Главная Культура 00:05 06 Ноября 2020 10500
Алла Сурикова: Рассмешить человека сложно. Шаг влево – не смешно, шаг вправо – пошло

Королева кинокомедии отмечает юбилей

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Творческих планов у Аллы Ильиничны хватает. Фото Сергея Иванова

Мы знакомы с Аллой Ильиничной лет 30, и за эти годы она ничуть не поменялась. У нее по-прежнему легкая, стремительная походка, она лихо танцует, искрометно шутит, весело смеется и успевает десять дел сразу. Снимает кино, пишет книги, проводит уникальный фестиваль комедии, преподает на Высших режиссерских курсах. Ее фильмы «Суета сует», «Ищите женщину», «Чокнутые», «Человек с бульвара капуцинов», «Хочу в тюрьму, «Дети понедельника» принесли радость уже не одному поколению зрителей. В канун юбилея звоню имениннице.

— Алла Ильинична, в прошлом году мы отмечали ваш день рождения на кинофестивале «Улыбнись, Россия», который вы придумали, организовали и в последние годы проводите в Туле. В этот раз фестиваль, как я понимаю, не случился из-за пандемии. Грустно?

— Нет, совсем не грустно. И пандемия тут не при чем. У Тулы в этом году много всяких затратных культурных событий, в частности, празднование 500-летия Тульского Кремля. И мы с губернатором еще до всякого коронавируса, по обоюдному согласию решили один фестивальный год пропустить. Тем более, что у нас на дворе 2020 год, а фестиваль по счету 21-й. Так что в 2021 году проведем 21 фестиваль, ну и заодно (смеется) отметим мой 21 год рождения.

— А нынче по случаю вашего 20-летия никаких торжеств не ожидается?

— Пышных торжеств точно не будет. 6 ноября, в день моего рождения, соберемся с дочерью, зятем и внуками за семейным столом. А 8 ноября планирую, что называется, накрыть поляну на дачном участке для моих прошлых и нынешних учеников. Не знаю, позволит ли сделать это эпидемиологическая обстановка, цифры заболевших каждый день ползут то вверх, то вниз, но я на всякий случай для праздника все приготовила. Есть мангал, навес от дождя, баннеры, чтобы украсить окружающее пространство. Если народ соберется, то, разумеется, будут соблюдаться все меры предосторожности. Буду целоваться со всеми на расстоянии двух метров.

Удачный улов. Алла Сурикова с дочерью Кирой на Волге. Фото Сергея Иванова

— Скажите, как переживаете бесконечный карантин?

— Знаете, ни на что не хватает времени. Когда жизнь замерла на время весеннего карантина, я даже обрадовалась. Решила про себя, что наконец-то разберусь с архивом, наведу порядок в своих ящиках. Все разложу по папкам и полочкам. Вот тут дорогие для меня письма зрителей. Вот тут творчество внука. Вот тут творчество дочери. Вот тут мое собственное творчество. Вот тут фотографии моей прежней жизни. Но ничего не успеваю. Впрочем, одно дело все-таки успела начать и закончить. Написала небольшую повесть «Конотоп», навеянную воспоминаниями о своем украинском детстве. Ее охотно взял журнал «Знамя», планируют опубликовать в первых номерах нового года.

— Я как самую большую ценность берегу в своей библиотеке вашу книгу «Любовь со второго взгляда», которую вы мне подарили со своим автографом на одном из фестивалей...

— Ну вот, а у меня экземпляров уже не осталось, все раздала друзьям. Недавно позвонила Лида Шукшина, говорит: «Я из-за тебя две ночи не спала, книжку твою читала. Пиши новую!». Со времен написания той книги прошло 15 лет. Я перечитала ее недавно, ничего, местами весело, радостно написано. Об этом мне в свое время и Георгий Николаевич Данелия, мой учитель, говорил. Он тогда писал свою книгу «Безбилетный пассажир». Признался мне, что за основу своих новелл берет реальные истории, а потом придумывает к ним неожиданный, смешной финальный поворот.

Я же написала в своей книге только то, что было на самом деле, ничего не придумывала. Но много жизненного материала осталось неиспользованного, плюс прожитые годы принесли новые знакомства, встречи, потери, воспоминания. Если хватит времени и сил, напишу вторую «Любовь со второго взгляда». Там будут страницы про Марка Захарова, Славу Говорухина, Колю Караченцова и про многих других, кого я любила, с кем счастливо работала.

С Арменом Джигарханяном на фестивале «Улыбнись, Россия!»

— Вы упомянули своего учителя Георгия Данелия, с которым и мне посчастливилось общаться. Скажите, что он значит для вас?

— Скажу коротко: если бы не он, режиссера Суриковой просто не было бы в природе. Он не только принял меня на Высшие режиссерские курсы, не только помог запуститься с моим первым фильмом «Суета сует», но и защитил меня от одного влиятельного человека, который написал на меня кляузу, которая запросто могла поставить крест на моей карьере. Когда я в итоге закончила картину и ее с воодушевлением приняли в Госкино, Георгий Николаевич, похоже, радовался больше меня.

В свое время я написала стишок, посвященный Мастеру, в нем мои искренние чувства к нему:

Воздвигнусь ли? Паду ли я?

Своей судьбе дана ли я?

Плевать! Пойду под пули я,

Коль поведет Данелия!

— Скажите, то, что вы всю жизнь снимаете комедии, случилось с легкой руки Георгия Николаевича или в вас изначально была заложена склонность к этому жанру?

— Наверное, все-таки были некие изначальные предпосылки. В моей семье всегда царствовала улыбка. Ссоры, споры, обиды разрешались юмором, улыбкой. Моя мама умела заразительно смеяться, а отец учил изящно и к месту шутить. Папа работал инженером, обладал удивительной жизнестойкостью и замечательным чувством юмора. В последние месяцы своей жизни он тяжело болел. Передвигался по квартире на инвалидной коляске, но чувство юмора не покидало его и в этой ситуации. Говорил: я ездил во время войны на мотоцикле, потом на «Москвиче», а теперь у меня самое современное средство передвижения, которое позволяет перемещаться из комнаты на кухню и обратно.

Так что любовь к улыбке, к смеху — это во мне заложено генетически. Не могу смотреть кино или телепередачи про плохих людей, про отрезанные ноги и головы, сожженные дома. Страдаю, когда людей унижают, избивают. Мой муж садится вечером к телевизору, по которому показывают безумие современного мира, и говорит: я отдыхаю. Ему чем страшнее, тем лучше. Я же не могу это смотреть, переключаюсь на что угодно, только чтобы не видеть насилие, жестокость. По мне, лучше, извините, показывать голую задницу, чем по ней стрелять.

— Кто-то из классиков сказал, что искусство смешить дается труднее, чем искусство трогать. Это так?

— Если вы меня причислите к классикам, то я это давно сказала. Рассмешить человека сложно, у каждого — свое чувство юмора. Смех — вообще такая тонкая, филигранная вещь. Сделаешь шаг влево — будет не смешно. Шаг вправо — выйдет пошло. А заставить человека расплакаться легко. Стоит маленький ребенок, размазывает слезы по щекам. «Мама, где ты, я кушать хочу» — и все, у зрителей глаза на мокром месте и сопли на подбородке. Идти же по тонкой ниточке юмора, за который не было бы стыдно, — очень сложная творческая задача. Но нет и более благодарного зрителя, нежели зритель комедии. Ему я посвятила вот эти стихотворные строки:

Хотите вы того иль не хотите —

Сминая версии, сжигая тормоза —

Иду на Высший суд, к тебе, мой Зритель!

К твоим улыбкам и к твоим глазам!

И ради этих благодарных глаз

На новый подвиг я идти готова!

И падать замертво, и подниматься снова,

И встреч с тобою ждать — как в первый раз!

— Скажите, смех целителен?

— Ни минуты не сомневаюсь в этом. Сегодня по интернету ходит история про журналиста Нормана Казинса, которому из-за редкой болезни врачи предрекли обездвиженность и медленное умирание. Он решил про себя: умирать — так с улыбкой. И стал каждый день по многу часов смотреть комедии Чарли Чаплина, Бастера Китона, читать юмористические книги и журналы. Днями хохотал до слез. В итоге произошло чудо: с каждым сеансом смехотерапии он чувствовал себя все лучше. Через какое-то время и вовсе выздоровел, прожил 75 лет и написал о своем опыте несколько книг, которые стали мировыми бестселлерами.

Да, смех лечит и спасает. Он целителен не только для отдельных людей, но и для целых наций и народов, да и для всего человечества. Не случайно замечательный американский писатель Марк Твен утверждал: «Мир уцелел, потому что смеялся». Ему вторил Лев Толстой: «Смех — это человеколюбие». А Рузвельт во времена великой депрессии призывал: «Смейтесь, черт вас возьми!». Вот и я своими фильмами и своим фестивалем в меру слабых женских сил стараюсь поднимать градус оптимизма у наших соотечественников.

— Вы 40 лет смешите народ. Скажите, цели, объекты юмора со временем меняются?

— Смеются во все века примерно над одним и тем же. Над глупостью, жадностью, приспособленчеством, трусостью, любовными неурядицами. Но сегодня отсутствует не только цензура, но и самоцензура. И это, как ни странно, снижает уровень и качество юмора — и в кино, и на телевидении, и на эстраде. Вседозволенность губит высокий юмор. Исчезает язык тонких намеков, ассоциаций, все проговаривается грубо, в лоб. В итоге низкопробных комедий на экране стало больше. А юмор уровня Зощенко, Шварца, Горина, Рязанова, Данелия стал недостижимым эталоном.

— Во времена, когда вы начинали, режиссеров-женщин можно было пересчитать по пальцам: Кира Муратова, Лариса Шепитько, Динара Асанова, еще два-три имени. Сегодня каждый второй режиссер — женщина. Как вы к этому относитесь?

— Очень хорошо отношусь. Женщина, если она за что-то берется, очень ответственно к этому относится. Меня поразила фраза, которую как-то сказал один молодой режиссер: «Мне главное бабла срубить, а если еще и кинцо получится, то для меня это будет бонус». Такой стиль мышления невозможен и неприемлем для наших женщин-режиссеров, будь то Аня Меликян, Алена Званцова, Оксана Карас, они не для этого идут в кино.

Алла Сурикова с Максимом Авериным и Анной Ардовой на съемках фильма «Любовь и сакс»

— И последнее... Коронвирус рано или поздно отступит. Что у вас с творческими планами?

— Их у меня много. Хочу дописать книгу стихов. Хочу выпустить книгу прозы. Пора напечатать книгу избранных сценариев. В моем столе лежит несколько сценариев, с которыми я готова запуститься хоть завтра. Когда-то я придумала детский юмористический журнал «Ералаш». Сейчас у меня есть идея юмористического, иронического киножурнала для взрослых. Хочу доверить его студентам моей мастерской. Поскольку я сама все-таки потихоньку перехожу на тренерскую работу, то буду сидеть в восьмом ряду и громко аплодировать...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8762
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5704
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4333
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Книжный магазин во Франции. Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

У маркетологов есть такое понятие — «мотив покупки». Что заставляет человека приобретать вещь не самую жизненно необходимую, недешевую, да еще, как правило, для разового использования? Да, я говорю...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?