Главная Культура 00:03 30 Сентября 2022 7577
Ракеты в области балета

Артисты Донбасс Оперы вывозили свои спектакли в Москву под артобстрелами

Сергей Бирюков
Вердиевский Фальстаф в исполнении артистичного Вадима Воловчука и забавен, и не лишен широты натуры. Фото предоставлены пресс-службой фестиваля «Видеть музыку»

Седьмой фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку», стартовавший при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив, принял первые гастрольные выступления. Две постановки — балет «Пер Гюнт» на музыку Грига и оперу Верди «Фальстаф» — привез на Новую сцену Большого театра Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко. Та самая Донбасс Опера.

Сказать, что эти спектакли созданы и поддерживаются донецкими артистами в тяжелых условиях, — ничего не сказать. То, что мы знаем из информационных сводок, обрело в рассказе художественного руководителя Донбасс Оперы, известного балетного танцовщика и хореографа Вадима Писарева, человеческое, подчас трагическое наполнение.

Вот несколько деталей, воссоздающих ту действительность. Театру запрещено давать публичные представления, поскольку массовые скопления людей — это мишень для ракет и снарядов. Но репетирует коллектив ежедневно, это важно для сохранения рабочего состояния труппы. Канонада, говорит Вадим Яковлевич, стала привычным фоном для мелодий Чайковского, Шопена, Минкуса, Верди, поскольку она почти не стихает. Артисты лишь избегают подходить к окнам — их осколки взрывной волной превращаются в шрапнель.

В августе при ракетном налете убило педагога-репетитора Галину Васильевну Володину, балерину санкт-петербургской выучки, одну из старейших работниц театра и его Хореографической школы. Вместе с учительницей погибли шедшая на урок 12-летняя Надя Кутубаева и ее бабушка Татьяна Николаева. Надю, одаренную юную балерину, осенью ждали в Вагановской академии, куда она была принята на учебу...

От подобного «контекста» очень трудно абстрагироваться, когда ты смотришь и оцениваешь спектакли. Конечно, в другой ситуации можно было бы спросить, зачем привозить работу 25-летней давности «Пер Гюнт» на фестиваль, где театры обычно стараются показать новые постановки? Но, во-первых, у всего прифронтового особая цена. Артисты Донбасс Оперы и рады были бы показать в Москве «Князя Игоря», которого в содружестве с петербургским режиссером Юрием Лаптевым почти довели до премьеры в начале года, но тут грянула спецоперация. Во-вторых, «Пер Гюнт» дорог как работа с серьезным международным участием. И сейчас, сказал мне Вадим Писарев, норвежские коллеги выразили поддержку театру перед его московской поездкой.

А столичная публика, переполнившая зал Новой сцены Большого театра, добавила артистам энтузиазма. Как пластичны были в своем «змеином» имидже Павел Дранов (Доврский король) и Анна Вальчик (Королевская дочь), как эффектны задуманные Писаревым массовые танцы селян, разбойников, гномов, как трогателен дуэт Пера (Роман Белгородский) и Сольвейг (Виктория Губрий), исполненный в конце как бы уже не людьми во плоти, а невесомыми душами. И все это на фоне фантастичных декораций донецкого художника Сергея Спевякина (особенно меня впечатлил дом умалишенных, похожий на Босхов ад).

Павел Дранов и Анна Вальчик в партиях Доврского короля и Королевской дочери пластичны в своем «змеином» имидже

А вот постановке оперы Верди «Фальстаф» не исполнилось и двух лет. С учетом пандемии и войны это, можно сказать, новинка. И здесь тоже в ином контексте я бы, может, педалировал шероховатости вроде любопытно схваченной, но брошенной питерским режиссером Александром Лебедевым идеи «театр в театре», кроме как в первой сцене, превратившей жилище Фальстафа в склад театрального реквизита, никак себя затем не проявившей. Или — обратил бы внимание не некоторую разность вокального потенциала исполнителей: мужская часть состава (особенно Владислав Лысак — Форд, Андрей Кривохата — Фентон и, конечно, весьма артистичный Вадим Воловчук — Фальстаф) показалась сильнее женской. Хотя и Анне Максудовой (Квикли) не откажешь в брутальном комизме, и Светлана Малеева (Алиса Форд), и Мэри Саргсян (Наннетта) не лишены задорного сопранового обаяния. Справедливости ради напомню: эта опера — последняя в карьере Верди, по технической виртуозности считается одной из сложнейших в мире — лишь единичные труппы уверенно чувствуют себя в ее головоломной полифонии и полиритмии, предвосхищающей авангард ХХ века.

Тем больший респект исполнителям, в ряде моментов поднявшимся до истинно вердиевского уровня мастерства. Особенно это касается заключительной десятиголосной фуги, поданной на высоком градусе куража. Браво дирижеру Юрию Парамоненко и хормейстеру Людмиле Стрельцовой! Впрочем, и в тихих моментах зрителю было отчего мысленно воскликнуть «молодцы!» — например, когда, попадая в тон изысканному инструментальному импрессионизму композитора, эйфорический «хор» деревянных духовых изображал огонь вина в жилах Фальстафа, или по-балетному грациозные скрипки передавали очаровательное кокетство Наннетты в образе царицы ночных духов.

Говоря об успехе гостей из Донбасса, нельзя не сказать и о тех, кто им помогает. Помимо властей республики это Большой театр, предоставляющий сцену, шьющий сценические костюмы (для идущей в Донецке «Спящей красавицы» москвичи изготовили 300 пачек). Или тот же российский фестиваль «Видеть музыку», не впервые зовущий дончан в гости. Но все это не имело бы смысла без главного — героической преданности донецких артистов искусству и любимому краю.

«Я родился в Донецке, с 1983 года работаю в этом театре, — объясняет мне Вадим Писарев. — Выступал в разных странах, звали меня в дальние края. Но кто хотел уехать, давно уехали, а мы с коллегами остались. Кому-то надо защищать эту землю и ее культуру?»

Кстати, Вадим Яковлевич — выпускник Киевской хореографической академии, когда-то одной из сильнейших в Советском Союзе. Но сегодня с людьми по ту сторону фронта нет никакого диалога. Нет его даже с сыном легендарного донецкого певца Анатолия Соловьяненко, чье имя носит театр — тоже Анатолием, ныне главным режиссером киевского театра имени Шевченко. Тот лишь грозится забрать с малой родины памятник отца. «Забирай, — ответил ему Писарев, — мы новый поставим».

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9308
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5781
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 4492
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4399
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?