Главная Культура 00:26 04 Июня 2021 6710
Ну и кто тут лицедеи - политики или актеры?

Русский театр строит там, где политическая конъюнктура разрушает

Любовь Лебедина, театральный критик, Санкт-Петербург – Москва
«Мертвые души» в постановке Акмолинского областного русского театра Казахстана воспринимаются как высказывание о сегодняшнем дне. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Встречи в России»

Русские театры зарубежья — чуткий индикатор далеко не только театральных процессов. В эпоху СССР они были самоочевидны в мощном государстве и его окружении, цементируемом русским языком и культурой. В пору распада «союза нерушимого» стали предметом чуть ли не обвинений в культурном империализме. Сегодня — зачастую доказывают, что культура способна объединять людей даже там, где политика всячески стремится их разъединить. Одно из свидетельств того — уже в 23-й раз прошедший в мае на территории петербургского центра «Балтийский дом» театральный фестиваль стран СНГ и Балтии «Встречи в России».

Правда, Балтия на сей раз фигурировала только в названии праздника. Хочется верить, что это лишь из-за коронавирусно-бюрократических препон в общении Евросоюза с Россией. К счастью, перед театральными коллективами из Абхазии, Армении, Молдавии, Казахстана, Белоруссии, Грузии, Донецка таких преград не встало.

Для русских театров зарубежья питерский фестиваль — единственная площадка, где можно не только пообщаться и показать друг другу свежие работы, но и получить поддержку Министерства культуры РФ, МИДа, Международной ассамблеи независимых государств, Союза театральных деятелей России, Комитета по культуре Санкт-Петербурга. А действующая второй год на базе «Балтийского дома» Ассоциация деятелей русских театров зарубежья предоставляет режиссерам, сценографам и худрукам лабораторию для осуществления их творческих заявок. Примечательно, что руководителем ее выбрали директора Тбилисского русского театра имени Александра Грибоедова Николая Свентицкого — представителя страны, даже не имеющей с Россией дипломатических отношений. Но отношения культурные более постоянны, чем политические ветра.

Разумеется, не все так радужно, как хотелось бы. Отток русского населения из бывших союзных республик поставил под вопрос само существование театров, где говорят на великом и могучем. Руководители независимых государств, впрочем, не желали скандала, который бы вызвало прямое расформирование коллективов, и в ряде случаев решили вопрос, так сказать, компромиссно — поставили во главе своих национальных деятелей, которые заполнили актерские вакансии людьми, более-менее владеющими русским, предоставив им играть в опустевшем здании. Вряд ли это было соломоново решение — с другой стороны язык Пушкина и Чехова хоть в таком виде удалось сохранить, и все еще теплится надежда на новую интеграцию русской культуры в национальную.

Конечно, в каждой стране своя ситуация. Так, в Белоруссии русский театр всегда считался своим, тут ни о каком конфликте традиций и ценностей речи, слава богу, нет. Что подтвердил спектакль Брестского академического театра «Мещанская свадьба», хоть и поставленный по пьесе немца Бертольта Брехта, но явно произрастающий из «смеховой культуры», как ее понимал великий отечественный исследователь искусства Михаил Бахтин. Другое дело — Украина, где в последние десятилетия русский язык переживает нелегкие времена. В этом контексте приезд в город на Неве академического музыкально-драматического театра из Донецка, оплаченный Министерством культуры РФ — итог продуманного решения всего коллектива, не желающего подчиняться воле киевских временщиков. Когда я спросила у генерального директора — худрука театра Натальи Волковой: как можно играть при разрывах снарядов, — та не задумываясь ответила: «Мы не можем не играть, потому что должны поддерживать в наших зрителях веру в жизнь и вечную любовь, которая сильнее смерти». Неслучайно театр выбрал для показа на фестивале историю трагической любви «Нас обвенчает прилив... [Ромео и Жанетта]» по пьесе Жана Ануя, поставленную Сергеем Бобровским как синтез драмы, пластики и музыкальных этюдов. Это было сделано настолько здорово и с фантазией, что невольно возникла мысль о постановках харьковского «Березиля» 30-х годов прошлого столетия, где легендарный Лесь Курбас (впоследствии замученный в застенках Соловецкого монастыря как «враг народа») создавал свою теорию преображения, которую потом взял на вооружение несравненный Роман Виктюк. Можно только гордиться такой творческой «родословной», ниточка которой протянулась и к харизматичным артистам донецкого театра. Их спектакль можно прочитать как вызов, бросаемый жизнью подстерегающей ее на каждом шагу смерти, как знак преемственности между культурами хоть и различными, но глубоко родственными, не признающими между собой государственных границ.

Кстати, интересное наблюдение: театры стран, недавно испытавших войну, вообще стремятся ставить спектакли про любовь, сражающую как солнечный удар и подвигающую на жертвы ради высокого чувства.

Так, Сухумский русский театр драмы имени Фазиля Искандера во время грузино-абхазской войны 1992-1993 годов потерял часть труппы и само здание, отремонтированное только в 2014-м, и то за счет средств Российской Федерации. Выбор поэтической пьесы Федерико Гарсиа Лорки «Кровавая свадьба» в исполнении группы молодых артистов под руководством питерского режиссера Марии Романовой был ясно связан с контекстом братоубийственной распри, бросить вызов которой способна только любовь, делающая месть бессмысленной. Невеста бежит из-под венца, ее преследуют красная луна, топот лошадей, расправа обиженных родственников жениха, но это ничто в сравнении с мгновением счастья в объятиях возлюбленного на краю пропасти. Скажете — миф, легенда, но эмоциональное ее воздействие на чуткого зрителя в туманном Санкт-Петербурге, думаю, ничуть не слабее, чем в жарком Сухуме.

Точно так же завораживает моноспектакль тбилисского академического русского театра имени Александра Грибоедова «Записки сумасшедшего» по Гоголю в исполнении Валерия Харютченко. Пожалуй, это единственный театр в ближнем зарубежье, где исторически так тесно переплелись русская классика с национальной культурой, давшей международному сообществу великих режиссеров: Георгия Товстоногова, Леонида Варпаховского, Михаила Туманишвили, Петра Фоменко.

Благодаря, в частности, все еще мощному влиянию этих мастеров крепнет международная режиссерская школа, группирующаяся вокруг русского театра. Тем, кто постоянно наблюдает за программой «Встреч в России», видно, как буквально взмывает ракетой творческий уровень трупп с приходом молодых постановщиков, окончивших вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Например, я не могла себе представить, что в Акмолинском областном русском театре Казахстана «Мертвые души» Гоголя прозвучат так злободневно в режиссерской версии приглашенного на постановку Шамиля Дыйканбаева, выпускника магистратуры Школы-студии МХАТ. Павел Иванович Чичиков в гротесковом исполнении Андрея Владимирова даже не пытается предстать обаятельным душкой и куртуазным гурманом по части женского пола, как это нам привычно: он — отпетый мошенник, твердо усвоивший законы потребительского общества, где совесть медного гроша не стоит, а незаконно присвоенная копеечка рубль бережет. Этот монстр с длинными щупальцами способен дирижировать любым оркестром, состоящем из Коробочек и Ноздревых, Плюшкиных и Собакевичей, он и жену Манилова изнасилует, зная, что сопротивления не встретит — рабская психология не позволит.

И это, повторю, только первые шаги Ассоциации деятелей русского театра, планирующей обучение будущих артистов в театральных вузах Москвы, большие обменные гастроли... То, что политика походя разрушила, культура восстанавливает трудно и медленно, но главное — она это делает человечными средствами.

Потери и обретения новой экранизации «Мастера и Маргариты»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
1930-е оказались к нам гораздо ближе, чем некоторые думают… Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышла третья по счету отечественная киноверсия легендарного романа Михаила Булгакова. Она ожидаемо разделила первых зрителей на сторонников и противников фильма. Оно и понятно: картина менее всего напоминает...

На экраны выходит новая экранизация знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», окруженного загадками и мистическими историями

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Заглавных героев новой экранизации сыграли Евгений Цыганов и Юлия Снигирь. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Эта книга обрела в нашей стране культовый статус. Дело не только в неоспоримых достоинствах романа, но и в его поистине мистической судьбе. Булгаков начал работать над своим главным произведением в конце 1928 года....

Культура 00:01 / 12 Января 2024 6919
Слово чушпана

Субъективные заметки о сериале «Слово пацана»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Бандитские разборки с эффектным мордобоем и разливанным морем клюквенной крови – хорошо продающийся на кинорынке товар. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Завершившийся в канун Нового года сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» до сих пор будоражит умы и вызывает дискуссии. Я не люблю смотреть сериалы в онлайн-кинотеатрах на гребне хайпа, предпочитаю...

Телезрители ждали новогоднего эфира с особым чувством

Сергей Беднов
Труд
В то, что ТВ вырежет отовсюду проштрафившегося Киркорова, мало кто верил. Но Филиппа нигде не было. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

«Покажут? Не покажут?» — гадали они и жали на кнопки, чтобы найти ответ на животрепещущий вопрос. Потом звонили знакомым — поделиться наблюдениями. В то, что ТВ вырежет отовсюду...

О новой экранизации романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Один-единственный поцелуй резко меняет судьбы героев фильма

На экраны выходит фильм «Поцелуй» в постановке Билле Аугуста. Датский режиссер — один из грандов мирового кино. Он дважды — в 1987 и 1992 годах увозил из Канн «Золотую...

У звезд - те же проблемы, что и у обыкновенных людей, убежден популярный телеведущий

Александр Славуцкий
Труд
Проект «За гранью» готов предоставить его участникам реальную поддержку, вплоть до врачебной и юридической. Фото предоставлены телеканалом НТВ

Популярная программа телеканала НТВ «За гранью» встретила 2024 год с новым ведущим — актером театра и кино Тимуром Еремеевым. Он хорошо знаком публике по фильмам и сериалам «Неравный...

Когда сносить нельзя, но очень хочется...

Ирина Смирнова
Труд
Фото автора

Смольный анонсировал снос около 400 исторических зданий в Петербурге. Для начала, а там как пойдет. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры города (КГИОП) опубликовал...

В США с молотка ушли личные вещи знаменитых женщин

Труд
Белая пачка главной героини «Секса в большом городе» Кэрри Брэдшоу в исполнении Сары Джессики Паркер была продана за 52 тысячи долларов

На днях на американском аукционе со сложным названием Unstoppable: Signature Styles Iconic Women In Fashion были проданы личные вещи знаменитых женщин. Лидерами продаж стало бархатное коктейльное платье леди Дианы и наряд...

Арфистка Софья Кипрская – о музыке, способной связать людей, города и страны

Сергей Бирюков
Труд
Софью и ее арфу полюбила публика лучших залов мира. Фото из личного альбома

Тысячи меломанов, посещающих спектакли и концерты Мариинского театра, знают Софью А. Да и как не обратить внимание на золотистый звук ее арфы и на саму красавицу, виртуозно владеющую этим инструментом?...

Новым главрежем стал «свой»

Любовь Лебедина
Труд
После 17 лет работы в Малом театре Алексей Дубровский стал его главным режиссером. Фото предоставлено пресс-службой Малого театра

Когда в Малом театре, недавно осиротевшем после ухода из жизни многолетнего худрука Юрия Соломина, узнали, что главным режиссером коллектива назначен Алексей Дубровский - до того помощник Юрия Мефодьевича, пользовавшийся его полным доверием...

Знаменитый сериал «Клан Сопрано» отметил серебряный юбилей

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Ровно 25 лет назад — 10 января 1999 года — вышла первая серия знаменитого сериала НВО «Клан Сопрано». Эта черная криминальная драма, выдержавшая шесть сезонов (86 эпизодов), хорошо известна и нашему...

Новогодний концерт обязательно состоится

Анжелика Заозерская, Белгород
Труд
Тимур Халиуллин не представляет себе жизнь без белгородского органа и публики прекрасного южнорусского города. Фото из открытых источников

Вот уже 12 лет белгородские меломаны не представляют себе музыкальную жизнь города без Тимура Халиуллина — пианиста, органиста, клавесиниста, исполнителя на карильоне (род колоколов). 31 декабря в здешней...

8 января литератора сбила машина на нерегулируемом пешеходном переходе

Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Известный российский поэт и публицист, член Союза писателей РФ Лев Рубинштейн скончался на 77-м году жизни в столичном НИИ скорой помощи имени Склифосовского. Об этом вечером пятницы, 12 января сообщили ряд российских Telegram-каналов. По сведениям...

Он ушел из жизни в возрасте 38 лет

Фото: yanna, kino-teatr.ru

Скончался российский актер и каскадер Александр Захаренков. Об этом сообщается на сайте kino-teatr.ru. Захаренков умер 12 января, но это стало известно только сейчас. Ему было 38 лет. О причинах смерти не собщаетсмя. За свою карьеру Захаренков...

На экраны выходит фильм «Воздух» Алексея Германа-младшего, задающий новый градус правды в военном кино

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Боль режиссера по поводу загубленных на войне жизней делают «Воздух» на редкость актуальным высказыванием. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Режиссер отдал этой этапной для него работе пять лет жизни. Сценарий начали писать еще в 2018 году вместе с Еленой Киселевой (ранее она работала с Андреем Кончаловским над лентами «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Рай»,...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд

Даже людям сугубо сухопутным порой снится море и приключения, и тянет покачаться на этих волнах. А глянешь за окно — там по-прежнему зима, все белым-бело, и время будто застыло в холодном ожидании...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?