По мнению экспертов, к гибели 88 человек привел целый ряд факторов: техническая неисправность машины, неверные действия диспетчера, ошибки экипажа и болезненное состояние его командира Родиона Медведева. Информация о том, что в крови первого пилота был обнаружен алкоголь, появилась, разумеется, из неофициальных источников.
А вообще как часто пилоты садятся за штурвал в нетрезвом виде и возможно ли такое в принципе? Ведь в воздухе нет сотрудников ГИБДД и проверить, в каком состоянии экипаж управляет самолетом, невозможно. Что теперь должны думать мы все, пассажиры?
Дело житейское
- Перед полетом экипажи обязательно проходят медицинскую комиссию, - пояснил "Труду" бывший председатель Госавианадзора СССР Иван Машкивский. - Обмануть врачей очень сложно, хотя я знаю несколько таких случаев.
Такое сейчас тоже бывает. Пилоты - люди опытные.
Президент профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук подтвердил:
- Нетрезвыми пилоты бывали и у нас, и на Западе, но это все-таки исключение из правил. В минувшем году, например, я не слышал ни об одном подтвержденном случае. Члены экипажай если и попадались, то только на предполетном контроле. Их тут же снимали с полетов.
Генеральный директор компании "Райтаэро" Антонина Лушкина считает, что "однозначного вывода о наличии алкоголя в организме пилота, разбившегося в Перми, теперь и не будет".
- Если же говорить об алкогольной проблеме в авиации в целом, то летчики - такие же люди, как и все. Их работа - это постоянный стресс, а стресс проще всего снять алкоголем. После полетов пилот может позволить себе рюмку коньяка. Но любой уважающий себя летчик никогда не придет на работу "под градусом". Тем более что впереди медкомиссия. В последнее время российские пилоты стали неплохо зарабатывать, и охотников рисковать своим будущим находится немного. Руководство авиакомпании в таких случаях реагирует однозначно - выгоняют сразу.
"Подготовленный" штопор
Boeing 737-500 летел из Москвы. Пилоты запросили посадку в Перми, но руководитель полетов Эрик Бикбов отправил их на второй заход. Эксперты считают, что это был "первый импульс на пути к катастрофе": пилотам пришлось садиться в ручном режиме в сложных метеоусловиях. Расшифровка "черных ящиков" показала, что пилоты стали препираться между собой, кому из них сажать самолет.
В итоге эксперты решили, что командир экипажа был не совсем в адекватном состоянии.
По словам руководителя МАК Татьяны Анодиной, сделать окончательный вывод о причине трагедии она сможет лишь после утверждения результатов работы госкомиссией. Один из главных вопросов, на которые нужно ответить: был ли пилот действительно "под градусом"? Ответ, скорее всего, так и не будет найден: для подтверждения опьянения нужны анализы крови, а здесь удалось исследовать лишь "биомассу".
Пьяный за штурвалом
Январь 2007 года. Норвежская полиция задержала в аэропорту Флесланд семь граждан Украины - членов экипажа транспортного самолета Ан-22. Проверка показала, что они собирались вылететь в нетрезвом виде. Пьяными были командир корабля, второй пилот и штурман.
Март 2007 года. В аэропорту Анапы на три часа был задержан самолет Ту-154, следующий в Москву: у командира и штурмана экипажа во время предполетного медосмотра были обнаружены остаточные явления от употребления алкоголя.
Апрель 2007 года. Перед самым взлетом самолета авиакомпании Virgin Atlantic, следующего из Хитроу в Нью-Йорк, полиция в наручниках вывела из кабины пьяного пилота. У 47-летнего летчика взяли пробу на алкоголь и после этого арестовали.
Июль 2007 года. В аэропорту американского города Солт-Лейк-Сити агенты ФБР за минуту до вылета арестовали 41-летнего Карла Фултона, второго пилота самолета Boeing-737. Полицейские вычислили его по сильному запаху спиртного, когда Фултон проходил мимо них к кабине.
Август 2008 года. Два российских пилота, собиравшиеся переправить пустой пассажирский Boeing-767 авиакомпании "Аэрофлот" в Москву, были задержаны в аэропорту Манчестера. От них исходил сильный запах алкоголя, они с трудом удерживали равновесие, содержание алкоголя в крови превышало допустимые нормы. Пилоты - уроженцы Москвы 47 и 55 лет.
Октябрь 2008 года. В лондонском аэропорту Хитроу был задержан 44-летний пилот американской авиакомпании United Airlines. Содержание алкоголя в его крови превышало допустимые нормы. Летчика отстранили от полетов.
Фокус "Труда"
Зарплата
По данным Профсоюза летного состава России, средняя зарплата пилотов на лайнерах отечественного производства составляет около 60 тыс. рублей, на самолетах типа Boeing - около 100 тыс. рублей.
Как стать пилотом
После окончания средней школы нужно поступить в одно из летных училищ или академию. Конкурс на бюджетное отделение в прошлом году составлял семь человек на место. На платное обучение претендентов меньше. Подготовка квалифицированного пилота гражданской авиации обходится в 3 млн. 900 тыс. рублей. При переходе пилота с одного типа самолета на другой он обязан пройти переподготовку и стажировку. Профессию пилота можно получить в Ульяновском высшем авиционном училище, а также Богоруслановском, Краснокутском и Сасовском летных училищах .
Вне подозрений
3 июля 2001 года под Иркутском разбился самолет Ту-154М, погибли 145 человек. Правительственная комиссия по расследованию причин гибели самолета признала причиной аварии ошибку пилотов. Высказывались предположения о наличии алкоголя в крови одного из них, но глава комиссии Илья Клебанов опроверг эту информацию.
26 мая 2003 года в Турции разбился украинский самолет Як-42. Погибли 62 испанских миротворца. Председатель международной комиссии по расследованию причин катастрофы Умит Сендек вначале заявлял, что было установлено наличие алкоголя у одного из двух пилотов. Затем данные были уточнены: алкоголь обнаружили только в крови стюардессы.