Главная Культура 00:04 01 Ноября 2019 1461
Александр Градский. Жил-был он

Одна из ключевых фигур в русской культуре второй половины XX века отметит 70-летие

Александр Беляев, музыкальный критик
Фото: © Anatoly Lomokhov, globallookpress.com

Эти фото примелькались в интернете: немолодой мужчина с длинными, по старой рокерской моде, волосами и фигурой, очень далекой от спортивной, ведет по пляжу за руку стройную юную красотку — по всей видимости, актрису, или певицу, или фотомодель. Но это как раз тот случай, когда не возмущаться надо, а следовать совету генералиссимуса: «Что делать будем? Завидовать будем». Ведь на фото не какой-нибудь «папик», а певец и автор замечательных песен, с которыми мы, кажется, прожили юность и живем дальше. Александр Градский, которому послезавтра исполняется 70 лет.

Градский — одна из ключевых фигур в русской культуре второй половины XX века. Обладатель удивительного фальцета, автор десятков песен и композиций, маэстро в любом стиле — от рок-н-ролла до оперы. Один из немногих оставшихся основоположников.

Начал музыкальную карьеру (ни о каких рок-карьерах в те годы речи не было) в 1965-м в группе «Славяне». Она третья по времени советская рок-команда — первой были Brothers, второй, уже русскоязычной — «Сокол» (от которой осталась песенка «Фильм, фильм, фильм» для одноименного мультфильма Федора Хитрука). Градский настаивал, что исполнять нужно только свое и на русском языке.

Напомню, в 1965-м рок — новинка и на Западе, еще не миновали пика своей моды The Beatles. В 1966-м Александр собрал легендарную группу «Скоморохи». Засветился в не менее славных «Скифах». Начал сотрудничать с композитором Давидом Тухмановым — и маститый советский хитмейкер, тоже увлекавшийся рок-н-роллами и твистами, пригласил Градского спеть в альбоме «Как прекрасен мир». Пластинка вышла на «Мелодии» (где ж еще ей было тогда выйти?) в 1972 году. Молодой Градский исполняет там «Джоконду» на стихи Татьяны Сашко и «Жил-был я» на стихи Семена Кирсанова. Великие вещи, даже если вслушаться в них сегодня.

Примерно в то же время он попадает в мир большого кино — его в качестве певца и композитора саундтрека «Романса о влюбленных» приглашает Андрей Кончаловский. В одном интервью Градский рассказывал о знакомстве с модным режиссером, представителем вечной культурной династии Михалковых. Дескать, Кончаловский где-то услышал его, 25-летнего выпускника Гнесинки, и сказал: иди сюда! Сам иди, якобы ответил певец, который уже тогда знал себе цену.

И якобы Кончаловский хотел подставить в фильм музыку именно Градского, а в титрах указать другого, более «проходного» композитора. Что, конечно, вызвало у молодого певца бурю протеста, и в титры его вставили...

Творческую задачу перед Градским режиссер поставил трудновыполнимую: «Песни должны звучать профессионально, и в то же время необходимо создать иллюзию непрофессионализма, будто поет простой парень, ну, скажем, водитель автобуса». Градский справился блестяще. А потом оказался в не менее культовом режиссерском кинодебюте брата Кончаловского, Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» 1974 года — там он поет на титрах «Песню о корабле».

Работа в кино дала Градскому и главный его хит, «визитную карточку» — песню «Как молоды мы были». Примечательно, что вещь эту Александра Пахмутова и Николай Добронравов написали в 1975 году для фильма «Моя любовь на третьем курсе», который вышел в 1976-м, и если тогда кто-то и смотрел эту розовощекую комсомольскую чепуху, то сейчас она забыта напрочь, даже в русской «Википедии» странички про картину нет. Но первые строчки песни, «Оглянись, незнакомый прохожий...», спетые чистым звенящим голосом Градского, похоже, в ушах у всех навсегда. Певец утверждает, что тут сыграло роль стечение обстоятельств.

«Я записывался на «Мосфильме», пел в картине «Романс о влюбленных», когда ко мне подошел знакомый звукорежиссер и спросил, не хочу ли я записать песню еще для одного кинофильма. Вот тогда и познакомился с Александрой Николаевной. Идея была такова: люди после тяжелого трудового дня собираются у костра и поют эту сугубо лирическую песню. А я предложил немножко ее изменить — третий куплет петь на октаву выше. И Пахмутова специально под мой голос переделала аранжировку».

Тут надо бы напомнить, как сам Евгений Светланов пригласил Градского спеть в Большом театре Звездочета в опере «Золотой петушок». И о том, что Александр одним из немногих русских рок-музыкантов получил профессиональное композиторское образование, и не у кого-нибудь, а у Тихона Хренникова. И про то, что можно ежиться от его колючих фраз, на которые он мастак с юности (Градский, похоже, не признает авторитетов), но нельзя не разглядеть в нем высокого профессионала, мастера, которому все жанры по плечу и которому есть что сказать городу и миру.

Кстати, про авторитеты. Он и признанных иностранных звезд не всегда чтит, готов к пикировке и с ними. Уморительно рассказывал о том, как столкнулся, например, с Лайзой Миннелли в одном благотворительном проекте. «Она поет плохо, но женщина очень интересная...» Делалась запись, посвященная армянскому землетрясению 1988 года, участвовало множество мировых звезд, каждый артист должен был спеть по фразе в песне, которую специально написал Шарль Азнавур.

«Лайза шесть или семь раз спела, и все семь раз фальшиво. А я спел сразу. Тогда она меня спросила: «Ты откуда взялся такой?» Я говорю: «Из России». А она мне: «Этого быть не может, в России так не поют». Я ей опять: «Ну, из России я, чего ты привязалась?» Она тогда: «А ну скажи мне dirty words по-русски!» То есть, мол, выругайся. Дело в том, что у нее был близкий знакомый Михаил Барышников. И она, наверное, от него набралась русских изысков. Ну, я ей сказал все что думаю. А она тогда: «О, точно! Ты русский. Миша говорил то же самое». Пос-ле совместного выступления я уехал на разбитом такси в аэропорт и улетел домой. А она в огромном лимузине с девятью собаками, пятнадцатью телохранителями и четырьмя чемоданами направилась к себе в апартаменты. Вот такой шоу-бизнес. Чтобы быть богатым, не обязательно хорошо петь».

Сам он до сих пор звучит очень эффектно. В том числе в своих авторских песнях, с исполнением которых, правда, не частит. А жаль. Когда уходят со сцены оркестры, аккомпанирующие ему оперные арии, и берет он в руки гитару, оставаясь один на один с публикой, — вот тогда, кажется, и наступает главное. Наш «русский Паваротти» сочетает, на первый взгляд, несочетаемое: оперную подачу и ироничные тексты на злобу дня, практически публицистику. И ведь уживается это все, да еще как!

Кстати, живя всю свою жизнь на сцене как бы отдельно от других, Градский отдает должное именно тем товарищам по рок-цеху, которым есть что сказать. Вот его строки: «Не Андерса да Болена, / А Шевчука с Бутусовым / С базара понесут». Оказывается, не так уж далеки современные русские рокеры от Николая Алексеевича Некрасова. Равно как от Галича и других печальников русского народа.

И все-таки за Градским, в отличие от иных его коллег, не идет слава сугубо политического певца. Его посты не разносят сумасшедшими тиражами «Фейсбук» и прочие соцсети, его нравоучения не заполняют блоги фрондирующей радиостанции. Но само его присутствие где-то здесь, рядом, добавляет во взгляде на действительность иронии, сарказма, неприятия фальши и казенщины. Если хотите, смысла! Как в том старом анекдоте про диссидента, раздававшего на Красной площади чистые листки: «И так же все понятно».

А тем, кому непонятно, стоит вслушаться в его песни на концертах: «В России последние сто лет / Никто уж ни с кем не спорит, / Вот слово сказал — поносят, / Косою махнут и скосят. / Чуть высунул голову — сносят, / Не плача по волосам». Притом удивительно: и в песнях 1970-х, и в новых вещах — совершенно та же горько-ироническая интонация: «И надобно жить осторожно / И не рисковать острожно. / Поскольку любого можно... / Законно любого можно / Лишить и свободы и рая. / По-тихому — это можно... / По-быстрому — тоже можно... / Украсть — ну конечно, можно! / И лгать себе — в общем, можно, / Как пешкой, собой играя...»

Скажете, эксплуатация однажды найденного? Да нет, причина, думается, в другом: это не мы ли с вами наступаем на те же грабли, это не наша ли страна умудряется, меняясь неузнаваемо, не меняться ни на йоту, век от века наступая на те же грабли? А вы почему-то хотите совсем новых песен... Нет, это вопросы не к Градскому.

Да, кстати, были бы вы даже самой юной, прекрасной и талантливой девушкой — неужели не побежали бы за таким умным, ярким и мудрым дядькой? Да еще и имеющим свой Театр Градского, где таким вот молодым, талантливым открыта дорога?

Да я бы сам побежал.

Комментарии для сайта Cackle

Отчего дамы и господа из «ящика» так переполошились при явлении «Кальмара» народу?

Сергей Беднов
Труд
У «Игры» отличный сценарий, полный интриг, держащих зрителя в напряжении. Фото: Rolf Vennenbernd/dpa, globallookpress.com

Вообще-то «Труд» редко пишет о телевизионных премьерах на платных сервисах. Но здесь случай особый. Корейскому сериалу «Игра в кальмара», показанному Netflix и ставшему самым прибыльным проектом...

На «Оскар» от нашей страны будет претендовать новая работа ученицы Сокурова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Разжимая кулаки» с сайта kinopoisk.ru

Ранее фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки» завоевал Главный приз в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, а после показов в Нью-Йорке, Иерусалиме, Торонто, Сан-Себастьяне приобрел широкую...

Ну вот, на смену худруку-режиссеру в МХТ имени Чехова пришел худрук-артист

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Очевидно, что легко Константину Юрьевичу не будет. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На этой неделе Минкультуры слегка ошеломило новостью: уходит стоявший у руля Сергей Женовач. Впрочем, для тех, кто пристально следил за жизнью театра в Камергерском, это событие не стало таким уж неожиданным. Когда...

Маэстро Морихиро Ивата 30 лет работает в главных труппах России

Екатерина Беляева
Труд
Партия Шута в «Лебедином озере» – одна из коронных в репертуаре Морихиро Иваты. Фото из его личного архива

Грамота Министерства иностранных дел Японии, ежегодно отмечающего тех, кто вносит особый вклад в развитие отношений с зарубежными странами, на днях была вручена японско-российскому танцовщику и хореографу Морихиро Ивате....

Культура 21:01 / 30 Октября 2021 10869
Гражданство за любовь

Уругвайская кинозвезда Наталия Орейро стала гражданкой России. А мы почему-то недовольны

Труд
Наталия бывала у нас десятки раз и даже свой инстаграм ведет по-русски. Фото: Дарья Парчинская/Russian Look, globallookpress.com

При всем обожании зрительниц старшего поколения сериала «Дикий ангел» и Наталии Орейро язык не повернется сказать, что россияне пришли в восторг, узнав, что уругвайской звезде и ее сыну даровано гражданство...

Сразу в нескольких городах Калининградской области власти объявили «тихую войну» памятникам

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Парковая скульптура «Несущая воду» – самая известная работа немецкого мастера Германа Брахерта. Теперь она хранится в музее, а вокруг ее копий ломаются копья… Фото из открытых источников

Советск Калининградской области до 1946 года назывался Тильзитом. А в 1807-м здесь состоялись переговоры двух императоров: Александра I и Наполеона, по итогам которых между Россией и Францией был подписан Тильзитский...

«Включаешь телевизор - там тесты ДНК, драки, за волосы друг друга таскают, грубость, оскорбления - ужас!» - посетовала спикер СФ Валентина Матвиенко

Труд
Фото: пресс-служба Совета Федерации, globallookpress.com

Валентина Матвиенко, спикер СФ — Включаешь телевизор — там тесты ДНК, драки, за волосы друг друга таскают, грубость, оскорбления — ужас! Я уж не говорю о жестокости, о наших детективах,...

Известный телеведущий находит в родной стране аналоги самых диковинных мировых достопримечательностей

Анна Чепурнова
Труд
Самое трудное – решить, куда отправиться. Не потому, что все видено, а наоборот – велик выбор. Фото предоставлены телеканалом «Моя Планета»

Оскар Уайльд писал: «Путешествия удивительно облагораживают душу и помогают избавиться от предрассудков». Целительный эффект дальних поездок давно доказан научно. И хотя с закрытием границ из-за короновируса перемещаться...

Культура 20:01 / 30 Октября 2021 10136
Прощай, оружие!

После трагического инцидента на съемках фильма «Ржавчина» голливудские деятели отменяют использование настоящего оружия на съемках

Труд
Это шуточное селфи Алека Болдуина оказалось трагически пророческим. Фото: face to face/Instagram, globallookpress.com

После трагического инцидента на съемках фильма «Ржавчина», когда Алек Болдуин случайно застрелил оператора-постановщика Галину Хатчинс, голливудские деятели один за другим отменяют использование настоящего оружия на съемках....

Оперному певцу Виктору Коротичу пришлось полежать на питерской мостовой. Да еще в наручниках

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: w85/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Широкая известность пришла к солисту оперной труппы Мариинского театра Виктору Коротичу на этой неделе. Но не на сцене, а на мостовой. На нее, родимую, скрутив артисту руки за спиной и надев...

Литературный обзор

Олег ФОЧКИН, книгочей
Труд
Фото: © Simon Katzer, globallookpress.com

Только-только небо над планетой прояснилось и люди снова подняли головы, стали доставать чемоданы из кладовок, рукопожатничать и даже целоваться, как очередная волна коронавируса норовит загнать всех назад - в границы, в тесные рамки дозволенного....

Известный актер считает главным делом своей жизни театр и музыку

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото Вячеслава Новикова

На Первом канале в разгаре показ сериала «Мосгаз. Дело № 8:Западня». Это продолжение серии теледетективов о майоре Черкасове, который вместе со своими коллегами по МУРу раскрывает леденящие душу преступления....

Даже с помощью скандальных ток-шоу удержать зрителя все сложнее

Ирина Хмара
Труд
Доколе? Валентина Матвиенко предложила бороться с безнравственностью на российском телевидении. Фото: пресс-служба Совета Федерации, globallookpress.com

На днях Валентина Матвиенко предложила бороться с безнравственными передачами на российском телевидении. В пример председатель Совфеда привела программы, в которых в прямом эфире делаются тесты ДНК и устраиваются...

Культура 00:06 / 22 Октября 2021 8590
Игра в классики

В российский прокат вышли два амбициозных европейских проекта

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Французы выпустили фильм «Эйфель» - немцы ответили фильмом «Королевская игра». Кадры с сайта kinopoisk.ru

Как говорится, не Голливудом единым... На наших экранах появились сразу две громкие европейские картины, которые в идеале могли привлечь внимание вдумчивых зрителей, изрядно подуставших от однообразных похождений Джеймса...

Культура 00:11 / 19 Ноября 2021 7914
«Тату»: их не догонят?

20 ноября в Москве будут петь песни скандального дуэта

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
«Я сошла с ума», «Нас не догонят», белые рубашки и короткие клетчатые юбки заняли своё место в истории русской поп-музыки

Присказка «это было давно и неправда» неплохо подошла бы к воспоминаниям о международном успехе группы «Тату» (t.A.T.u.). Мы этим успехом, конечно, гордимся, но подробности предпочитаем не вспоминать —...

Вечнозеленая песенка из мультфильма «Бременские музыканты» набирает очки в YouTube

Сергей Бирюков
Труд
У Геннадия Гладкова столько замечательной музыки – еще не на один проект YouTube хватит. Изображение предоставлено проектом «Вместе на своем»

«Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету...». Когда теперешним детям, распевающим эту песенку, говоришь, что придумали ее не те бойкие шоумены, что мелькают сегодня в телевизоре,...








Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?