербургской филармонии во главе с Юрием Темиркановым. Перед первым концертом легендарный дирижер ответил на вопросы «Труда».

— У вас с Москвой в последние годы связаны и радости, вроде стартовавшего здесь при вашем участии в 2006 году фестиваля симфонических оркестров мира, и не слишком солнечные переживания, вроде провальной «Кармен» в Большом театре в 2008-м. Очевидно, принять сегодняшнее приглашение вас подвигло великое имя Ростроповича?

— На этот вопрос можно отвечать весь вечер. Для музыканта встретить такую личность, как Ростропович, — самое большое везение, какое только можно себе представить. Дело не только в том, что он гений. Бывает ведь гений, а человек — г: но. А Ростропович был во всех своих проявлениях личностью неординарной. Он даже ел гениально! Нет, кроме шуток. Встреча с ним заряжала, как верующего заряжает приход в церковь. Потом, правда, шантрапа опять тебя заталкивала в общую суету, но следовали новые встречи с ним, и это всегда была огромная радость.

— Как вы познакомились?

— Ей-богу, не помню. Вероятно, когда он стал преподавать в Петербурге, а у меня были друзья-виолончелисты, и я иногда заходил к ним в класс. Это было где-то в 1960-е. Сперва узнали друг друга шапочно, потом ближе. Например, Виолончельный концерт Шумана, который сыграем сегодня, мы с ним играли неоднократно. А Пятую симфонию Шостаковича он сам любил дирижировать.

— Партнер такого уровня, как Ростропович, не может быть легким и предсказуемым. Интересно, какие замечания друг другу делали?

— Ну, я тоже не очень предсказуемый, так что общий язык находили быстро. (Улыбается.) Если серьезно, я к нему относился так: он на самом деле гений, а мы в лучшем случае способные люди. И спорить с ним мне было невозможно. Но он тоже замечаний, как вы выразились, не делал — он только пожелания иногда высказывал, что нормально. Сегодняшние молодые, которые сапоги ему должны чистить, говорят гораздо больше пожеланий, чем мог бы высказать Ростропович.

— Если выйти за рамки фестиваля… Сейчас в Петербурге возобновлена замечательная опера «Мертвые души», премьеру которой вы 30 лет назад дирижировали в Питере и Москве. Есть ли шанс, что мы вновь увидим это произведение?

— Ну, спектакля еще нет, это концертное исполнение. Но это вам надо к Гергиеву в Мариинский театр обращаться, я там не работаю.

— Понятно. Но эта опера ассоциируется с вашим именем и с Большим театром, в котором, кстати, вы еще недавно числились главным приглашенным дирижером. Эти отношения сохраняются?

— С Большим театром не сохраняются.

— По вашей инициативе?

— По моей.

— Не понравилось?

— Не понравилось.

— «Кармен»?

— «Кармен». Не будь это Большой, я бы просто положил палочку и уехал. Как уехал из Лиона, когда там испохабили «Пиковую даму»: сказал им, что в этом безобразии участвовать не буду. Но в Большом генеральный директор Иксанов — мой давний добрый знакомый, еще по Петербургу. А перед этим Марис Янсонс отказался от «Кармен», Ростропович отказался от «Войны и мира». Какая-то уже атмосфера создавалась, и поэтому мне отказаться было бы не очень хорошо. И я терпел всю мерзость, малограмотность, пошлость, которые поставили на сцене. Единственное, что мог себе позволить, — я не вышел на поклоны.

— Тогда и у критиков была масса претензий к режиссеру, превратившему оперу в трэшевую разборку между бандитами на латиноамериканской помойке. А есть ли режиссер и театр, с которыми вам бы еще хотелось поработать?

— М-м... Нет. Не только в России, практически нигде нет таких режиссеров. Потому что все перепуталось: Я вам сейчас такие примитивные вещи скажу, что даже самому неловко. Ведь опера — это жанр, в котором главное место занимает музыка. Было в старину даже выражение — музыкальная драматургия. И значит, эту драматургию, смысл этой музыки режиссер просто по возможности осуществлял на сцене. У него «своих взглядов» не было. А когда я в Кировском (советское название Мариинского. — «Труд») театре работал, ко мне подходит режиссер и говорит: «У меня есть взгляд на эту оперу». Я ответил: «Значит, Моцарт, когда писал, у него взгляда не было?» Вот так вышло, что современные режиссеры сделали из музыки величайших композиторов саундтрек, как в кино, сопровождение той чепухи, которую они придумывают и которая не имеет никакого отношения к тому, что мы слышим. Возможно, это в какой-то степени противление тому, что было, предположим, при Чайковском, когда декорации первой картины оперы рисовал один художник, второй — другой и ставить могли разные режиссеры. Но это оправдывалось тем, что в опере главный — композитор. А сейчас композитор никто. Вы понимаете, опера — это жанр страшный. Потому что человек выходит и, вместо того чтобы говорить, поет. Противоестественно? Да, если ставить по Станиславскому. Валентина в «Фаусте» убили, а ему надо еще арию петь. Но драматические режиссеры этого не знают. Они не знают, что это за жанр — открывают его другим ключом, и получается глупость.

— Итак, вы теперь в оперные театры ни ногой?

— Ну не так чтобы: Недавно в Италии дирижировал открытием фестиваля Верди. Дело в том, что меня позвали быть главным дирижером фестиваля Верди, который к его 200-летию проводит театр в Парме. Там поблизости Верди родился, и они к юбилейному 2013 году поставят все, что он написал. Даже варианты. Они меня пригласили, я подумал-подумал: вообще-то мне это не очень нужно, если честно. Но с другой стороны, российского дирижера зовут продирижировать великого итальянского композитора в городе, где все таксисты знают его музыку наизусть. Что-то в этом есть. И вот на старости лет поеду к ним осенью делать «Травиату», «Трубадура»:

Выбор

Три диска Юрия Темирканова и Петербургского оркестра

 

«Александр Невский» (1996)

Запись кантаты Прокофьева, сделанная с солисткой Евгенией Горохолевской, номинировалась на «Грэмми».

 

 

 

«Ленинградская симфония» (1998)

Диск с самой знаменитой симфонией Шостаковича также выдвигался на награду Американской академии.

 

 

 

«Cимфония № 2» (2004)

Вторую Рахманинова Темирканов играл с лучшими оркестрами мира, но запись с Санкт-Петербургским оркестром — самая популярная у меломанов.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 10811
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 6255
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6094
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5964
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5142
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?