Главная Культура 00:14 30 Декабря 2009 16577
Галина Уланова: «Все мы были молодые и бог знает что вытворяли»
Ее называли Великой Немой. Непревзойденная Жизель и Джульетта, она покоряла монархов и президентов, ее фотографии носили в гимнастерках солдаты на передовой. Но ответом на поклонение было молчание. Редко кто слышал ее голос. И абсолютная сенсация — это бо
Сергей Бирюков

В сентябре 1996 года, собирая материал о Шостаковиче, я позвонил Галине Сергеевне: не поделится ли она воспоминаниями о своем великом земляке-петербуржце? Уланова взяла трубку (к тому моменту умерла жившая с ней долгие годы ее помощница и подруга Татьяна Агафонова) и неожиданно сказала: «Приходите!»

Дом советской артистической элиты на Котельнической набережной выглядел совсем не элитно: едва держащаяся на петлях входная дверь, неохраняемый подъезд. Шестой этаж, на звонок открыла сама Галина Сергеевна в домашних спортивных брюках.

Уланова, словно желая выговориться за годы молчания, рассказывала о своем детстве и юности, о том, как с отцом ходила в походы, плавала на байдарке. Водила по просторному жилищу почти без мебели с удивительно маленькой и неуютной кухней, жаловалась, что не успевает убрать пыль с пола и горок, где хранилась антикварная фарфоровая посуда. Подводила к окну гостиной, выходящему на красивейшее место Москвы у самого Кремля, печалилась, что, наверное, никогда уже не увидит свой любимый Питер: «Разве это река? Вот Нева — река!»

Попросила большую часть нашего разговора не записывать и разрешила включить диктофон, только когда речь зашла непосредственно о Шостаковиче. Тогда показалось, что разговор не задался и самое интересное оказалось незаписанным, но спустя 13 лет эта пленка стала бесценным документом великой жизни.

— Когда вы впервые встретили Шостаковича?

— В балетной школе, уже почти перед выпускными. Но сперва я познакомилась с его старшей сестрой Марией Дмитриевной, она была пианисткой и преподавала у нас фортепиано. В школе была такая традиция: женщин, которые в общежитии всегда жили на нижнем этаже, обучали игре на фортепиано, а мужчин (они жили на верхнем) — на скрипке. Я думаю, это шло с того далекого времени, когда училась моя мама, Легат и целый ряд других танцовщиков. Рояля тогда в классе не было, а темп, нужный для движения, давали на скрипке, причем играя не смычком, а пальцем — тын-тын-тын. И, наверное, юноши, кончающие школу, потом становились не только актерами, но и учителями, и им надо было уметь обращаться со скрипкой. А женщины, видимо, меньше шли в педагоги.

— Подружились с Марией Дмитриевной?

— Да, потом у нас возникли сравнительно близкие отношения, я ее называла тетя Маруся, она меня приглашала в их дом. Я там бывала, когда Шостакович писал для нас первый свой балет «Золотой век», Лопухов ставил (неточность: Федор Лопухов ставил второй и третий балеты Шостаковича «Болт» и «Светлый ручей». — «Труд-7»). В этом балете был целый акт спортивный: изображали футбол, теннис, плавание на лодках, и вот это как раз было мое. У меня в партнерах были четверо мужчин, я одна, все в купальных костюмах.

Делали акробатические трюки со мной, бог знает что вытворяли. Одной танцовщице до меня уже голову разбили, я шла, слава богу, вторым составом. Все мы были молодые — Вахтанг Чабукиани, Константин Сергеев, кто-то еще. Делали со мной такое движение: держали меня два человека тут, другие два вот тут, я как бы лежала.

И Якобсон, который эти номера ставил, решил, что должен такой маятник получиться: пока эти держат меня внизу, другие меня ногами вверх поднимают и вытягивают, я получаюсь такая стрелка, потом стрелкой падаю в противоположную сторону, а те туда быстро бегут и меня подхватывают со спины. Вот такие спортивные вещи мы делали, а потом этот самый спорт переносился и в содержание других спектаклей. И, помню, после этого балета мы пришли к Шостаковичу домой, там его милейшая мама, я ее очень хорошо знала, и тетя Маруся. Потом уже дочка Галя появилась, мне говорили, что Шостакович ее в мою честь назвал.

— А что он в балетной школе вел как педагог?

 — В выпускном классе теорию музыки. Что мы понимали в этой теории (смеется): И всегда мы смеялись. Это был первый урок, рано утром, где-то часов в девять, он прибегал, и всегда с зубным порошком на губах: не успевал с себя это стереть (смеется). Что-то такое быстро нам говорил, мы ничего не понимали, он почесывался вот так: «Ну, хорошо, вы вот это и вот это должны сделать» — и бежал куда-то дальше.

Потом в памяти осталось: у нас на углу Невского и Большой Морской стоял большой дом, там был кинематограф, не помню, как назывался, и Шостакович там играл музыку во время сеансов, чтобы заработать денег. И в этом же доме была вторая балетная школа, там преподавал такой Волынский, он еще писал такие серьезные книги, много книг, его очень трудно читать. Там и моя мама тоже преподавала.

Фильмы показывали, когда не было спектаклей и балетных занятий. И там Шостакович играл на пианино. Правда, вскоре его оттуда уволили, потому что он на ходу увлекался, начинал сочинять что-то свое, не глядя на действие, которое происходит на экране. Публика говорила: нам мешает этот пианист! Вот такие смешные эпизоды, может, не очень значительные, но сейчас мало кто помнит их.

Потом я уже жила в Москве, но родители оставались дома, папа — на пенсии, мама тоже уже закончила преподавать, я для них в Комарово дачу снимала. Это была такая общая дача для музыкантов, дом отдыха, и там мы снова оказывались рядом с Шостаковичами. В филармонии мы с Дмитрием Дмитриевичем много раз встречались. И когда он тоже переехал в Москву, виделись, но уже не так часто, не помню, чтобы я у него дома была. Он стал болеть, ноги у него ломались, люди говорили, потому что он пьет. Ничего подобного абсолютно, не пил он так, просто у него были очень некрепкие кости.

— В филармонию он вас приучил ходить?

— Нет, это дирижер Гаук, поскольку он был муж Гердт, известной танцовщицы, которая у нас преподавала. И мы перед уроком ходили в консерваторию на его репетиции, а потом уже на концерт — не все, пять-шесть человек, у кого получалось. Ведь многим не в чем было пойти и некогда. Ничего же не было ни на себя надеть, ни в себя вложить. А мы очень дружили с Танюшей Вечесловой, с ней поступали в школу. Она была очень хорошей артисткой — совершенно другого плана, чем я, драматического. Если я Мария, то она Зарема. Но всегда вместе ходили на концерты, спектакли. Я очень увлекалась, как вечер — меня дома нет. Мама: «Ты куда?» Я: «В театр!» Все же рядышком было: и филармония, и Александринка, то есть драма, и наш театр. Все оперы я переслушала, все балеты, которые не посмотрела в детстве, потому что мы детьми если и были заняты в спектакле, то знали какой-то один акт, а остальное — нет. И все равно этого было мало, теперь я это понимаю: мало что было откуда взять, потому что настоящих танцовщиков почти не осталось — они все уехали за границу.

— А как познакомились с Прокофьевым?

— Он приехал в Ленинград показать свою музыку балета «Ромео и Джульетта». В Москве ему отказали: говорят, на такую музыку спектакль нельзя ставить. В Ленинграде по-другому отнеслись, Лавровский согласился. Но он начал делать спектакль не на меня. У него жена была, балерина Чикваидзе, к сожалению, она два года тому назад умерла. И он стал пробовать на нее, не я была там первым составом. И первый спектакль должна была танцевать она. Не то чтобы я требовала: «Поставьте меня первой». Никогда у меня этого не было. Но во время репетиций на сцене как-то это изменили, и стала танцевать я.

Я Лавровскому говорила: «Леня, я понимаю эту новую музыку, где происходят драматические вещи, там мне интересно. А вот где лирические — мне мешает Чайковский, он у меня в голове сидит, а как станцевать адажио, как любовь выразить под музыку Прокофьева, я не понимаю». Он говорит: «Ты пой про себя Чайковского, а делай то, что на эту музыку надо». Я сказала: «Попробую». Мне в Прокофьеве не хватало мягкости какой то, к которой я привыкла в Чайковском. Но это же было впервые — музыка, которая совершенно уводила нас от Шопена, Чайковского.

А тут прошел спектакль «Гамлет» (Ленинградский театр-студия под руководством Сергея Радлова, музыка Прокофьева. — «Труд-7»), и я понемножку начала привыкать и к музыке. Спектакль очень непривычный, такого раньше не было. Я потом и самому Прокофьеву говорила: «Я не понимала вас в романтике, в любовной теме, но я не могла бы сейчас ничего сделать во второй части («Ромео и Джульетты». — «Труд-7»), в драматических вещах, на которые потом героиня пошла, если бы не было вашей музыки». В особенности весь последний акт, когда она вся совершенно дрожит неизвестно отчего и только в смерти ей выход. И такая здесь музыка, которая тебя заставляет быть в дрожи. Я все-таки более лирическая танцовщица. А благодаря Прокофьеву, оказывается, стала и драматической. Я сама стала другая.

— Да, это по фильму «Ромео и Джульетта» видно.

— Нет, ну фильм короткий, какие-то только отдельные кусочки. Когда Прокофьев первое время приходил к нам, он был мрачный, через очки свои так смотрел, что мы всегда побаивались, не так, как сегодня молодежь у нас перед старшими. Но, когда узнал, что наконец его музыку взяли, был очень доволен. Как ребенок радовался. И после спектакля говорит: «Идите ко мне все в «Асторию». Как сейчас помню, был прелестный зимний вечер, мы выходили из артистического подъезда, и такой, знаете, снег, именно ленинградский.

Тут, в Москве, я как-то не замечала этого, а там медленно-медленно спускались звездочки снега, и почти оттепель, тихо, без ветра, свет от фонаря: Я жила близко, на улице Гоголя. И мы все, кто на чем, на каком-то трамвае — не было же тогда машин, ничего этого мы не знали вообще — приезжали к нему, и там уже было весело, он веселый, мы веселые. Пьем за то то, за то-то. Я всегда была сдержанная, а тут почему-то мне сдуру пришло в голову, и я говорю: «Вы знаете, я никак не могла к вашей музыке привыкнуть, и, значит, у меня такое двустишие сложилось: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка в балете» (Галина Сергеевна неточно процитировала собственную шутку, которая вошла в фольклор: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». — «Труд-7»). Как они все расхохочутся! Глупость, конечно, я сделала. Но так это и осталось как моя шутка. Он сам тоже смеялся, но понял, что не сразу нам понимание его музыки далось.

Вскоре мы приехали в Москву с гастролями, и он тоже устроил небольшой вечер. Я не хотела туда идти — устала или что-то еще, не помню. Кто-то за мной приехал: Кажется, Николай Радлов, художник (их два брата было, другой — режиссер): мол, пойдемте! И там уже все — и художник Вильямс (автор декораций «Ромео и Джульетты». — «Труд-7»), и вся компания, кто участвовал в постановке. В Доме книги собрались. Нет, в Доме писателей. Там еще есть второй этаж у стенки (очевидно, антресоли Дубового зала. — «Труд 7»).

И Прокофьев опять веселый, довольный: «Господи, тут мою музыку никто не брал, а с вами спектакль имел успех». Как ребенок радовался, звал меня: «Ну пойдем еще раз, Галя, поклонимся». В радужном был настроении. Начали какую-то музыку танцевать. Вроде фокстрота или что-то такое, не знаю. Я говорю: «Я не умею!» Он: «Галя, пойдем!» Я: «Так вы мне наступите на все ноги!» Он: «Да нет!» Сделали 20 движений, я говорю: «Ой, вы уже одну ногу мне отдавили, ой, вторую!» Он говорит: «Ты неверно танцуешь, я танцую синкопы, а ты — музыку». Я говорю: «А я не умею немузыку танцевать» (смеется). Вот так мы смеялись, что он танцует синкопы, то есть между долями счета. Поэтому он на ноги мне и наступал.

И он говорит: «Все, вальс танцевать с вами не буду». Хохотали все. Вот такие отдельные случаи. Потом я его долго не видела, он уже разошелся с первой женой, женился на второй, они жили на даче на «наших горах» так называемых.

— Это Николина гора, где до сих пор многие артисты живут?

— Да, Николина, там я с ним встречалась. Потом случилось, что он умер в тот же день, когда умер Сталин. А квартира у него со второй женой была напротив Художественного театра. И мы даже не могли пройти к нему попрощаться, пошли только на следующий день. Ну, это я разбросанно вам все говорю, потому что не все помню (усмехается).

— Все-таки интересно, когда к вам пришло осознание и музыки Шостаковича?

— Вы знаете, мне, к сожалению, не пришлось танцевать ни одного его спектакля, кроме первого — «Золотого века». Поэтому мне трудно сказать. Он же писал в основном не для театра — симфонии.

— Но вы, наверное, участвовали как педагог-репетитор в восстановлении «Золотого века» Григоровичем в 80-е годы?

— Ну, может, что-то репетировала. Я сейчас не помню. Но он ставил уже совсем по-другому. А как танцовщица я с Шостаковичем больше не соприкасалась. Когда я в консерватории слушала его вещи — удивлялась, что-то на меня действовало внутренне, я чувствовала это нутром, но не своим искусством. Понимаете, вот человечески я в этом ощущала его самого, его манеру быстро говорить что-то. Он не похож ни на кого. И думал он тоже очень по-своему, видел не так, как другие.

Художнику дано видеть то, что другим сперва трудно понять. А потом, когда ты уже начинаешь понимать, то видишь, что именно вот только так и можно делать. У него были любимые инструменты в оркестре. Вот как мы любим людей определенного характера, так и он без этих инструментов не мог обойтись. Конечно, надо использовать весь оркестр, но эти инструменты он любил в особенности. Духовые. Скрипки — меньше. Душой всегда чувствовал, что тут должен сыграть вот такой-то инструмент, а не иной. Но это надо музыкантов спрашивать, они вам точнее скажут, а мне стыдно на эту тему говорить, я это не знаю так хорошо. Могут меня и не понять, сказать: все неверно!

— В Шостаковиче вам тоже недоставало лирического начала?

— Да, не хватало какой-то лирики, я ее не чувствовала в нем. Той лирики, к которой привыкла с раннего возраста, со старых спектаклей, которые смотрела, сама ими занималась, может, и малоинтересных, но привычных. Он своеобразно относился к жизни, к людям. А чем я старше становлюсь, тем я как-то больше понимаю.

— А то, что он ленинградец, не вызывало к нему и его музыке особого отношения?

— Ну, конечно, да, несомненно. Но я боюсь углубляться в эту тему. Вы извините, душой-то я это, может быть, понимаю, но высказать не могу. Серьезного или глубокого чего-то я не могу вам о нем рассказать. Нельзя, понимаете?

Наше досье

Галина Уланова родилась в Петербурге 8 января 1910 года.

Училась у собственной матери и Агриппины Вагановой.

С 1928-го — в Ленинградском театре оперы и балета (ныне — Мариинский).

В 1944–1960 годах — солистка Большого театра. Исполнение Улановой сцены сумасшествия в «Жизели» (1932) признано непревзойденным.

Впервые создала образы Марии в «Бахчисарайском фонтане» Б. Асафьева (1934), Джульетты в «Ромео и Джульетте» С. Прокофьева (1940).

До конца жизни (21 марта 1998 года) — балетмейстер-репетитор Большого театра.

Среди учеников — Максимова, Васильев, Тимофеева, Семеняка, Семизорова, Цискаридзе.

Народная артистка СССР, дважды Герой Социалистического Труда. Скульптура Улановой в Стокгольме (1984) — первый прижизненный памятник русскому человеку за границей.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11226
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 6797
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6537
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6020
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5634
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?