Главная Культура 18:53 01 Марта 2020 1284
Разумные «Медведи»

Берлинский кинофестиваль-2020 подвел итоги

Зара Абдуллаева, спецкор «Труда», Берлин
Германо-чешско-иранский фильм Мохаммада Расулофа «Зла не существует» получил «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля

Жюри во главе с Джереми Айронсом распределило награды одного из самых представительных киносмотров мира, завершившегося 1 марта в Берлине, почти безупречно. Единственный достойный фильм, оставшийся за бортом, – «Дни» Цай Минляна, тайваньского гения, давно не снимавшего, но сейчас показавшего класс современного искусства.

Кадр из фильма «Я хотел спрятаться» Джорджио Диритти (Италия)

В кулуарах фестиваля искусство Цая квалифицировалось как «посткино», снятое без единой реплики, с долгими планами и напоминающее скорее видеоарт. Допустим, что так. Но совершенство этой картины о двух одиночках в большом городе (один мучается головной болью, другой пытается облегчить его участь эротическим массажем) несомненно. Многие мотивы прежних картин Цая здесь существуют в почти абстрактной форме. Но всегдашнее его ощущение «опасной чувственности» передано весьма ярко. А мелодия из чаплиновских «Огней большого города», льющаяся из крохотной шарманки, утепляет трагизм повседневности, в которую режиссер заключил свой актерский дуэт. Увы, идеальный ритм, глаз художника, тревожность и строгость мизансцен были жюри проигнорированы.

«Золотой медведь» по праву и ожидаемо достался картине Мохаммада Расулофа «Зла не существует». На фестивале иранский режиссер не появился, так как исламистские власти запретили ему снимать кино и тем более выезжать за пределы страны за протестную деятельность. Тем не менее ему удалось втайне сделать фильм, состоящий из четырех новелл (короткометражки снять в Иране легче и незаметнее) против смертной казни. Бескомпромиссный автор и человек, наказанный за свои взгляды в родной стране, был по справедливости поддержан фестивалем, известным своей четкой политической позицией.

В первой новелле благоверный отец семейства проводит мирный хлопотный день с женой и дочкой, печется о своей матери, однако ночью отправляется на работу, где заваривает чай и (мы пока не знаем о его службе) вполне комфортно себя чувствует. Вдруг на щите загораются лампочки, он включает рубильник, и зрители видят за стеклом его каморки ноги повешенных.

Рассказ о палаче сменяется историей об армейских новобранцах, один из которых не желает сопровождать заключенного на казнь. Он пытается найти себе замену среди других солдатиков, однако тщетно. Тогда герой решается на чрезвычайное: отбирает автомат у тюремщика, надевает на него наручники и сбегает. Не запятнавший себя насилием, постаревший, он появится в четвертой новелле – заплативший за свой моральный выбор тем, что был вынужден скрываться и провести всю жизнь без документов в отдаленной безлюдной местности.

Еще одна история – о молодом человеке, собирающемся в день рождения любимой девушки сделать ей предложение, но в ее доме вместо праздника – поминки. Погиб друг семьи, иранский диссидент и интеллектуал. На его фотографии жених – один из служащих той системы, в которой не захотел состоять герой двух других новелл, – узнает того, кого казнил. То есть, подчиняясь служебному долгу, просто выбил из-под ног жертвы режима скамейку. Истерика и раскаяние палача – одна из сильнейших сцен в фильме.

Приятной неожиданностью стало награждение «Серебряным медведем» в честь 70-летия Берлинале комедии Бенуа Делепина и Гюстава Керверна «Удалить историю». Остроумный и глубокий, свободный от всякого пафоса фильм становится хроникой жизни трех французских лузеров, обаятельных в своих маниях и уморительных в неразрешимых повседневных проблемах.

Кадр из фильма «Женщина, которая убежала» Хан Сансу (Республика Корея)

«Серебряный медведь» за режиссуру был выдан чудесному корейцу Хон Сансу. «Женщина, которая убежала», – едва ли не лучший его фильм за последнее время, а снимает он много, почти каждый год. Минимализм, свойственный этому автору, огранен здесь остроумными, почти клоунскими репризами, повторами абсурдистских и одновременно обыденных реплик, непритязательными и вместе с тем загадочными отношениями героев. Героиня встречается со своими подружками на окраине Сеула, и они, давно не видевшись, болтают о том о сем. О мужчинах и прическах, готовке, еде и кино. Всё. Но оторваться от экрана невозможно. И это врожденное кинематографическое чувство обеспечивает Хон Сансу его неповторимое, очень легкое режиссерское дыхание.

Лучшей актрисой названа немка Паула Бир, сыгравшая в фильме Кристиана Петцольда «Ундина» современную берлинскую русалочку, по совместительству – историка градостроительства. Ничего, впрочем, выдающегося в этом пустоватом фильме с претензией она не показала, но и ворчать по такому поводу не пристало. Зато приза за лучшую мужскую роль к общему удовлетворению удостоился Элио Джермано, отдавший немалые актерские силы своему израненному (психически и физически) персонажу – отчаянному художнику-примитивисту Антонио Лигабуэ.

Кадр из фильма «Ундина» Кристиана Петцольда (Германия)

Награда «За выдающиеся художественные достижения» была вручена Юргену Юргесу, уникальному немецкому оператору, сотворившему свое съемочное чудо на проекте «Дау». В Берлине он был премирован за фильм «Дау. Наташа», который вызвал яростные споры в Сети, прессе и частных беседах. Мастерством в этой трудной и долгой работе Юргес не ограничился. Он придумал собственный способ съемки, постановки света в нетрадиционных предлагаемых обстоятельствах и воссоздал на экране гремучую многоуровневую советскую Утопию в небывалой оптике, отважных ракурсах, жалостливых и страшных портретах участников тоталитарного космоса.

Второй по значению приз – Гран-при жюри – получила американка Элайза Хиттман за фильм «Никогда, редко, иногда, всегда». На американском фестивале независимого кино «Санденс» этот опус уже получил приз «за неореализм». Таким образом отборщики Берлинале включили картину в официальный конкурс вопреки тому, что мировая премьера прошла не в Берлине. Очевидно, что им очень хотелось такую работу иметь.

Кадр из фильма «Никогда, изредка, иногда, всегда» режиссера Элизы Хиттман (США)

Впечатления журналистов разделились: одни сочли этот фильм слишком простеньким, другие – очень тонким. Поразительно, однако, что в рейтинге иностранной прессы «Никогда….» получил самую высокую оценку, которая совпала и с мнением жюри. Что же до иранского фильма, отказать ему в главной награде было бы бесчеловечно.

«Никогда, редко, иногда, всегда» – рассказ о семнадцатилетней девушке из захолустного городка в Пенсильвании, решившей сделать аборт и для этого поехавшей в Нью-Йорк. В ее родном штате такую операцию можно совершить только с согласия родителей. А Отомн (в переводе «Осень»), гениально сыгранная Сидни Флэниган, ни маме, ни отчиму ничего докладывать не хочет. Вместе с кузиной Скайлар (великолепная Талия Райдер) они подрабатывают в супермаркете на кассе. Вместе отправляются в Нью-Йорк. Вместе справляются с заботами провинциалок в мегаполисе. Вместе и возвращаются домой.

Сдержанность, недоговоренность, мельчайшие нюансы реактивности этих актрис побуждают оценить «незаметную» режиссуру Хиттман по высшему разряду. Это та живая жизнь, которая действительно может быть названа неореализмом. Отсутствие эффектных приемов, отказ от радикальных изгибов сюжета, магнетизм кинематографической материи, сотканной «из ничего», выводят этот фильм из ряда вон. Даже на фоне таких неординарных берлинских премьер, как шоковая (а кого-то шокирующая) «Дау. Наташа» или хрустальная по режиссуре «Женщина, которая убежала» Хон Сансу.

Культура 00:05 / 24 Января 2025 26136
Кина не будет?

Команда Никиты Михалкова готовит к сносу Центральный дом кино

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
30000 кв.м элитного жилья с садами на крышах и подземными парковками планируется возвести на месте приговоренного к сносу Дома кино. Фото Юрия Феклистова

1 февраля Дом кино, который появился в Москве в 1934 году по инициативе Сергея Эйзенштейна, закрывается на реконструкцию. Сегодня комплекс состоит из двух зданий: Алексеевского народного дома 1908 года постройки,...

Один из создателей музея «Полторы комнаты», глава градозащитного общества «Старый Петербург» делится с «Трудом» своими воспоминаниями

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из личного архива Михаила Мильчика

«В Рождество все немного волхвы...». В недавние рождественские дни сами собой вспоминались эти строки Иосифа Бродского. Историк, реставратор и искусствовед Михаил Мильчик дружил с поэтом в пору, когда Бродский...

Коттедж стоимостью 2,8 млн долларов музыкант, больше десяти лет проживающий в Лос-Анджелесе, купил в 2018 году в ипотеку 

Илья Лагутенко. Фото: © Aleksey Smyshlyaev, globallookpress.com

Фронтмен группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко, который уже больше десяти лет проживает в Лос-Анджелесе и высказывался против российской спецоперации на Украине, лишился своей недвижимости в штате Калифорния в результате масштабных...

Криминал в культовом сериале усмотрел депутат Брянской областной думы, глава движения «Россия Православная» Михаил Иванов

Труд
Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

За несколько дней до Нового года Netflix показала второй сезон культового корейского сериала «Игра в кальмара». И хотя пока по количеству зрителей он уступает сезону первому, ставшему рекордным для платформы,...

Спектакль «Калечина-Малечина» Сойжин Жамбаловой из Няганского ТЮЗа повествует о недетских проблемах детей

Анна Чепурнова
Труд
И хотя героиня — 10-летняя девочка Катя, и книга, и спектакль рассчитаны на взрослую аудиторию. Фото с сайта Няганского ТЮЗа

В Театре Наций в рамках гастролей спектаклей — победителей ХХI фестиваля театров малых городов показали «Калечину-Малечину» Сойжин Жамбаловой из Няганского ТЮЗа. В основе постановки, приехавшей из Ханты-Мансийского...

Культура 00:20 / 07 Февраля 2025 10248
«Чапаев» - и пустота?

Невероятные приключения «Ленфильма», где когда-то снималась отечественная киноклассика

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Председатель совета директоров «Ленфильма» Федор Бондарчук доложил об успехах и ушел рулить другими киностудиями. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Смена директоров «Ленфильма», еще недавно похожая на остросюжетный блокбастер, нынче напоминает неоправданно затянутую мыльную оперу. Причем, как во всяком плохом сериале, финал зрителям заранее известен. Еще в 2016...

Он был сыном народного артиста СССР Ростислава Янковского

Фото: «Комсомольская правда»/Russian Look, globallookpress.com

Ушел из жизни актер театра и кино, бизнесмен и медиаменеджер, один из основателей Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Игорь Янковский. Об этом сообщило интернет-издание Sostav со ссылкой на свои источники. Янковский скончался...

Он скончался на 60-м году жизни

Кадр из сериала «Перевозчик» с сайта kino-teatr.ru

Ушел из жизни российский актер театра и кино Игорь Ромащенко, известный по своей роли в телевизионном сериале «Папины дочки». Ему было 59 лет. О смерти Ромащенко сообщило издание «Аргументы и факты» со ссылкой на друга...

Что такое «нечто» по отношению к спектаклям и концертам знаменитого театра

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Если считать все петербургские постановки «Аиды», начиная с первой, в 1875 году, нынешняя будет уже восьмой. Фото пресс-службы Мариинского театра

Премьера одной из самых знаменитых опер мирового репертуара грядёт в феврале в Мариинском театре. Как там обещают, зрелище будет грандиозным. Зрителей ожидает немало открытий, несмотря на то, что это далеко не первое обращение труппы к данному...

Андрея Данилко уже отказались выпускать за границу без сопровождения представителей спецслужб и обязали отдавать часть гонораров киевским властям 

Фото: © Alexander Keltik, globallookpress.com

Украинский шоумен Андрей Данилко, широко известный благодаря сценическому образу Верки Сердючки, может оказаться мобилизован в ряды украинских вооруженных сил (ВСУ) и отправлен на фронт. Об этом в среду, 5 февраля сообщает Telegram-канал...

На экраны вышел исторический блокбастер «Злой город». Каким он получился?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Актриса Леонела Мантурова сыграла молодую женщину, которая к финалу фильма превращается в Богиню возмездия

Это новая попытка осмыслить события седой старины, а конкретнее, борьбу Руси с татаро-монгольским нашествием. В центре фильма — героическая оборона небольшого города Козельска, который в 1238 году встал на пути...

На экраны выходит российско-грузинский фильм «Снег в моем дворе», получивший престижный приз на крупном международном фестивале

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Досуг Левана разделяют две собаки: Большая и Маленькая Джесси, которых он нежно опекает

Снял фильм режиссер Бакур Бакурадзе. Он вырос в Тбилиси, учился во ВГИКе у Марлена Хуциева, к 50 годам поставил три фильма. «Шультес» и «Охотник» побывали на фестивале в Каннах,...

Лауреат литературных премий Евгений Чигрин - об исцеляющей силе искусства

Дарья Ефремова
Труд
Фото Юрия Феклистова

В издательстве «РИПОЛ классик» вышла книга избранных сочинений Евгения Чигрина «Болотный огонь» — 540-страничный том создавался на протяжении 12 лет. Чем не повод для гордости? Но лауреат...

Что не так с фильмом, премированном на Венецианском кинофестивале

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Героиня Николь Кидман не устояла перед наглым обаянием молодого стажера

На экраны выходит фильм «Плохая девочка» с Николь Кидман в главной роли. После бесчисленных детских сказок, захлестнувших новогодний экран, это в полной мере взрослый фильм, удостоенный приза за лучшее исполнение...

Телеканал ТНТ подал в суд на строительную компанию, использовавшую в своей рекламе образы Равшана и Джамшута

Труд
Зная блестящий профессионализм этой парочки, ее трудолюбие и желание угодить заказчику, невольно задаешь вопрос: а правильный ли маркетинговый ход выбрали строители?

Рядовой телезритель даже не подозревает, сколько всевозможных судебных разбирательств происходит вокруг их любимых программ и героев. Вот свежий пример. Некая компания, занимающаяся строительно-ремонтными работами, на своей...

Культура 00:17 / 24 Января 2025 4684
Улитка на склоне лет

В Московском театре юного зрителя главный режиссер Петр Шерешевский поставил «Улитку на склоне» по повести братьев Стругацких

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото с сайта МТЮЗ

На современной сцене их произведения не столь частые гости, так что перед походом на спектакль нелишним будет освежить в памяти книгу, так много сказавшую читателям в 1960-е. «Улитка на склоне»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?