Новости
Главная Культура 18:53 01 Марта 2020 1224
Разумные «Медведи»

Берлинский кинофестиваль-2020 подвел итоги

Зара Абдуллаева, спецкор «Труда», Берлин
Германо-чешско-иранский фильм Мохаммада Расулофа «Зла не существует» получил «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля

Жюри во главе с Джереми Айронсом распределило награды одного из самых представительных киносмотров мира, завершившегося 1 марта в Берлине, почти безупречно. Единственный достойный фильм, оставшийся за бортом, – «Дни» Цай Минляна, тайваньского гения, давно не снимавшего, но сейчас показавшего класс современного искусства.

Кадр из фильма «Я хотел спрятаться» Джорджио Диритти (Италия)

В кулуарах фестиваля искусство Цая квалифицировалось как «посткино», снятое без единой реплики, с долгими планами и напоминающее скорее видеоарт. Допустим, что так. Но совершенство этой картины о двух одиночках в большом городе (один мучается головной болью, другой пытается облегчить его участь эротическим массажем) несомненно. Многие мотивы прежних картин Цая здесь существуют в почти абстрактной форме. Но всегдашнее его ощущение «опасной чувственности» передано весьма ярко. А мелодия из чаплиновских «Огней большого города», льющаяся из крохотной шарманки, утепляет трагизм повседневности, в которую режиссер заключил свой актерский дуэт. Увы, идеальный ритм, глаз художника, тревожность и строгость мизансцен были жюри проигнорированы.

«Золотой медведь» по праву и ожидаемо достался картине Мохаммада Расулофа «Зла не существует». На фестивале иранский режиссер не появился, так как исламистские власти запретили ему снимать кино и тем более выезжать за пределы страны за протестную деятельность. Тем не менее ему удалось втайне сделать фильм, состоящий из четырех новелл (короткометражки снять в Иране легче и незаметнее) против смертной казни. Бескомпромиссный автор и человек, наказанный за свои взгляды в родной стране, был по справедливости поддержан фестивалем, известным своей четкой политической позицией.

В первой новелле благоверный отец семейства проводит мирный хлопотный день с женой и дочкой, печется о своей матери, однако ночью отправляется на работу, где заваривает чай и (мы пока не знаем о его службе) вполне комфортно себя чувствует. Вдруг на щите загораются лампочки, он включает рубильник, и зрители видят за стеклом его каморки ноги повешенных.

Рассказ о палаче сменяется историей об армейских новобранцах, один из которых не желает сопровождать заключенного на казнь. Он пытается найти себе замену среди других солдатиков, однако тщетно. Тогда герой решается на чрезвычайное: отбирает автомат у тюремщика, надевает на него наручники и сбегает. Не запятнавший себя насилием, постаревший, он появится в четвертой новелле – заплативший за свой моральный выбор тем, что был вынужден скрываться и провести всю жизнь без документов в отдаленной безлюдной местности.

Еще одна история – о молодом человеке, собирающемся в день рождения любимой девушки сделать ей предложение, но в ее доме вместо праздника – поминки. Погиб друг семьи, иранский диссидент и интеллектуал. На его фотографии жених – один из служащих той системы, в которой не захотел состоять герой двух других новелл, – узнает того, кого казнил. То есть, подчиняясь служебному долгу, просто выбил из-под ног жертвы режима скамейку. Истерика и раскаяние палача – одна из сильнейших сцен в фильме.

Приятной неожиданностью стало награждение «Серебряным медведем» в честь 70-летия Берлинале комедии Бенуа Делепина и Гюстава Керверна «Удалить историю». Остроумный и глубокий, свободный от всякого пафоса фильм становится хроникой жизни трех французских лузеров, обаятельных в своих маниях и уморительных в неразрешимых повседневных проблемах.

Кадр из фильма «Женщина, которая убежала» Хан Сансу (Республика Корея)

«Серебряный медведь» за режиссуру был выдан чудесному корейцу Хон Сансу. «Женщина, которая убежала», – едва ли не лучший его фильм за последнее время, а снимает он много, почти каждый год. Минимализм, свойственный этому автору, огранен здесь остроумными, почти клоунскими репризами, повторами абсурдистских и одновременно обыденных реплик, непритязательными и вместе с тем загадочными отношениями героев. Героиня встречается со своими подружками на окраине Сеула, и они, давно не видевшись, болтают о том о сем. О мужчинах и прическах, готовке, еде и кино. Всё. Но оторваться от экрана невозможно. И это врожденное кинематографическое чувство обеспечивает Хон Сансу его неповторимое, очень легкое режиссерское дыхание.

Лучшей актрисой названа немка Паула Бир, сыгравшая в фильме Кристиана Петцольда «Ундина» современную берлинскую русалочку, по совместительству – историка градостроительства. Ничего, впрочем, выдающегося в этом пустоватом фильме с претензией она не показала, но и ворчать по такому поводу не пристало. Зато приза за лучшую мужскую роль к общему удовлетворению удостоился Элио Джермано, отдавший немалые актерские силы своему израненному (психически и физически) персонажу – отчаянному художнику-примитивисту Антонио Лигабуэ.

Кадр из фильма «Ундина» Кристиана Петцольда (Германия)

Награда «За выдающиеся художественные достижения» была вручена Юргену Юргесу, уникальному немецкому оператору, сотворившему свое съемочное чудо на проекте «Дау». В Берлине он был премирован за фильм «Дау. Наташа», который вызвал яростные споры в Сети, прессе и частных беседах. Мастерством в этой трудной и долгой работе Юргес не ограничился. Он придумал собственный способ съемки, постановки света в нетрадиционных предлагаемых обстоятельствах и воссоздал на экране гремучую многоуровневую советскую Утопию в небывалой оптике, отважных ракурсах, жалостливых и страшных портретах участников тоталитарного космоса.

Второй по значению приз – Гран-при жюри – получила американка Элайза Хиттман за фильм «Никогда, редко, иногда, всегда». На американском фестивале независимого кино «Санденс» этот опус уже получил приз «за неореализм». Таким образом отборщики Берлинале включили картину в официальный конкурс вопреки тому, что мировая премьера прошла не в Берлине. Очевидно, что им очень хотелось такую работу иметь.

Кадр из фильма «Никогда, изредка, иногда, всегда» режиссера Элизы Хиттман (США)

Впечатления журналистов разделились: одни сочли этот фильм слишком простеньким, другие – очень тонким. Поразительно, однако, что в рейтинге иностранной прессы «Никогда….» получил самую высокую оценку, которая совпала и с мнением жюри. Что же до иранского фильма, отказать ему в главной награде было бы бесчеловечно.

«Никогда, редко, иногда, всегда» – рассказ о семнадцатилетней девушке из захолустного городка в Пенсильвании, решившей сделать аборт и для этого поехавшей в Нью-Йорк. В ее родном штате такую операцию можно совершить только с согласия родителей. А Отомн (в переводе «Осень»), гениально сыгранная Сидни Флэниган, ни маме, ни отчиму ничего докладывать не хочет. Вместе с кузиной Скайлар (великолепная Талия Райдер) они подрабатывают в супермаркете на кассе. Вместе отправляются в Нью-Йорк. Вместе справляются с заботами провинциалок в мегаполисе. Вместе и возвращаются домой.

Сдержанность, недоговоренность, мельчайшие нюансы реактивности этих актрис побуждают оценить «незаметную» режиссуру Хиттман по высшему разряду. Это та живая жизнь, которая действительно может быть названа неореализмом. Отсутствие эффектных приемов, отказ от радикальных изгибов сюжета, магнетизм кинематографической материи, сотканной «из ничего», выводят этот фильм из ряда вон. Даже на фоне таких неординарных берлинских премьер, как шоковая (а кого-то шокирующая) «Дау. Наташа» или хрустальная по режиссуре «Женщина, которая убежала» Хон Сансу.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8967
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5734
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4357
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Книжный магазин во Франции. Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

У маркетологов есть такое понятие — «мотив покупки». Что заставляет человека приобретать вещь не самую жизненно необходимую, недешевую, да еще, как правило, для разового использования? Да, я говорю...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?