Первый международный фестиваль «Неделя Мстислава Ростроповича» в Москве открылся громко: гастролями самого знаменитого российского симфонического коллектива — Академического оркестра Санкт-Петербургской филармонии во главе с Юрием Темиркановым. Перед первым концертом легендарный дирижер ответил на вопросы «Труда».
— У вас с Москвой в последние годы связаны и радости, вроде стартовавшего здесь при вашем участии в 2006 году фестиваля симфонических оркестров мира, и не слишком солнечные переживания, вроде провальной «Кармен» в Большом театре в
— На этот вопрос можно отвечать весь вечер. Для музыканта встретить такую личность, как Ростропович, — самое большое везение, какое только можно себе представить. Дело не только в том, что он гений. Бывает ведь гений, а человек — г: но. А Ростропович был во всех своих проявлениях личностью неординарной. Он даже ел гениально! Нет, кроме шуток. Встреча с ним заряжала, как верующего заряжает приход в церковь. Потом, правда, шантрапа опять тебя заталкивала в общую суету, но следовали новые встречи с ним, и это всегда была огромная радость.
— Как вы познакомились?
—
— Партнер такого уровня, как Ростропович, не может быть легким и предсказуемым. Интересно, какие замечания друг другу делали?
— Ну, я тоже не очень предсказуемый, так что общий язык находили быстро. (Улыбается.) Если серьезно, я к нему относился так: он на самом деле гений, а мы в лучшем случае способные люди. И спорить с ним мне было невозможно. Но он тоже замечаний, как вы выразились, не делал — он только пожелания иногда высказывал, что нормально. Сегодняшние молодые, которые сапоги ему должны чистить, говорят гораздо больше пожеланий, чем мог бы высказать Ростропович.
— Если выйти за рамки фестиваля… Сейчас в Петербурге возобновлена замечательная опера «Мертвые души», премьеру которой вы 30 лет назад дирижировали в Питере и Москве. Есть ли шанс, что мы вновь увидим это произведение?
— Ну, спектакля еще нет, это концертное исполнение. Но это вам надо к Гергиеву в Мариинский театр обращаться, я там не работаю.
— Понятно. Но эта опера ассоциируется с вашим именем и с Большим театром, в котором, кстати, вы еще недавно числились главным приглашенным дирижером. Эти отношения сохраняются?
— С Большим театром не сохраняются.
— По вашей инициативе?
— По моей.
— Не понравилось?
— Не понравилось.
— «Кармен»?
— «Кармен». Не будь это Большой, я бы просто положил палочку и уехал. Как уехал из Лиона, когда там испохабили «Пиковую даму»: сказал им, что в этом безобразии участвовать не буду. Но в Большом генеральный директор Иксанов — мой давний добрый знакомый, еще по Петербургу. А перед этим Марис Янсонс отказался от «Кармен», Ростропович отказался от «Войны и мира».
— Тогда и у критиков была масса претензий к режиссеру, превратившему оперу в трэшевую разборку между бандитами на латиноамериканской помойке. А есть ли режиссер и театр, с которыми вам бы еще хотелось поработать?
—
— Итак, вы теперь в оперные театры ни ногой?
— Ну не так чтобы: Недавно в Италии дирижировал открытием фестиваля Верди. Дело в том, что меня позвали быть главным дирижером фестиваля Верди, который к его
Выбор
Три диска Юрия Темирканова и Петербургского оркестра
«Александр Невский» (1996)
Запись кантаты Прокофьева, сделанная с солисткой Евгенией Горохолевской, номинировалась на «Грэмми».
«Ленинградская симфония» (1998)
Диск с самой знаменитой симфонией Шостаковича также выдвигался на награду Американской академии.
«Cимфония № 2» (2004)
Вторую Рахманинова Темирканов играл с лучшими оркестрами мира, но запись с