Главная Культура 00:05 07 Октября 2022 7816
Незнаменитый классик

В Москве открылась выставка «Наталья Нестерова. Памяти мастера». В этих работах так много сказано и о нас сегодняшних

Елена Широян, искусствовед
Картины Натальи Нестеровой о бездумно мчащемся невесть куда обществе стали пророческими. Изображения предоставлены РОСИЗО

Художница ушла из жизни в августе в Нью-Йорке, где подолгу жила в последние 30 лет, совмещая работу в заокеанской мастерской с преподаванием в московском ГИТИСе и массой выставок. К счастью, ещё до спекуляций об «отмене русской культуры» живопись Нестеровой увидели на двух континентах, а ее картины пополнили коллекции крупных музеев не только России, но и зарубежья, например немецкого Музея Людвига или Музея Гуггенхайма в США. Сейчас полсотни ее работ выставлены в московском зале РОСИЗО.

Истинная русская интеллигентка, при всей славе Наташа (так она просила себя называть вопреки возрасту) оставалась человеком закрытым и скромным. На попытки выведать тайны ее арт-вселенной отвечала воспоминаниями о родителях-архитекторах и главном своем учителе — дедушке, окончившем Московское училище живописи, ваяния и зодчества еще до революции. Впрочем, однокашник Роберта Фалька художник Николай Нестеров вряд ли мог представить, каким дерзким мастером станет белокурая девочка, какой железный характер таит ее манера держаться в тени. Теперь она, завершив земной путь, перешла из сонма «прижизненных классиков» (профессор РАТИ, лауреат Госпремии РФ и премии «Триумф», академик РАХ) во всеобщую историю искусства. Думать о Нестеровой в таком ключе печально, хотя сомнений в значимости ее фигуры не было еще с начала 1970-х, когда недавняя выпускница Суриковского института заявила о себе. За полвека ее творчество обрело характер столь масштабный и убедительный, что в его оценке едины традиционалисты и сторонники новейших течений.

Вдумчивый интроверт Нестерова сумела отразить различные грани человеческой натуры. В итоге ее картины переросли рамки конкретной страны или эпохи. В мегатему человечности вписан библейский цикл, где мощь образов достигает экспрессии Джотто. Вспоминается и кино — советское, мировое: Феллини, Пазолини, Антониони... Трагическое мироощущение, предчувствие катаклизмов — и карнавал, пиршество, гедонизм, за которыми автор наблюдает с горькой усмешкой, но никогда — с осуждением.

В библейском цикле художницы мощь образов сравнима с экспрессией Джотто

Первая посмертная экспозиция Нестеровой вобрала 50 холстов из фондов РОСИЗО, частных коллекций, а также из семьи автора: немало показано впервые. Сын привез даже кисточки и тюбики краски. С палитрой Наташу разлучила лишь тяжкая болезнь, одолев ее в тот же трагический для российского искусства год, что унес таких мэтров, как скульптор Леонид Баранов и график Олег Кудряшов.

Вероятно, РОСИЗО, быстро устроив выставку, оказался самым оперативным музеем в родном городе знаменитой художницы. Впрочем, знаменитой ли? Если ее имя — словно пароль в кругу профессионалов от коллег до коллекционеров и ученых, это совсем не означает признания среди масс. Современное искусство в современной же России, как правило, не любят и не ценят, надменно от него отворачиваясь — хорошо еще, если со словами «не понимаю». А то нередко звучит и самонадеянное: «И я так могу». Думаю, изучать феномен массового зрителя в России — задача для социологов и психологов. Сама же Нестерова «исследовала» соотечественников художественными методами, как явствует из полотен, неплохо познав особенности национального менталитета. Того самого, благодаря которому москвичи, как правило, равнодушно пробегают мимо дома в арбатском переулке, не подозревая, что здесь находилась мастерская выдающегося художника, да и о нем самом вряд ли догадываясь. В точности как персонажи картин Нестеровой, зачастую безвольные и апатичные, хотя и житейски ловкие, тянущиеся к наслаждениям, но чуждые красоте природы. Конечно, это свойственно не только россиянам: картины мастера складываются в гигантский панорамный портрет современника в целом, в анализ человека глобального. Однако в основе этого философского метода — пристальное внимание к окружающим, вылившееся в интереснейшие живописные метаморфозы. Это театр одного художника, загадочный и глубокий мир со сложной системой шифров. Трагизм и ожидание воли рока здесь уживаются с юмором и карнавалом — всё как в жизни, но и в настоящем искусстве, всегда неоднозначном и охраняющем тайну своего рождения.

Один из «грехов» современных художников — нежелание следовать принципу «как на фото». Наш человек приучен искать в картине реализм, что бы за этим словом ни скрывалось, и шарахаться от метафор, аллегорий, обобщений. Разумеется, не все зрители таковы, но сколь многих приходится убеждать в ценности живописи, далекой от механического копирования реальности. Именно такова манера Нестеровой: вскоре после института она «выпала» из парадигмы соцреализма, требуемой от советского художника, и ступила на путь реализма магического, обогащенного элементами экспрессионизма, сюрреализма и примитивизма, с налетом метафизики, абсурдизма и сатиры.

Уже глядя на один только этот автопортрет, трудно не проникнуться симпатией к нему и его создательнице

Неблагодарное это занятие — подбирать стилевые определения для тех из советских художников, которые задолго до гибели СССР стали взламывать официальный канон. Не всегда они сами могли объяснить словесно то, что творят кистью и резцом. Хотя отлично понимали, что подняли бунт. Иногда начальство творческих союзов мирилось с бунтарями — в такой обстановке осенью 1981 года в новом, только что отстроенном Центральном доме художника на Крымском Валу открылась «Выставка 23-х художников». Сегодня почти все они, включая и Нестерову — легенды позднесоветского искусства, а в ту пору герои «левого МОСХа» (МОСХ — Московское отделение Союза художников СССР, некогда могущественного творческого объединения, порождения советской идеологии). Эта группа молодежи не желала прославлять стройки коммунизма, хотя и соглашалась порой выполнять госзаказ. Сюжеты они предпочитали брать из литературы, из простых житейских реалий, из окружающего ландшафта, при этом говоря без пафоса и вне всякой госидеологии о частном человеке, не желающем позировать в комбинезоне космонавта или строителя БАМа, но отстаивавшем свою индивидуальность. Эти люди ходили по пустынной Москве, не похожей на столицу «самого передового государства», тихо пели под гитару что-то из Окуджавы, всем своим видом разрушая идейные стереотипы. И далеко не каждый был ангелом, о чем художники умели сказать. Так рождалось современное искусство, не стремившееся «сделать красиво» или воспеть режим, но ставившее в центре картины мира «маленького» человека со всеми его трудностями и слабостями. Новаторски смелый подход Нестеровой и ее товарищей лучше оценит тот, кто помнит километры беспроблемных полотен с изображением радостных советских трудящихся на ежегодных выставках в Манеже, проходивших вплоть до развала СССР.

Прошло больше сорока лет с того памятного выступления художников, когда зрители, хоть немного причастные к эволюции искусства, выносили с «Выставки 23-х» изумление необычностью высказывания каждого из участников, чудо освобождения, предчувствие перемен. И перемены в самом деле произошли, не только в искусстве. Но — чуть позже, так что лишь немногие смогли связать прежнее художественное потрясение с резко изменившимся политическим ландшафтом. Это вообще нечастое явление, когда зрителям и даже критикам сразу ясно, что таится внутри рамок холста. Поэтому сегодня, видя привычные знатокам персонажи Нестеровой, которые отвернулись друг от друга и от белого света, я пытаюсь отгадать, как удалось ей еще тогда, сорок лет назад, так точно поставить диагноз всей стране с ее проявившейся нынче в полную силу апатией, безволием и разобщением, с равнодушием к дальним и ближним?

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11506
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7212
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6889
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6110
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6012
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?