И снова страшная автокатастрофа — на этот раз с гибелью 16 человек и десятками раненых после столкновения автобусов в Хабаровском крае, и снова разговоры об очередном ужесточении санкций в адрес водителей. Но как быть, например, с неравенством участников движения перед законом и что делать с плохими дорогами? Эти темы остаются в тени.
Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки»
— У чиновников какая-то странная, репрессивная логика — запретить водителям разбиваться на дорогах. Дескать, вот станет невыгодно погибать на дорогах — и все прекратят это делать. Это говорит о низкой компетенции и нежелании вникнуть в суть. Вместо привычного завинчивания гаек в отношении водителей надо вести систематическую работу по изучению дорожных ситуаций, самих дорог, инфраструктуры. Такие специальные институты давно существуют в развитых странах.
Сергей Асланян, независимый автоэксперт
— Безопасность зависит от качества дорог и работающего законодательства. В частности, нашим дорогам необходимо значительно больше разделительных полос. Встречные потоки не должны соприкасаться. Однако возможностей реализовать благие идеи нет, поскольку воровство в строительной сфере зашкаливает. В Европе погонный километр дороги обходится в 1 млн долларов, а у нас в десятки раз больше... В 1970-е на шведских дорогах погибало 600 человек в год. Политики приняли «программу нулевой смертности» и справились с проблемой исключительно инженерными решениями. А в Испании диктатор Франко ездил на машине 60 км/час, чтобы подавать гражданам пример. У нас же чиновничьи авто обходятся без правил... Пока все так и будет оставаться, смертность на дорогах будет только расти. И никакие репрессии и заклинания не сработают.
Леонид Ольшанский, вице-председатель «Движения автомобилистов России»
— Не открою Америки: в деле безопасности дорожного движения на первом месте — строительство новых дорог и разделительных полос, затем оперативность «скорой помощи» и МЧС, а также повышение качества подготовки водителей. Об этом говорил Путин еще лет 10 назад. И при чем здесь ужесточения? По следам трагедии с автобусами президент вновь велел принять меры, но не запретил брать средства на монтажные работы. А нам говорят про опасную езду и повышенную страховку для злостных нарушителей. Хотя термин «опасная езда» субъективен. И стоимость страховки повышать странно в сегодняшних экономических и социальных реалиях.
Иван Мельников, мотоциклист
— Поверьте, главная опасность — в плохом качестве дорог. Страшно ехать даже на велосипеде, когда через каждые 100 метров в асфальте дыра.
Сергей Смирнов, редактор отдела автомобильной информации журнала «За рулем»
— В большинстве случаев ДТП совершаются случайно: за рулем можно заснуть, растеряться, испугаться. Обязательно стоит сделать разделительные ограждения на трассах, подобный опыт помог шведам существенно снизить число смертей на дорогах. Полезно стимулировать владельцев старых машин продавать их государству.