Главная Наука и технологии 00:06 05 Сентября 2017 3018
Курс на хорошо забытое старое

Что даст реорганизация в отечественном авиапроме

Анатолий Журин

В российском авиапроме время собирать камни. В первый день осени советы директоров ОАК, корпорации «Иркут» и ГСС приняли решение объединить активы, чтобы стать Корпоративным центром обновленной единой компании с приданием ему функций гражданского дивизиона на базе ПАО «Корпорация «Иркут». По идее, это создаст фундамент для увеличения выпуска пассажирских самолетов до уровня 100-120 машин в год.

«Мы подошли к ситуации, когда любой проект требует вовлечения всех частей организма, — образно пояснил новый глава Корпоративного центра Юрий Слюсарь. — Старая структура становится все менее адекватной новым вызовам».

Замечание справедливое, но кому оно адресовано? К неумелым попыткам оживить авиапром и сам господин Слюсарь, пришедший в отрасль почти полтора десятка лет назад, приложил руку. Теперь «старая структура», сложившаяся именно в последнюю четверть века, признана нежизнеспособной. А новый курс — объединение активов — есть хорошо забытое старое. Налицо возвращение к советскому опыту. Так и хочется призвать: изучайте, господа, историю еще обозримого прошлого! Оно того стоит.

Сегодня выпуск сотни самолетов в год кажется заветной, труднодостижимой мечтой, но ведь недалеко ушло то время, когда это было обыденностью. «Аэрофлот» получал даже больше машин, а еще почти столько же мы за рубеж продавали. В одно десятилетие, с 1979-го по 1988-й, было экспортировано свыше 700 самолетов и 1300 вертолетов в три десятка стран.

А что с рынком авиаперевозок? 30 лет назад все тот же «Аэрофлот» перевозил ежегодно более 120 млн пассажиров, порядка 3 тысяч тонн грузов, свыше 400 тысяч тонн почты. Самолеты гражданской авиации страны — заметьте, исключительно собственного производства — выполняли регулярные полеты в 4 тысячи населенных пунктов СССР и в аэропорты еще сотни зарубежных государств. Общая протяженность воздушных линий «Аэрофлота» тогда превысила 1 млн км...

Выдающийся авиаконструктор Генрих Новожилов вспоминал, как в ильюшенское КБ позвонил министр гражданской авиации Борис Бугаев: «Генрих Васильевич, ты на Ил-86 в Узбекистан долететь можешь?» — «Нет, Борис Павлович, у нашего самолета дальность 2400 км, а до Ташкента — 3200...» — «Ну и скажи тогда, зачем мне такой самолет?» Так появилось новое техзадание по уже почти готовому лайнеру. Конструкторы и производственники, что называется, стояли на ушах, но справились. В серию пошел самолет с увеличением дальности полета до 3600, а потом и до 5000 километров.

«Профессионализм и общая ответственность за результат скрепляли деловые связи науки, производства и управления, — вспоминает участник разработок и внедрения программ развития гражданской авиации, бывший в ту пору заместителем министра Виктор Горлов. — То есть для успеха мало объединить активы. Важно выстроить отношения в технологической цепочке, где последнее слово остается за заказчиком».

Действительно, в те времена авиапром начинал производство после согласования МГА. Готовые самолеты передавались в авиаотряды «Аэрофлота», а тот рассчитывался за машины по мере амортизации двигателей. То есть фактически действовал лизинг. Именно отказ от системы оплаты в рассрочку, уверены наши эксперты, и стал одной из причин развала российского авиастроения.

Виктор Горлов считает, что сегодня реально восстановить взаимодействие на уровне разработчика — изготовителя — эксплуатанта. Маркетинг и договорные отношения являются основой этих отношений. Так, кстати, работают концерны «Боинга» и «Эрбаса», где созданы специальные структуры, изучающие требования и конъюнктуру заказчиков — скажем, по типу его использования, по числу кресел, по авионике и т. д.

Роль государства? Оно, вложившее бюджетные средства в дело, должно брать на себя функции управления в этом сегменте: спрашивать за целевое и полное использование средств, эффективность вложения, детально разбираться в причинах срыва проектов. Откаты и воровство бюджетных средств стали притчей во языцех. «Разве не удивительно, — говорит Горлов, — что до сих пор органы власти не пытаются разобраться в причинах срыва реализации проектов Ил-114 и Ту-334. Ведь самолеты прошли испытания, получили сертификаты типа, но так и не встали на конвейер. И никто не ответил за выброшенные на ветер огромные бюджетные деньги».

Легче всего, конечно, административным давлением вынудить перевозчика покупать то, что имеется, летать на том, что выпускает авиапром, не сообразуясь с интересами авиакомпаний. Так, Минтранс хочет обязать новые авиакомпании иметь в парке минимум три самолета российского производства, чтобы получить разрешение на полеты.

«В данном случае Минтранс занимается не своим делом, — считает наш эксперт, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. — Ему бы озаботиться притоком в руководящие структуры отрасли профессионалов. Им с самого начала было ясно, что, к примеру, разрекламированный суперджет не может быть конкурентом боингам и эрбасам из-за отсутствия отлаженного послепродажного обслуживания. Министерство транспорта должно не раздавать разнарядки по распределению самолетов, а создавать условия для производства в России конкурентной авиатехники. Сейчас перевозчик сравнивает суперджет с боингом и эрбасом и видит, что наша машина по всем экономическим параметрам проигрывает. Именно поэтому он предпочитает зарубежные самолеты».

Сегодня российские авиаперевозчики 95% пассажирооборота совершают на самолетах западного производства. После обвала рубля это стало очень накладно, не говоря об угрозе санкций. Неудивительно, что президент дал поручение правительству заниматься импортозамещением в авиапроме. Но пока на выходе мы имеем очередную реорганизацию.

Как в старом анекдоте, где директору дают пакет с директивой на крайний случай. Тот вскрывает и читает наказ: «Не знаешь, что делать? Срочно объявляй реорганизацию!»

AirCar совершил дебютный полет с пассажиром

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
AirCar во время 35-минутного перелета из аэропорта Нитры в аэропорт Братиславы 28 июня 2021 г. Фото: © Cover Images, globallookpress.com

Среди всех майских праздников не забудьте и про этот: 3 мая отмечается Международный день Солнца. Он появился в календаре 20 лет назад для привлечения внимания общественности к солнечной энергии —...

С высоких трибун уже не раз и не два звучали обещания создать достойную замену легендарному «кукурузнику»

Анатолий Журин
Труд
И покой самолету-трудяге только снится. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

На днях Юрий Трутнев, только что переназначенный на должность вице-премьера, сообщил депутатам, что производство легкомоторных многоцелевых самолетов «Байкал» начнется к концу 2025 года. И все бы ничего,...

17 мая отмечается Всемирный день электросвязи и информационного общества - профессиональный праздник «айтишников»

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: Bernhard Kreutzer/imagebroker.com, globallookpress.com

17 мая отмечается Всемирный день электросвязи и информационного общества — профессиональный праздник программистов, сисадминов, редакторов интернет-изданий и вообще всех работников IT-отрасли. Приурочен день к событиям...

Крупнейшая выставка авиатехники в Восточной Европе в последний раз проводилась в 2021-м; тогда за шесть дней были подписаны контракты на 265 млрд рублей 

Фото: © АГН Москва, globallookpress.com

Международный авиационно-космический салон (МАКС), который, согласно более ранним сообщениям, должен был пройти с 23 по 28 июля текущего года в традиционном для этого мероприятия месте – подмосковном городе Жуковский, – в этом году...

Дмитрий Песков оценил нецензурную подделку под его комментарий об интервью Дурова Такеру Карлсону 

Фото: http://kremlin.ru

Бороться с дипфейками в настоящее время полностью невозможно; сталкиваться с подобными проявлениями, так или иначе, придется всем. Поэтому все должны быть начеку. Об этом в среду, 8 мая заявил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков,...

Судя по предварительным данным, этот дрон должен помочь «Ланцетам» в истреблении массовых целей в тактическом тылу противника 

Кадр видео с YouTube

Российские военные начали применять новый барражирующий боеприпас «Молния». Об этом сообщает Telegram-канал «Изнанка». «FPV-дрон самолетного типа «Молния» 137 парашютно-десантного полка выбил укропам...

180 лет назад была отправлена первая телеграмма

Труд
Патентованная модель автоматического телеграфного приемника, запатентованная Сэмюэлем Ф. Б. Морзе. Фото: © Danita Delimont Stock Photograph, globallookpress.com

1754 Императрица Елизавета повелела учредить Дворянский заемный банк в Петербурге с отделением в Москве, чтобы выдавать ссуды помещикам под залог земли. Первый в России банк обеспечивал дворянам дешевый кредит (6% в год)...

55 лет назад межпланетная станция «Венера-6» опустилась на Венеру

Труд
Фото: Автоматическая станция «Венера-6». НПО Лавочкина

1606 Восстание в Москве против поляков. На девятый день после венчания с Мариной Мнишек Лжедмитрий I убит и сожжен, его прах развеян выстрелом Царь-пушки. Марина Мнишек арестована. 1736 Российский сенат издал указ...

В Магнитогорске тестируют систему AIMS, оптимизирующую движение автомобилей

Труд
Фото: © Birgit Koch, globallookpress.com

Глубока ты, путь-дорожка Не всякий японский внедорожник проедет по Хабаровску. В этом убедился 61-летний водитель, ехавший посреди Архангельской улицы и провалившийся в яму по самый капот. «Еще вчера...

В России задумали штрафовать в автоматическом режиме не только водителей, но и пешеходов

Максим Башкеев
Труд
Россия уже давно находится среди лидеров по числу камер видеонаблюдения. Фото: Антон Белицкий, globallookpress.com

Нововведение обещает многомиллиардные прибыли казне и бизнесу и головную боль миллионам граждан. Предложение, которое сейчас прорабатывает Минцифры, заключается в использовании данных Единой биометрической системы для наказания...

На морские дроны попробовали устанавливать РСЗО «Град»

Кадр видеозаписи с хостинга YouTube

Вооруженные силы Украины пытаются устанавливать на свои безэкипажные катера (БЭКи) оружие. Об этом сообщил обозреватель РИА Новости Захар Андреев. По его словам, на днях бывший спикер военной администрации Одесской области Сергей Братчук сообщил...

Эксперты объясняют увеличение продаж электроники ростом благосостояния населения

Ольга Лернер
Труд
Фото: © Jan Woitas, globallookpress.com

В последние годы производители смартфонов увеличивают экраны флагманских моделей, так что те уже догоняют по размерам планшеты. Но сегодня они получили второй шанс вернуться на рынок современных гаджетов. Пять последних...

Ее применили для удара по складу боеприпасов ВСУ в Харьковской области

Фото: Telegram-канал Министерства обороны РФ

Удары российских авиационных бомб ФАБ-1500, которые Воздушно-космические силы (ВКС) РФ применяют в ходе специальной военной операции, сравнимы с землетрясением. Об этом написало в Telegram-канале украинское издание «Страна.ua». «Вздрогнуло...

Расположенный в Польше комплекс в годы Второй мировой занимал 250 гектаров и служил штаб-квартирой СС на восточном фронте

Кадр видео с YouTube

Пять скелетов, в том числе и детские, обнаружены на территории бывшей штаб-квартиры Адольфа Гитлера в Польше. Об этом в пятницу, 3 мая сообщает агентство Reuters. Находка была сделана группой археологов-любителей из организации Latebra...

В Минюсте страны утверждают, что созданная Хорошевым группировка LockBit занималась вымогательством и незаконно получила 500 млн долларов  

Дмитрий Хорошев. Фото: https://home.treasury.gov

Власти США объявили награду в 10 миллионов долларов за помощь в поимке россиянина Дмитрия Хорошева, которого обвиняют в создании хакерской группировки LockBit. Об этом говорится в заявлении, распространенном во вторник, 7 мая пресс-службой Госдепартамента. В...

Российские системы противовоздушной обороны являются самыми перспективными в мире

Фото: Maksim Konstantinov, globallookpress.com

В России ведутся работы по созданию следующего поколения системы противоракетной обороны (ПРО) с новыми системами вооружения. Как сообщает телеканал «Звезда», об этом заявил главный конструктор командного пункта системы ПРО. «Есть...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?