Главная Культура 00:11 30 Июня 2017 3130
Театр действительно начинается с вешалки

Показом-дефиле завершили учебу в ГИТИСе первые выпускники нового курса – художникипо сценическому костюму

Елена Широян

Феерический мини-спектакль «Леденец-Град» на музыку Римского-Корсакова, разыгранный вчерашними студентам и, увы, показанный лишь единожды, состоялся на сцене учебного театра ГИТИСа. Изысканные костюмы, выдержанные в суровой, холодной цветовой гамме, озарили льдистым сиянием историческое пространство первого московского небоскреба — дома Нирнзее в Гнездниковском переулке.

Элегантное здание увенчано керамическим рельефом одного из корифеев искусства сценографии — Александра Головина, что в данном случае символично. Для театралов это намоленное место, и оно как нельзя лучше подходит для сценических экспериментов. Когда-то, в пору Серебряного века, именно здесь, в подвале «тучереза», располагались легендарный театр-кабаре «Летучая мышь», цыганский театр «Ромэн», на этом же месте в 1924 году был открыт Театр сатиры. Дом не раз становился литературным персонажем (например, Булгаков изобразил его в «Дьяволиаде») и фоном для киносъемок — в эпоху становления российского кино и ближе к нашим дням. Так, на его крыше снималась лента «Сказки... сказки... сказки старого Арбата» и финальная сцена сериала «Место встречи изменить нельзя».

Без сомнения, учебный театр ГИТИСа — Российскогои нститута театрального искусства — впитал историческую память, которой пропитаны стены дома Нирнзее. Закономерно, что, выходя на финишную прямую к заветной «корочке», выпускники творческого вуза устроили праздник на сцене. Великолепное дефиле с элементами эстрадного шоу в овеянном славой доме эпохи модерна стало прелюдией к академическому событию — защите дипломов. Впрочем, ее вовсе не назовешь заурядной: это первый выпуск отделения по сценическому костюму ГИТИСа. Прославленный институт давно имеет в своей структуре факультет сценографии, но художников именно этого направления за всю свою долгую историю ГИТИС выпустил впервые.

Как пояснила обозревателю «Труда» худрук курса Виктория Хархалуп, идея устроить из театрализованного показа костюмов, созданных выпускниками, представление в оперном стиле принадлежит будущему режиссеру Софье Николаевой. На сцене был обыгран один из ключевых моментов оперы «Сказка о царе Салтане». Напомним, в финале персонажи оперы оказываются в граде Леденце, поразившем их чудесами: это и тридцать три богатыря под водительством Черномора, и белка с золотыми орехами, и Царевна-Лебедь. На основе эпизода, навеянного сказкой Пушкина, которой композитор дал мелодическую жизнь, и было выстроено эстрадное шоу. По замыслу его авторов, хрупкая субстанция, из которой выстроены стены воображаемого града Леденца, разлетелась на множество осколков, а студенты их собрали и выстроили заново. Поэтому одеяния персонажей вышли шуршащие и колкие: они словно склеены из кусочков разбитого стекла.

Характерно, что на сцене, при всем множестве артистов, невозможно было увидеть костюмы теплых оттенков цвета: изысканная колористическая гамма строилась на тонах, способных передать скорее блеск металла, от булата до злата. В это хладное сияние и плавное шествие вторгались фигуры из другого мира, тяготеющего к ХХ веку: в черном, во фраках, с изломанным ритмом движения, воплощающие «темные силы», которые непременно должны пасть в финале пушкинской сказки. Посредством костюма студенты стремились дать характеристику тех или других действующих лиц как классической оперы, так и созданного по ее мотивам современного вок-шоу.

К хрестоматийным словам Станиславского: «Театр начинается с вешалки», —выпускники факультета сценографии могли бы добавить: «...и костюма». А я бы добавила и такой вариант: разумеется, прав основатель МХТ, никто не отменит роль вешалки, но это скорее для зрителей. А вот со служебного входа — театр в самом деле начинается с плечиков в костюмерной!

Спектаклю сопутствовала выставка дипломных проектов на отделении сценического костюма ГИТИСа. Высочайшая сценическая культура, присущая знаменитому вузу, ощущается в обращении с материалом, который взяли за основу будущие сценографы-кутюрье. Изумительные наряды, придуманные ими, а нередко и получившие реальное измерение, в самом деле напоминают образцы haute couture — «высокой моды». Кстати, на театральном поприще в России и Европе работали многие выдающиеся художники — и станковисты, и модельеры. К этому предрасполагает синтетическая природа самого искусства театра.

Если вернуться к эпохе возведения дома Нирнзее, можно вспомнить театральные костюмы от неоклассиков Александра Головина, Льва Бакста или Александра Бенуа, но занимались сценографией и их идейные соперники. Упомянем хотя бы Александру Экстер и самого Малевича; еще одного «титана авангарда» — Владимира Татлина лишь театр спас от голодной смерти в сталинское время. Будем надеяться, что нынешним художникам-дебютантам не придется думать о подобной перспективе. Судя по работам дипломников, у них есть свобода выбора — и драматургического материала, и сценического воплощения. В этом убеждает разнообразие произведений, костюмы к которым демонстрировались на защите дипломов (выставка еще доступна по 6 июля). Здесь и отечественная опера, и немецкий романтизм, и древнегреческая трагедия. В макабрическом духе выполнены костюмы-трансформеры Кирилла Саленкова к мрачноватой сказке Гофмана «Крошка Цахес», им будто противостоят одеяния в стиле национального романтизма, которые придумала Валентина Черменина к «Пер Гюнту», а Анастасия Подпорина — к «Сказанию о граде Китеже».

Редкое везение выпало Татьяне Шульц: вчерашней студентке доверили постановку на «взрослой» сцене — спектакль «Троянки» по драме Еврипида в Симферополе. Но, несмотря на эффектность нарядов а-ля грек, как и на факт успешного дебюта, преподаватели не единодушны в оценке художественных решений выпускницы. Здесь очень строгий подход, от дипломников требуют и выразительности, и исторической точности, пояснила мне народный художник России, лауреат Госпремии РФ, академик Наталья Нестерова, много лет преподающая живопись на факультете сценографии ГИТИСа. В системе обучения заложено и знание основ ремесла художника, и изучение истории искусства, включая историю костюма, и формирование взыскательного вкуса, который не допустил бы никакой «попсы» либо салонной «красивости».

Помимо эскизов, выпускники представили немало воплощенных замыслов. Юные нимфы в иных фантазийных, смело скроенных платьях могли бы выйти на улицу, хоть и не затеряться в толпе. Зато в финале были явлены не только костюмы, но и перформанс. Оформляя сказку «Конек-Горбунок», Арина Иксанова применила необычные материалы, например, пластиковые трубы в хитроумной «маскировке», усилившие экспрессию сценического образа. Зрители ахнули, когда в аудиторию дерзко ворвались пестро наряженные персонажи спектакля, внося дух карнавальной культуры.

Впрочем, искусство — всегда «езда в незнаемое». Можно лишь пожелать, чтобы юным выпускникам ГИТИСа в этом путешествии не пришлось слишком резко тормозить.

Потери и обретения новой экранизации «Мастера и Маргариты»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
1930-е оказались к нам гораздо ближе, чем некоторые думают… Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышла третья по счету отечественная киноверсия легендарного романа Михаила Булгакова. Она ожидаемо разделила первых зрителей на сторонников и противников фильма. Оно и понятно: картина менее всего напоминает...

На экраны выходит новая экранизация знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», окруженного загадками и мистическими историями

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Заглавных героев новой экранизации сыграли Евгений Цыганов и Юлия Снигирь. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Эта книга обрела в нашей стране культовый статус. Дело не только в неоспоримых достоинствах романа, но и в его поистине мистической судьбе. Булгаков начал работать над своим главным произведением в конце 1928 года....

ТВ-язык поражает разнообразием вульгаризмов

Сергей Беднов
Труд
Владимир Соловьев. Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Годами мы боролись с матерщиной столь же яростно, как теперь с ЛГБТ. Несколько законов приняли: 10 лет назад запретили употребление нецензурной лексики в кино, а в 2021-м — в социальных...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 5457
Тот самый Янковский

Заметки на полях судьбы великого русского актера, последнего народного артиста СССР

Леонид Павлючик
Труд
Фото: © Igor Gnevashev,globallookpress.com

23 февраля Олегу Янковскому могло бы исполниться 80 лет. Не могу представить его 80-летним. Седовласым, в паутине морщин, с палочкой. Олег Иванович и в моей, и в памяти миллионов поклонников его творчества...

Литературный обзор

Владимир Петров
Труд
Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

Прошлое не отстает, с какой бы скоростью мы ни мчались к ускользающему светлому будущему. Вроде бы все осталось позади, растворилось во времени, история вынесла свои приговоры и расставила точки над i....

У звезд - те же проблемы, что и у обыкновенных людей, убежден популярный телеведущий

Александр Славуцкий
Труд
Проект «За гранью» готов предоставить его участникам реальную поддержку, вплоть до врачебной и юридической. Фото предоставлены телеканалом НТВ

Популярная программа телеканала НТВ «За гранью» встретила 2024 год с новым ведущим — актером театра и кино Тимуром Еремеевым. Он хорошо знаком публике по фильмам и сериалам «Неравный...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 4449
Мама, я жевала бумагу

От книг сегодняшних тридцатилетних слишком часто остается именно это послевкусие

Дина Егорова
Труд
Девичий писательский призыв полон свежих сил, красив, пристрастен к черноте и неотвратим, как выпадение молочных зубов. Фото: David Ryle/moodboard, globallookpress.com

Пока спорили, к лицу или нет россиянам справлять Валентинов день, в стране возникла элегантная и вполне патриотичная альтернатива западному празднику — День книгодарения. Помимо еще одного повода погрузиться в интригующий...

Культура 00:01 / 16 Февраля 2024 4405
Смотрим в оба

Две картины Моне вернулись к публике из-под лучей Рентгена

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Руанский собор в полдень» (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером»

Пушкинский музей бросил вызов массовой аудитории необычным, почти лабораторным проектом. После блокбастеров вроде «Испанской коллекции» в учреждении показали научный аспект работы, приоткрыв дверь в святая святых —...

Главный редактор канала «КиноМульт» – отом, как приобщить детей к отечественной киноклассике

Дарья Ефремова
Труд
Татьяна – поклонница отечественного детского кино. Изображения предоставлены медиахолдингом «Цифровое Телевидение»

Медиахолдинг «Цифровое Телевидение» запускает новый семейный телеканал «КиноМульт», в чью коллекцию вошли анимационные хиты из сокровищницы Гостелерадиофонда, ВГТРК и «Союзмультфильма». Как...

О новой экранизации романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Один-единственный поцелуй резко меняет судьбы героев фильма

На экраны выходит фильм «Поцелуй» в постановке Билле Аугуста. Датский режиссер — один из грандов мирового кино. Он дважды — в 1987 и 1992 годах увозил из Канн «Золотую...

Сильвестр Сталлоне сказал, кто может заменить его в роли Джона Рэмбо

Труд
Фото: Supplied by Capital Pictures/www.capitalpictures.com, globallookpress.com

Во франшизах существует общепринятая практика, когда одного героя играют разные актеры. Благодаря чему тот не стареет на протяжении десятилетий. Вспомним, к примеру, сколько импозантных мужчин в самом расцвете сил трудились...

Культура 17:01 / 17 Февраля 2024 3864
Из жизни джентльменов

Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве»

Труд
Юэн Макгрегор. Фото: © Adam Ihse, globallookpress.com

В то время как российские СМИ с удовольствием цитируют отзывы Такера Карлсона о нашей столице, телеканал Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве» по одноименному бестселлеру Амора Тоулза. Главный...

Когда сносить нельзя, но очень хочется...

Ирина Смирнова
Труд
Фото автора

Смольный анонсировал снос около 400 исторических зданий в Петербурге. Для начала, а там как пойдет. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры города (КГИОП) опубликовал...

Он ушел из жизни в возрасте 38 лет

Фото: yanna, kino-teatr.ru

Скончался российский актер и каскадер Александр Захаренков. Об этом сообщается на сайте kino-teatr.ru. Захаренков умер 12 января, но это стало известно только сейчас. Ему было 38 лет. О причинах смерти не собщаетсмя. За свою карьеру Захаренков...

В США с молотка ушли личные вещи знаменитых женщин

Труд
Белая пачка главной героини «Секса в большом городе» Кэрри Брэдшоу в исполнении Сары Джессики Паркер была продана за 52 тысячи долларов

На днях на американском аукционе со сложным названием Unstoppable: Signature Styles Iconic Women In Fashion были проданы личные вещи знаменитых женщин. Лидерами продаж стало бархатное коктейльное платье леди Дианы и наряд...

Новым главрежем стал «свой»

Любовь Лебедина
Труд
После 17 лет работы в Малом театре Алексей Дубровский стал его главным режиссером. Фото предоставлено пресс-службой Малого театра

Когда в Малом театре, недавно осиротевшем после ухода из жизни многолетнего худрука Юрия Соломина, узнали, что главным режиссером коллектива назначен Алексей Дубровский - до того помощник Юрия Мефодьевича, пользовавшийся его полным доверием...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?