Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Культура 00:03 30 Сентября 2022 6797
Ракеты в области балета

Артисты Донбасс Оперы вывозили свои спектакли в Москву под артобстрелами

Сергей Бирюков
Вердиевский Фальстаф в исполнении артистичного Вадима Воловчука и забавен, и не лишен широты натуры. Фото предоставлены пресс-службой фестиваля «Видеть музыку»

Седьмой фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку», стартовавший при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив, принял первые гастрольные выступления. Две постановки — балет «Пер Гюнт» на музыку Грига и оперу Верди «Фальстаф» — привез на Новую сцену Большого театра Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко. Та самая Донбасс Опера.

Сказать, что эти спектакли созданы и поддерживаются донецкими артистами в тяжелых условиях, — ничего не сказать. То, что мы знаем из информационных сводок, обрело в рассказе художественного руководителя Донбасс Оперы, известного балетного танцовщика и хореографа Вадима Писарева, человеческое, подчас трагическое наполнение.

Вот несколько деталей, воссоздающих ту действительность. Театру запрещено давать публичные представления, поскольку массовые скопления людей — это мишень для ракет и снарядов. Но репетирует коллектив ежедневно, это важно для сохранения рабочего состояния труппы. Канонада, говорит Вадим Яковлевич, стала привычным фоном для мелодий Чайковского, Шопена, Минкуса, Верди, поскольку она почти не стихает. Артисты лишь избегают подходить к окнам — их осколки взрывной волной превращаются в шрапнель.

В августе при ракетном налете убило педагога-репетитора Галину Васильевну Володину, балерину санкт-петербургской выучки, одну из старейших работниц театра и его Хореографической школы. Вместе с учительницей погибли шедшая на урок 12-летняя Надя Кутубаева и ее бабушка Татьяна Николаева. Надю, одаренную юную балерину, осенью ждали в Вагановской академии, куда она была принята на учебу...

От подобного «контекста» очень трудно абстрагироваться, когда ты смотришь и оцениваешь спектакли. Конечно, в другой ситуации можно было бы спросить, зачем привозить работу 25-летней давности «Пер Гюнт» на фестиваль, где театры обычно стараются показать новые постановки? Но, во-первых, у всего прифронтового особая цена. Артисты Донбасс Оперы и рады были бы показать в Москве «Князя Игоря», которого в содружестве с петербургским режиссером Юрием Лаптевым почти довели до премьеры в начале года, но тут грянула спецоперация. Во-вторых, «Пер Гюнт» дорог как работа с серьезным международным участием. И сейчас, сказал мне Вадим Писарев, норвежские коллеги выразили поддержку театру перед его московской поездкой.

А столичная публика, переполнившая зал Новой сцены Большого театра, добавила артистам энтузиазма. Как пластичны были в своем «змеином» имидже Павел Дранов (Доврский король) и Анна Вальчик (Королевская дочь), как эффектны задуманные Писаревым массовые танцы селян, разбойников, гномов, как трогателен дуэт Пера (Роман Белгородский) и Сольвейг (Виктория Губрий), исполненный в конце как бы уже не людьми во плоти, а невесомыми душами. И все это на фоне фантастичных декораций донецкого художника Сергея Спевякина (особенно меня впечатлил дом умалишенных, похожий на Босхов ад).

Павел Дранов и Анна Вальчик в партиях Доврского короля и Королевской дочери пластичны в своем «змеином» имидже

А вот постановке оперы Верди «Фальстаф» не исполнилось и двух лет. С учетом пандемии и войны это, можно сказать, новинка. И здесь тоже в ином контексте я бы, может, педалировал шероховатости вроде любопытно схваченной, но брошенной питерским режиссером Александром Лебедевым идеи «театр в театре», кроме как в первой сцене, превратившей жилище Фальстафа в склад театрального реквизита, никак себя затем не проявившей. Или — обратил бы внимание не некоторую разность вокального потенциала исполнителей: мужская часть состава (особенно Владислав Лысак — Форд, Андрей Кривохата — Фентон и, конечно, весьма артистичный Вадим Воловчук — Фальстаф) показалась сильнее женской. Хотя и Анне Максудовой (Квикли) не откажешь в брутальном комизме, и Светлана Малеева (Алиса Форд), и Мэри Саргсян (Наннетта) не лишены задорного сопранового обаяния. Справедливости ради напомню: эта опера — последняя в карьере Верди, по технической виртуозности считается одной из сложнейших в мире — лишь единичные труппы уверенно чувствуют себя в ее головоломной полифонии и полиритмии, предвосхищающей авангард ХХ века.

Тем больший респект исполнителям, в ряде моментов поднявшимся до истинно вердиевского уровня мастерства. Особенно это касается заключительной десятиголосной фуги, поданной на высоком градусе куража. Браво дирижеру Юрию Парамоненко и хормейстеру Людмиле Стрельцовой! Впрочем, и в тихих моментах зрителю было отчего мысленно воскликнуть «молодцы!» — например, когда, попадая в тон изысканному инструментальному импрессионизму композитора, эйфорический «хор» деревянных духовых изображал огонь вина в жилах Фальстафа, или по-балетному грациозные скрипки передавали очаровательное кокетство Наннетты в образе царицы ночных духов.

Говоря об успехе гостей из Донбасса, нельзя не сказать и о тех, кто им помогает. Помимо властей республики это Большой театр, предоставляющий сцену, шьющий сценические костюмы (для идущей в Донецке «Спящей красавицы» москвичи изготовили 300 пачек). Или тот же российский фестиваль «Видеть музыку», не впервые зовущий дончан в гости. Но все это не имело бы смысла без главного — героической преданности донецких артистов искусству и любимому краю.

«Я родился в Донецке, с 1983 года работаю в этом театре, — объясняет мне Вадим Писарев. — Выступал в разных странах, звали меня в дальние края. Но кто хотел уехать, давно уехали, а мы с коллегами остались. Кому-то надо защищать эту землю и ее культуру?»

Кстати, Вадим Яковлевич — выпускник Киевской хореографической академии, когда-то одной из сильнейших в Советском Союзе. Но сегодня с людьми по ту сторону фронта нет никакого диалога. Нет его даже с сыном легендарного донецкого певца Анатолия Соловьяненко, чье имя носит театр — тоже Анатолием, ныне главным режиссером киевского театра имени Шевченко. Тот лишь грозится забрать с малой родины памятник отца. «Забирай, — ответил ему Писарев, — мы новый поставим».

Комментарии для сайта Cackle
Культура 17:01 / 29 Октября 2022 14731
Опять стреляют

Литературный обзор

Олег Фочкин, книгочей
Труд
Фото: © Aleksandr Schemlyaev, globallookpress.com

В былые времена книжками «про войну» у нас в стране зачитывались все, от мала до велика. Потом вроде бы пришла мода на иное чтиво, но, увы, ненадолго. Сейчас к читателю снова косяком двинулись...

Евгений Водолазкин - о новом романе «Чагин» и человеческой памяти

Дина ЕГОРОВА
Труд
Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

В издательстве «АСТ» (Редакция Елены Шубиной) вышла новая книга Евгения Водолазкина «Чагин» — роман о выдающемся мнемонисте, то есть человеке с уникальной способностью запоминания, которого...

Культура 21:01 / 29 Октября 2022 13175
Лучший голос земли

Чилийский режиссер Пабло Ларраин начал снимать фильм о легендарной певице Марии Каллас

Труд
Фото:Unknown/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Чилийский режиссер Пабло Ларраин, чьи фильмы снискали успех на Каннском кинофестивале и номинировались на «Оскар», имеет особую слабость к байопикам. Он снял фильм «Джеки» о Жаклин Кеннеди,...

Культура 20:45 / 29 Октября 2022 12975
Гномы постарались

В Швеции нашли старинный волшебный амулет

Труд
Бог Тор сражается с гигантами с помощью своего молота, грома и молнии. Фото: globallookpress.com

На юго-западе Швеции ученые обнаружили редкий амулет в виде молота скандинавского бога Тора. В начале Х века, когда проповедники уже вовсю обращали местных жителей в христианство, амулет был отлит из свинца неизвестным...

Культура 20:01 / 29 Октября 2022 12521
Кому все по карману?

Netflix затеял снимать сериал по легендарному роману «Сто лет одиночества»

Труд
Сам Габриэль Маркес долго отказывался продавать права на адаптацию книги. Фото: El Universal/@WireImgId=8372800, globallookpress.com

В далеком 1982 году колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес получил Нобелевскую премию по литературе. К 40-летию этой даты вездесущий Netflix решил приурочить начало работы над многосерийной экранизацией «Ста лет одиночества»,...

На экраны вышли два фильма с острой социальной проблематикой, что по нынешним временам уже событие

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Светлана Чуйкина в фильме «Плакать нельзя» играет несчастную мать, у которой отняли ребенка

Один из них - «Плакать нельзя» рассказывает об ужасах ювенальной юстиции в Скандинавии, жертвой которой становится русская мать и ее сын. Второй фильм «Дополнительный урок» впервые в нашем кино прикасается к такой больной...

Актер и телеведущий собрался раскрыть пока еще остающиеся на карте Земли тайны

Анна Чепурнова
Труд
Просидеть всю жизнь на одном месте - это не для Вадима. Фотографии предоставлены телеканалом «Моя Планета»

Среди ближайших премьер телеканала «Моя Планета» — программа «Тайна на карте», жанр которой ее создатели определили как «тревел-детектив». Что под этим скрывается? Рассказы о самых...

Самую народную из своих ролей Анатолий Папанов почему-то не слишком жаловал…

Виктория Пешкова
Труд
Фото: © Igor Gnevashev, globallookpress.com

1983 год. Одесса. Раннее, но уже жаркое августовское утро. Под киоском с вывеской «Театральная касса» терпеливо стоит очередь, хотя до открытия еще три часа. Самые предусмотрительные здесь — со вчерашнего...

Выполнимая ли задача поставлена перед ТВ? Быть высокоморальным и в то же самое время приучать зрителя к нетерпимости?

Сергей Беднов
Труд
Фото: Moscow-Live.ru

Ровно через неделю страна отметит День народного единства. Помнится, когда он был учрежден, все дружно ломали головы: что же такое важное в отечественной истории случилось 4 ноября? Потом решили: ничего. А нововведение...

Иван Сергеевич Тургенев приглашает в гости

Виктория Пешкова
Труд
До конца дней Тургенев вспоминал Спасское-Лутовиново как лучшее из мест своей жизни. Изображения предоставлены ГМИРЛИ

В ГМИРЛИ имени Даля открылась выставка, посвященная 100-летию Музея-заповедника «Спасское-Лутовиново». Своими сокровищами с организаторами поделились Орловский музей Тургенева и московский Дом-музей Тургенева на Остоженке....

Культура 00:05 / 21 Октября 2022 9858
Приказано забыть

В российской культуре формируется список запретных имен и тем

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
С проката сняли документальный фильм «Голод». Объяснение от компании «Каро» - внезапно сломался кинопроектор. Фото: Moscow-Live.ru

Ничто, казалось бы, не предвещало. Документальный фильм «Голод», который обозревателю «Труда» удалось посмотреть на московской премьере и даже написать о нем в газете, за день до очередного...

Что не так с комедией «Любовники»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Три неверных мужа приняли на грудь в бане и взялись проучить все коварное женское племя. Кадр с сайта kinopoisk.ru

«Как должен начинаться типовой сценарий типовой экранизации гоголевского «Ревизора»?» — спросил как-то Виктор Шкловский у Всеволода Пудовкина. «Свинья чешется о столб», — моментально...

В Петербурге открыт памятник драматургу Александру Володину

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Юрий Пилипенко/Russian Look, globallookpress.com

В Петербурге на Петроградской стороне открыт памятник драматургу Александру Володину. Виновник торжества больше 30 лет жил тут неподалеку, на Большой Пушкарской, 44, где висит мемориальная доска в его честь. Удивительное...

Культура 00:03 / 18 Ноября 2022 7718
Не Голливудом единым

Возвращайтесь, друзья, в кинотеатры, там сегодня интересно

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Эмили» - изящная костюмная мелодрама, повествующая об Эмили Бронте — средней из трех великих сестер-писательниц

Уходящий год поставил грустный рекорд по падению посещаемости кинотеатров. Многие зрители считают, что там нынче нечего смотреть. На самом деле, это не так. Да, «большой Голливуд» ушел из нашей страны. Но киноафиша...

Увы, не все. Из всей несметной толпы «строителей отношений» служить отправился лишь один, в прошлом - десантник

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Если кто читает телевизионные обозрения «Труда» регулярно, он может заметить, что шутка, вынесенная в заголовок, уже появлялась в прошлом номере. Она была навеяна советским учебником истории, где раздел, посвященный...

Культура 00:17 / 18 Ноября 2022 7450
Дикий ангел пролетел

Уругвайская актриса – она же россиянка - Наталия Орейро сыграет в фильме «Письмо Деду Морозу»

Сергей Беднов
Труд
Но увидим мы сие великолепие лишь в 2025 году. Фото: Анатолий Ломохов, Синьхуа

Две новости — хорошая и так себе. Начнем с первой. Нам готовят новогодний сюрприз: в фильме «Письмо Деду Морозу» сыграет уругвайская актриса, а с недавних пор еще и гражданка РФ Наталия...






Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?