Главная Наука и технологии 00:06 05 Сентября 2017 3109
Курс на хорошо забытое старое

Что даст реорганизация в отечественном авиапроме

Анатолий Журин

В российском авиапроме время собирать камни. В первый день осени советы директоров ОАК, корпорации «Иркут» и ГСС приняли решение объединить активы, чтобы стать Корпоративным центром обновленной единой компании с приданием ему функций гражданского дивизиона на базе ПАО «Корпорация «Иркут». По идее, это создаст фундамент для увеличения выпуска пассажирских самолетов до уровня 100-120 машин в год.

«Мы подошли к ситуации, когда любой проект требует вовлечения всех частей организма, — образно пояснил новый глава Корпоративного центра Юрий Слюсарь. — Старая структура становится все менее адекватной новым вызовам».

Замечание справедливое, но кому оно адресовано? К неумелым попыткам оживить авиапром и сам господин Слюсарь, пришедший в отрасль почти полтора десятка лет назад, приложил руку. Теперь «старая структура», сложившаяся именно в последнюю четверть века, признана нежизнеспособной. А новый курс — объединение активов — есть хорошо забытое старое. Налицо возвращение к советскому опыту. Так и хочется призвать: изучайте, господа, историю еще обозримого прошлого! Оно того стоит.

Сегодня выпуск сотни самолетов в год кажется заветной, труднодостижимой мечтой, но ведь недалеко ушло то время, когда это было обыденностью. «Аэрофлот» получал даже больше машин, а еще почти столько же мы за рубеж продавали. В одно десятилетие, с 1979-го по 1988-й, было экспортировано свыше 700 самолетов и 1300 вертолетов в три десятка стран.

А что с рынком авиаперевозок? 30 лет назад все тот же «Аэрофлот» перевозил ежегодно более 120 млн пассажиров, порядка 3 тысяч тонн грузов, свыше 400 тысяч тонн почты. Самолеты гражданской авиации страны — заметьте, исключительно собственного производства — выполняли регулярные полеты в 4 тысячи населенных пунктов СССР и в аэропорты еще сотни зарубежных государств. Общая протяженность воздушных линий «Аэрофлота» тогда превысила 1 млн км...

Выдающийся авиаконструктор Генрих Новожилов вспоминал, как в ильюшенское КБ позвонил министр гражданской авиации Борис Бугаев: «Генрих Васильевич, ты на Ил-86 в Узбекистан долететь можешь?» — «Нет, Борис Павлович, у нашего самолета дальность 2400 км, а до Ташкента — 3200...» — «Ну и скажи тогда, зачем мне такой самолет?» Так появилось новое техзадание по уже почти готовому лайнеру. Конструкторы и производственники, что называется, стояли на ушах, но справились. В серию пошел самолет с увеличением дальности полета до 3600, а потом и до 5000 километров.

«Профессионализм и общая ответственность за результат скрепляли деловые связи науки, производства и управления, — вспоминает участник разработок и внедрения программ развития гражданской авиации, бывший в ту пору заместителем министра Виктор Горлов. — То есть для успеха мало объединить активы. Важно выстроить отношения в технологической цепочке, где последнее слово остается за заказчиком».

Действительно, в те времена авиапром начинал производство после согласования МГА. Готовые самолеты передавались в авиаотряды «Аэрофлота», а тот рассчитывался за машины по мере амортизации двигателей. То есть фактически действовал лизинг. Именно отказ от системы оплаты в рассрочку, уверены наши эксперты, и стал одной из причин развала российского авиастроения.

Виктор Горлов считает, что сегодня реально восстановить взаимодействие на уровне разработчика — изготовителя — эксплуатанта. Маркетинг и договорные отношения являются основой этих отношений. Так, кстати, работают концерны «Боинга» и «Эрбаса», где созданы специальные структуры, изучающие требования и конъюнктуру заказчиков — скажем, по типу его использования, по числу кресел, по авионике и т. д.

Роль государства? Оно, вложившее бюджетные средства в дело, должно брать на себя функции управления в этом сегменте: спрашивать за целевое и полное использование средств, эффективность вложения, детально разбираться в причинах срыва проектов. Откаты и воровство бюджетных средств стали притчей во языцех. «Разве не удивительно, — говорит Горлов, — что до сих пор органы власти не пытаются разобраться в причинах срыва реализации проектов Ил-114 и Ту-334. Ведь самолеты прошли испытания, получили сертификаты типа, но так и не встали на конвейер. И никто не ответил за выброшенные на ветер огромные бюджетные деньги».

Легче всего, конечно, административным давлением вынудить перевозчика покупать то, что имеется, летать на том, что выпускает авиапром, не сообразуясь с интересами авиакомпаний. Так, Минтранс хочет обязать новые авиакомпании иметь в парке минимум три самолета российского производства, чтобы получить разрешение на полеты.

«В данном случае Минтранс занимается не своим делом, — считает наш эксперт, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. — Ему бы озаботиться притоком в руководящие структуры отрасли профессионалов. Им с самого начала было ясно, что, к примеру, разрекламированный суперджет не может быть конкурентом боингам и эрбасам из-за отсутствия отлаженного послепродажного обслуживания. Министерство транспорта должно не раздавать разнарядки по распределению самолетов, а создавать условия для производства в России конкурентной авиатехники. Сейчас перевозчик сравнивает суперджет с боингом и эрбасом и видит, что наша машина по всем экономическим параметрам проигрывает. Именно поэтому он предпочитает зарубежные самолеты».

Сегодня российские авиаперевозчики 95% пассажирооборота совершают на самолетах западного производства. После обвала рубля это стало очень накладно, не говоря об угрозе санкций. Неудивительно, что президент дал поручение правительству заниматься импортозамещением в авиапроме. Но пока на выходе мы имеем очередную реорганизацию.

Как в старом анекдоте, где директору дают пакет с директивой на крайний случай. Тот вскрывает и читает наказ: «Не знаешь, что делать? Срочно объявляй реорганизацию!»

Москвичам – не всем, но некоторым - в очередной раз обрубило интернет. А без него, понятное дело, как без рук

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Отсутствие интернета - это не только отсутствие интернета. Фото: Chromorange/Bilderbox, globallookpress.com

В минувшие выходные жители Москвы и Московской области опять остались без интернета из-за проблем в работе популярного провайдера АСВТ. Речь идет о десятках тысяч обитателей жилых комплексов «Датский квартал»,...

В России анонсировали появление своего, родного мессенджера. Есть мнение, что это способ заблокировать конкурентов - WhatsApp и Telegram

Евгений Акатов
Труд
Фото: Rafael Henrique/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Итак, объявлено о создании российской цифровой платформы Мax VK. В перспективе это должно стать суперприложением: там можно будет получать госуслуги, хранить документы, заключать сделки. По замыслу, получится своего рода китайский...

Акционерное общество, созданное по поручению Путина, экс-чиновник возглавлял с 2018 по 2022 годы 

Игорь Милашевский (в центре) с гостями стенда ГЛОНАСС на 15-м международном транспортном форуме, Москва, 2021 г. Фото: © Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

Бывший генеральный директор компании ГЛОНАСС Игорь Милашевский приговорен к четырем годам лишения свободы за должностные преступления. Соответствующее решение в понедельник, 9 июня вынес Замоскворецкий суд Москвы. Как сообщает ТАСС, экс-топ-менеджера...

Китайские ученые изобрели переводчик с языка животных

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд

Между прочим, вчера был день рождения у тюбика зубной пасты. Его придумал американский стоматолог Вашингтон Шеффилд, запатентовав свое изобретение 22 мая 1892 года. А вдохновился он примером художников, хранивших краски...

Наконец-то от слов с высоких трибун об укреплении суверенитета страны, в том числе и цифрового, перешли к делу

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
... И одна из этих особенностей - отсутствие сотовой связи на трех четвертях территории России. Фото: Александр Легкий, globallookpress.com

Президент России подписал закон о так называемом национальном мессенджере. Разговоры о создании альтернативы «Телеграму» и прочим иностранным средствам общения, которыми пользуются россияне, идут давно —...

Отечественный оборонно-промышленный комплекс набрал хороший темп развития, отметил президент

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Боевые возможности Вооруженных сил России необходимо повышать на новой технологической базе. Об этом, как передает ТАСС, заявил президент РФ Владимир Путин в ходе выступления на Петербургском международном экономическом форуме. По словам главы...

Его захватили в приграничье Сумской области военнослужащие группировки войск «Север»

Кадр видеозаписи с хостинга YouTube

В ходе специальной военной операции бойцы группировки войск «Север» Вооруженных сил России взяли качестве трофея украинский детектор беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) «Сахарок», который многие западные СМИ называли...

То, что там летает сейчас, давно устарело. Но замены нет и, увы, в ближайшем будущем не предвидится

Анатолий Журин
Труд
Фото: Роман Денисов, globallookpress.com

Российской Арктике позарез нужны самолеты. Это понимали еще в середине прошлого века, когда в полярной авиации работали 22 тысячи специалистов и летали 56 самолетов Ан-12 и Ил-18. Эти самолеты давно устарели, но замены...

Речь, в частности, идет об авиастроительных и судостроительных компаниях, а также об их субподрядчиках 

Фото: http://kremlin.ru

Неисполнение контрактов по исполнению государственного оборонного заказа во время военного положения даст государству право вводить в компаниях внешнее управление и приостанавливать права акционеров. Соответствующий указ в пятницу, 30 мая подписал...

70 лет назад, в июне 1955-го, совершил первый испытательный полет Ту-104, открывший новую эру в отечественной гражданской авиации

Анатолий Журин
Труд
В 2020 г. в Центре подготовки космонавтов состоялось открытие мемориального комплекса Ту-104 АК. На нем проходила подготовку первая группа космонавтов. Фото: © Roscosmos, globallookpress.com

Самолет Ту-104 впервые оторвался от земли 17 июня 1955 года. Мощная красивая 76-тонная машина, берущая на борт до сотни пассажиров, стала визитной карточкой советского авиапрома и всей страны. Это был поистине прорывной...

 На полях Глобального цифрового форума 2025, который проходит в Нижнем Новогороде, состоялся блицтурнир по программированию

Игорь Кириллов
Фото: © Aleksey Smyshlyaev globallookpress.com

 В нем приняли участие студенты вузов и колледжей из России и Кубы. Главный трофей турнира забрал студент Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Максим Первухин. Он решил задачи быстрее своих соперников. Блицтурнир...

Оборудованный ею беспилотник сам ищет цель, сканирует боевую обстановку и вычисляет максимально эффективный путь поражения

Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Специалисты российской компании «Интел дрон» (резидент АНО «Центр беспилотных систем и технологий») разработали универсальную систему автоматического наведения с искусственным интеллектом (ИИ). Ее можно подключить к любому...

В России ходят слухи о возможной блокировке популярного мессенджера

Ирина Хмара
Труд
Фото: Avishek Das/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Одной из самых обсуждаемых в Сети новостей прошедшей недели стали слухи о возможной блокировке популярного мессенджера Telegram. Одновременно пользователей морально готовят к переходу в новый отечественный цифровой сервис...

Китайский маркетплейс планирует доставлять посылки ракетной почтой

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
«Ракетная логистика». Фото из открытых источников

У российских таксистов есть повод... Нет, выпить за рулем мы не предлагаем, но повод для гордости налицо... юбилей. Сто лет назад, 21 июня 1925 года, в Москве открылось регулярное таксомоторное движение....

Предполагается, что он объединит возможности мессенджера и функции государственных электронных ресурсов

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Депутаты Государственной думы приняли во втором и третьем чтениях законопроект о новой многофункциональной цифровой платформе обмена данными. Об этом сообщает РИА Новости. Предполагается, что сервис объединит возможности мессенджера и функции...

Ранее стало известно, что Америка пока не будет поставлять ВСУ ряд зенитных ракет и высокоточных боеприпасов 

Фото: www.mil.ru

Российская военная радиостанция УВБ-76, которую также называют «Жужжалкой» или «радио Судного дня», передала в эфир два сообщения на фоне приостановки Соединенными Штатами военной помощи Украине. Об этом в среду, 2 июля...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?