Главная Культура Афиша 01:05 07 Октября 2009 3197
Армен Джигарханян: «Я для своих актрис и любовник, и папа, и дедушка»
Комедия «О, счастливчик!» — на экранах
Заозерская Анжелика

 — Любите цитировать высказывание Сомерсета Моэма из романа «Луна и грош»: «Искусство — это как половой акт». Объясните, пожалуйста, как вы понимаете это несколько шокирующее сравнение на примере театра и кино.

— Моэм точно определил, что настоящее искусство — биологический процесс. На сцене актер плачет, смеется и к аналогичным реакциям призывает зрителя. Таким образом происходит обмен молекулами и атомами.

— На днях состоялась премьера комедии «О, счастливчик!», где вы с Сергеем Шакуровым играете главные роли. Думаете, зал будет смеяться?

— Зачастую публика смеется над теми сценами, где мы не ожидали, и наоборот. Сегодня ни в нашем кино, ни на сцене ничего прогнозировать нельзя. Отдаленность между создателями фильмов, актерами и зрителями страшная. Сами посудите: снимали картину в лучшем случае месяц назад, а за этот месяц в мире столько всего произошло нового: там наводнение случилось, там Саяно-Шушенская ГЭС поломалась, там пираты корабль захватили и так далее. Даже снег пошел — и у людей меняется настроение.

— Ходите ли на премьеры фильмов, где снимаетесь, чтобы воочию убедиться в том, каково будет восприятие публики?

— Скажут: «О, Джигарханян пришел смотреть на себя!» Нет уж, пусть лучше зритель смеется над картиной, а не надо мной.

— В настоящее время многие хорошие актеры отказываются быть просто рассказчиками историй и сниматься в бессмысленных фильмах. Что можете сказать им с высоты вашего опыта и как рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, в которую вы занесены как самый снимаемый российский актер?

— У меня есть мнение на этот счет, но оно опять требует обращения к сравнению Сомерсета Моэма: «Искусство — это как половой акт». Я должен влюбиться, я должен этого захотеть, добиваться этого. Эти законы в искусстве со времен императора Нерона остались прежними. По этому закону и романы пишутся, и музыка сочиняется, и роли играются.

— Неужели необходимо именно влюбиться? Здорового интереса, желания новизны разве недостаточно?

— Без влюбленности все будет скучно, потому что легкий флирт через два дня надоедает, а через три дня удручает. А мы же рассчитываем в искусстве не на один танец в ресторане, не так ли? Как минимум хотим в чем-то или в ком-то отразиться. Если у зрителя после спектакля взволнованные глаза, значит, его что-то задело. Правда, вынужден признать горькую истину, что основная масса людей, которые приходят сегодня в театр, просто любопытные.

— Это плохо? Выходит, прав был Брехт, сказав в своей «Трехгрошовой опере», что главный порок людей — любопытство?

— Сажать за любопытство не надо. Но если все так и дальше будет происходить — исключительно ради удовлетворения любопытства, то очень скоро искусство не будет никому нужно. Процесс усугубляется тем, что любопытство окрашивается солеными и сладкими историями. К тому же нельзя забывать, что все истории повторяются. Я очень много думал о том, почему Шекспир убил Ромео и Джульетту. Все понимали, что они созданы друг для друга, и это так прекрасно. Значит, не любить, не мучиться, а просто выйти замуж и жить не тужить: зарплата, дача: Но ради чего?

— В репертуаре вашего театра больше спектаклей со счастливым концом или трагическим? Что в первую очередь хотите дать своему зрителю?

— Показательно счастливых историй нет, потому что в природе есть такие понятия, как совместимость, лидер (кто сверху, а кто снизу), идет вечная борьба, из-за которой до облачного счастья не добраться. В чьи руки отдавать власть — вот главный вопрос человечества. Я не против того, что лидер — женщина, лишь бы все было разумно. Но выбор главного должен происходить по энергетике, а не в результате назначения. Вообще взаимоотношения мужчины и женщины — самая сложная в мире тема. Из этих взаимоотношений возникает новая жизнь, идет продолжение рода. Других задач, как продолжить свой род, у нас нет. Все остальное — платье, машина, дом — мишура или гарнир.

— На днях в театре, которым вы руководите, состоялась премьера одной из самых трогательных и загадочных историй о любви — спектакля «Мона» по пьесе румынского драматурга Михаила Себастиана. В фильме Михаила Козакова «Безымянная звезда» роль Моны играет прекрасная Анастасия Вертинская. В вашем театре актрисы славятся своей красотой. Вы испытываете к ним легкую влюбленность?

— В нашем театре Мону играет действительно очень красивая актриса Елена Ксенофонтова. Мое отношение к актрисам театра, которым я руковожу, чуть выше влюбленности. Для них я одновременно и любовник, и папа, и дедушка. Ведь я несу ответственность за то, что творится в их жизни и на сцене, потому что эти две области неразделимы.

— Сейчас театры переживают нелучшие времена в финансовом плане. Какие у вас взаимоотношения с властью, министрами?

— Я знаю идиотов, воров, изымателей денег, этих я знаю, а кто такие чиновники в России, не знаю. Не встречал. Есть великие люди, например Юрий Лужков, а есть прохиндеи, например… многоточие. Признаюсь, я лучше думал о жизни, пока не стал руководителем театра. Встретил такое количество вурдалаков, не любящих театр, ничего не понимающих в искусстве, но назначенных решать наши судьбы. За один съемочный день в кино я получаю месячную зарплату руководителя театра и мог бы не наживать себе проблем.

— Наверняка должны были научиться философски относиться к людям у власти, не реагировать на их действия. Возможно, обращаетесь за советами к мудрецам?

— Очень наивное суждение, что, прочитав Шопенгауэра, мы понимаем, о чем он говорит. Это обман, причем некрасивый обман — говорить людям, что если они будут слушать Моцарта, то хотя бы на третью часть станут похожими на Моцарта. Не станут. У органа есть меха, и чем больше эти меха, тем более великий орган. Так вот, если у человека нет «мехов», то хоть круглыми сутками он будет слушать Моцарта или Баха, но ничего значительного с ним не произойдет. Природа так распорядилась: породила львов и шакалов, и у каждого — своя функция.

Досье

Армен Джигарханян, актер

Родился 3 октября 1935 г. в Ереване. Одна из первых работ в кино — в фильме «Здравствуй, это я» (роль ученого-физика) принесла ему известность. Самые популярные у народа роли — главарь банды Горбатый в сериале «Место встречи изменить нельзя» и мафиози Гурген в сериале «Бандитский Петербург». Создал в 1996 г. Московский драматический театр под своим руководством. Живет с 1999 г. на две страны — Россию и США. Жена, Татьяна Джигарханян, преподает русский язык в одном из американских университетов. Единственная дочь Елена погибла в 1987 г. в возрасте 23 лет. Входит в Книгу рекордов Гиннесса как самый снимаемый в России актер (260 ролей).

Выбор

Три новых фильма Армена Джигарханяна

«Самый лучший фильм» (2008)

Режиссер Кирилл Кузин. Джигарханян сыграл секретаря Бога, на допрос к которому попадает герой Гарика Харламова.

 

«Домовой» (2008)

Режиссер Карен Оганесян. Роль мафиози Феликса Яворского в психологическом триллере с участием Владимира Машкова и Константина Хабенского.

 

«Вверх» (2009)

Озвучил главного героя анимационного фильма Карла Фредриксена, улетевшего на воздушном шаре в далекое путешествие вместе со своим домом.

Афиша 00:10 / 31 Мая 2024 4317
Код Васнецовых

Как Третьяковка отмечает юбилеи представителей великой творческой династии

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: В.М. Васнецов. Богатыри. 1881-1898 гг. Фото: tretyakovgallery.ru

Главный проект весенне-летнего сезона Третьяковская галерея посвятила семье художников Васнецовых. Охватив без малого полтора столетия, музей соединил творчество трех мастеров: «коренного» в династии Виктора, его брата Аполлинария...

Великий поэт стал героем многосерийного мультфильма

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фильм «Пушкин и... Михайловское. Начало». Фото из открытых источников

На экраны выходит анимационный фильм «Пушкин и... Михайловское. Начало». Это первая часть большого трехчасового мультсериала, который состоит из 52 новелл и уже имеет громкую судьбу. Избранные новеллы из цикла...

Человек-фейерверк Сергей Параджанов терпеть не мог цвет посредственности

Дарья Ефремова
Труд
Лучшие параджановские фильмы прочно вошли в классику мирового кино. Фото предоставлены Гослитмузеем

В Государственном литературном музее на Зубовском бульваре открылась выставка «Сергей Параджанов. Вечный полет», приуроченная к 100-летию со дня рождения этого самобытного режиссера, художника, человека-фейерверка....

Афиша 19:30 / 08 Июня 2024 2555
Цепная реакция

Телеканал «Россия» снял очередной фильм про одни и те же события

Труд
Фото: kinopoisk.ru

Завершились съемки масштабной многосерийной исторической драмы «Атом». Действие начинается в 1943 году, когда Лаврентий Берия поручает своему заместителю Всеволоду Замятину (Алексей Гуськов) собрать команду ученых, чтобы...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?