Проблема возникла прошлым летом после банкротства крупного туроператора "Детур". Его ответственность была застрахована в РОСНО, но суммы финансовых гарантий, которые должна была возместить страховая компания, не хватило на то, чтобы рассчитаться со всеми пострадавшими туристами. Закон "Об основах туристской деятельности" предусматривает финансовые гарантии турфирм в размере 10 млн. рублей, в то время как клиенты "Детура" принесли жалобы на общую сумму не менее 28 млн. рублей.
С тех пор обсуждается необходимость увеличения фингарантий. Ожидается, что документ, устанавливающий новые суммы для выплат пострадавшим туристам, будет рассмотрен уже на этой сессии Госдумы. Он разделяет туроператоров на три категории - крупные, мелкие и новички. Например, для крупных фирм (оборот выше 100 млн. рублей в год), работающих на зарубежном рынке, фингарантии увеличиваются в 10 раз - до 100 млн. рублей. Для тех, у кого оборот ниже или кто работает по упрощенной системе налогообложения, - 20 млн. Страховые гарантии новичков, работающих менее года, оценили в 30 млн. рублей. Во внутреннем туризме другая картина: фингарантии уменьшили в два раза - до 2,5 млн. рублей.
Если закон примут в ближайшее время (чтобы успеть обезопасить летний сезон), турфирмам придется пересмотреть свои договоры со страховщиками и доплатить за страховку. Сейчас цена страховки в среднем составляет 1% от страховой суммы в год (100 тысяч рублей). По новому закону платить придется больше, но, возможно, страховщики пойдут на уступки и снизят процентные ставки.
На ценах на туры это нововведение вряд ли скажется - для турфирм это смешные деньги. "На нашем рынке есть компании с доходами в 300-400 млн. долларов, у них огромный турпоток, им легко заплатить 1 млн. рублей за страховку, и свои цены они поднимать не будут, - говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. - Но в случае их банкротства страховая компания все равно не сможет выплатить все компенсации, поэтому разумнее привязать финансовые гарантии к доходам".
Как туристы возвращали деньги
Показательна история Ольги Беклемишевой из Иркутска. В ноябре прошлого года вместе с семьей она собиралась отдохнуть на китайском острове Хайнань. Они воспользовались услугами агентства "Синбад". Лететь должны были авиакомпанией "Интеравиа". Незадолго до вылета перевозчика лишили разрешения на полеты. Турфирмы, продававшие путевки, не успели аннулировать бронь в отелях и вернуть деньги за проживание. Более 400 туристов подали заявки на возврат денег страховщикам агентства - ВСК и "Русский мир". Все получили компенсацию.
Алла М. собиралась отдохнуть в Турции с подругой. Заказ делали через агентство, которое сотрудничало с "Детур". Вылет был намечен на 31 июля, поэтому к моменту банкротства компании тур был предоплачен на 100%. В РОСНО им предложили заполнить документы, а когда они через месяц позвонили, чтобы узнать, когда получать компенсацию, им сообщили, что не хватает копий платежных документов. Снова подали пакет документов, включая затребованные страховщиком. Как оказалось позднее, эти бумаги туристы предоставлять были не обязаны. Но время было потеряно, и девушкам сообщили, что деньги на компенсации закончились. Алла подала в суд на туроператора, но деньги не может получить до сих пор.