Главная Культура 00:01 02 Июня 2023 11932
Холодная весна 1953 года

Зачем Андрей Смирнов вернулся к теме сталинского террора

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Андрей Смирнов на съемках фильма с актрисами Юлией Снигирь и Ксенией Раппопорт

Минуя прокат, на трех интернет-платформах («Кинопоиск», Kion и ivi) вышел новый фильм Андрея Смирнова — классика нашего кино. Того самого, что более 50 лет назад прославился фильмом «Белорусский вокзал». После картины «Верой и правдой», изрезанной цензурой, он ушел из режиссерской профессии. Писал пьесы и сценарии, снимался как актер. В новые времена вернулся в режиссуру. Поставил яркие, резонансные ленты «Жила-была одна баба» и «Француз». И вот завершающая часть своеобразной кинотрилогии о драматичных страницах русской истории — фильм «За нас с вами», снятый по собственному сценарию.

Время действия ленты — последние месяцы сталинского режима, зима 1952 и холодная весна 1953 года. Основное место действия — московская коммунальная квартира с одним сортиром, одной кухонной плитой и одним телефоном на всех. В коммуналке и по соседству обитают представители разных социальных слоев. Пенсионеры и пионеры. Интеллигенция и пролетариат. Евреи и антисемиты. Старая алкоголичка, не привыкшая закусывать портвейн. Жена антиквара, скупающая по дешевке ценные вещи у попавших в беду людей. Чета врачей Дорфманов (Леонид Ярмольник и Галина Тюнина), не умеющих брать денег за свои медицинские услуги с соседей.

В одной из комнат живет семья профессора философии Петра Казимировича Петкевича (Андрей Смоляков). Он из «бывших». Потомок ссыльных поляков. Хорошо помнит старую жизнь. При новой власти уже отмотал срок в лагере. Но не утратил старомодных представлений о человеческом достоинстве и профессиональной чести. По ночам пишет книгу о феноменологии без надежды издать ее. Считает, что это его долг перед Богом и наукой. И перед будущими поколениями.

Андрей Смоляков сыграл неожиданную для себя роль — профессора философии

Прекрасна и его жена, в прошлом выпускница Смольного института (Ирина Розанова), в которой чувствуется порода, даже когда она просто жарит на кухне рыбу. В родителей пошла и красавица-дочь Ариадна (Юлия Снигирь), работающая редактором в Госиздате. А вот муж ее (Александр Устюгов) — из «нынешних». Член партии, участник войны, один из начальников Метростроя, которому не нравятся старорежимные разговоры тестя. Он предпочитает видеть в окружающей жизни хорошее: новые станции метро открыли, в спорте успехов добились.

В орбиту фильма также попадают молочница из подмосковного села (Нина Амелина), ее побывавший в плену и потому лишившийся работы муж-тракторист (Дмитрий Куличков), капитан госбезопасности Иван (Александр Кузнецов), смертельно влюбившийся в Ариадну («разве такие красивые бабы бывают?»). Плюс десятки других персонажей — студенты и педагоги вуза, работники издательства, люди из очередей и трамвайные хамы, безногий ветеран войны и музыкант, играющий на саксофоне запретный американский джаз. Словом, перед нами — модель советского общества, этакий коммунальный Ноев ковчег. И камерный по своей завязке фильм постепенно превращается в объемный кинороман о сталинской эпохе.

В кино, по радио и с экранов первых телевизоров звучат бодрые мелодии, Ариадна и ее лучшая подруга Зина (Ксения Раппопорт) в красивых нарядах и кокетливых шляпках (как по мне, роскошных нарядов и шляпок могло быть поменьше) время от времени пьют в кафе шампанское и едят мороженое. Это парадная витрина победившего социализма. Но в магазинах (даже в Москве!) торгуют гнилой картошкой, а за двумя кило муки надо выстоять очередь на морозе. А главное, в обществе опять, как и в предвоенные годы, царит удушающий страх, боязнь сказать на людях лишнее слово. Смирнов дважды повторяет в фильме простую, но емкую метафору: схваченное ледяной коркой окно, за которым — никаких надежд на оттепель, сплошная зимняя морозная муть...

Накануне смерти Сталина раскручивается очередной маховик репрессий. На сей раз против космополитов-врачей. Параллельно идет наступление на «буржуазную лженауку» — философию экзистенциализма, ее зарубежных представителей и замаскировавшихся советских последователей. Жертвами этой кампании ожидаемо станут врач Дорфман и профессор Петкевич. Кто на них «стукнул» — бдительные коллеги, или соседи по коммуналке, или кто-то из близкой родни, — так и останется тайной.

Леонид Ярмольник — в роли ветерана войны, врача, который становится жертвой антисемитской кампании

Казалось бы, все это мы уже в кино видели, и не один раз. Ночные аресты, увольнение с работы детей «врагов народа», бесконечные очереди у тюремного окошка с попыткой узнать участь узника, смерть Сталина, которая у одних героев вызывает тихую, скрытную радость, у других — слезы горя и вопли отчаяния («Нас теперь американы бомбанут»). В этом смысле фильм Смирнова вроде не открывает ничего нового, достаточно вспомнить ленты Юрия Кары («Завтра была война»), Владимира Наумова («Десять лет без права переписки»), Евгения Евтушенко («Похороны Сталина»), Алексея Германа («Хрусталев, машину!»), Андрея Кончаловского («Ближний круг»), Александра Митты («Затерянный в Сибири»), Никиты Михалкова («Утомленные солнцем»)...

Но эти и другие знаковые антисталинские, антитоталитарные фильмы были сняты еще в перестроечную и пост-перестроечную эпохи. А в последние годы и даже десятилетия в кино царило либо позорное замалчивание тех страшных событий, либо шла ползучая реабилитация сталинизма, либо фильмы оказывались не на высоте трагической темы. Так, Глеб Панфилов в своем фильме «Иван Денисович» зачем-то переписал великий и страшный рассказ Солженицына, добавив в горькую лагерную баланду ложку сладкой патоки. Павлу Лунгину не дали экранизировать автобиографическую книгу Евгении Гинзбург «Крутой маршрут». А снятый еще в 2021 году яростный антисталинский фильм Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал» до сих пор не добежал до проката.

Сегодня с изрядной долей уверенности можно утверждать, что выросло новое поколение, которое мало что знает об ужасах и жертвах сталинизма. Которое считает кровавого преступника «эффективным менеджером» и «творцом Победы». Даром, что этот «творец» уничтожил перед войной командный состав Красной армии. Андрей Смирнов своим новым фильмом возвращает «выдохшейся», «наскучившей» теме исторический объем, социальную зоркость, психологическую правду. Перешагнув 80-летний рубеж, патриарх нашего кино снимает как в первый раз. С молодой энергией, дерзкой отвагой и безоглядной верой в важность, нужность, жгучую актуальность своего фильма. И, несмотря на шероховатости сценария, на которые не хочется обращать внимания, добивается творческого успеха.

В фильме «За нас с вами» (снятом, кстати, на спонсорские деньги, без бюджетных вливаний) — выверенная режиссура и целая россыпь ярких актерских работ. А главное, в нем клокочет ненависть к палачам, доносчикам, сексотам, вертухаям разных мастей. И сквозит огромная любовь к людям, которые в самые суровые годы сумели сохранить в себе достоинство и человечность. Которые рисковали своей жизнью, как аспирант Олег Рутковский (Иван Добронравов), чтобы спасти другого человека. Которые, как Ариадна, надеялись, верили и любили.

Ариадну (Юлия Снигирь) и Ивана (Александр Кузнецов) от ужаса происходящего спасает любовь

Фильм длится два с половиной часа. Я смотрел его на мониторе часа четыре. Потому что время от времени нажимал на кнопку «стоп». Надо было отдышаться от увиденного, проглотить ком в горле. И только после этого я мог смотреть дальше это честное, горькое и, в конечном счете, светлое кино.

P. S. Мне казалось скучным, невнятным, плохо запоминающимся название фильма — «За нас с вами». Оказывается, в советское время был такой тост: «За нас с вами и за хер с ними», который звучит в фильме. Получается, что и с названием Андрей Сергеевич не промахнулся...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9187
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5763
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4385
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 4325
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?