В форуме принимали участие ученые и студенты из ста вузов России, Республики Беларусь, Узбекистана, Сербии и Чехии. Его организаторами стали Белорусский национальный технический университет (БНТУ) и Нижегородский государственный технический университет (НГТУ) при поддержке Постоянного комитета Союзного государства, министерства образования Республики Беларусь, министерства образования и науки Российской Федерации.
Уже на его открытии зашла речь о коренных изменениях в жизни всего мирового сообщества, которые связаны с широким распространением информационно-коммуникационных и цифровых технологий. Поэтому на форуме обсуждали: как использовать в учебном процессе интернет-ресурсы и современные системы визуализации изучаемых материалов, внедрять онлайн-обучение, как спрятать от посторонних глаз биометрические данные участников образовательного процесса.
Отсюда и главная задача, которую ставят перед собой технические вузы Союзного государства: подготовка специалистов нового типа, досконально знающих и понимающих цифровую экономику, с первого дня работы способных решать конкретные производственные задачи.
«Мне бы очень хотелось, чтобы за те дни, что будет работать форум, мы смогли бы понять, что создавать специалиста с цифровыми компетенциями невозможно без изменения самого нашего сознания, изменения самого университета. Если мы не будем меняться, завтрашние абитуриенты будут говорить: «Как у вас здесь все старо! Да, вы учите новым вещам, но по старинке». И мы должны ответить на этот вызов», - заявил проректор НГТУ Евгений Ивашкин.
Свое определение «Цифрового университета» предложил первый проректор БНТУ Георгий Вершина: «Цифровизация – инструмент, которым вузам необходимо овладеть, чтобы ориентироваться в мировом пространстве. Это как иностранный язык для специалиста, на котором взаимодействуют с коллегами со всего мира».
А первый заместитель председателя президиума Национальной академии наук Республики Беларусь Сергей Чижик назвал любовь к цифровым технологиям «браком по расчету: самый талантливый инженер не многого добьется, если не будет вооружен самыми передовыми технологиями».
Неудивительно, что 4 секции и более 12 тематических семинаров форума были посвящены вопросам, связанным с цифровизацией инженерного образования: «Образование Online», «Цифровой университет – современные ПО и оборудование для образовательного процесса. Автоматизация образовательного процесса», «Про интернет-маркетинг, стартапы и IT-образование» и т. п.
На форуме также обсуждались социально-экономические и экологические проблемы горной промышленности, строительства и энергетики. Вошла в его программу и арктическая тематика, которая не будет забыта и в будущем.
«Реальный сектор экономики - это в первую очередь промышленность. Это экономика, которая создана на новых технологиях, которые позволяют осваивать новые проекты, новые направления. Сегодня в России, как вы знаете, это арктическое направление. Перед нами широчайший спектр отраслевых задач, которые должны быть решены», — заявил заместитель госсекретаря Союзного государства Алексей Кубрин.
В технопарке БНТУ «Политехник» в это время проводился бизнес-бой «Лучший молодежный стартап Союзного государства». По условиям конкурса жюри предстояло выбрать лучшие коммерческие проекты студентов и аспирантов, дать им путевку в жизнь: бесплатно сроком на один год выделить помещения, обеспечить рекламу, помочь получить инвестиции и, в будущем, создать отдельное юридическое лицо.
Участники конкурса презентовали немало интересных проектов. Среди них - новая технология обогащения воды кислородом для промышленного разведения рыб. Карельские разработчики заверили, что их метод позволит сократить расходы на 30%.
Из Балтийского государственного технического университета поступило предложение создать новую интеллектуальную транспортную систему. Массовая конвейерная перевозка пассажиров на базе беспилотных электрокаров позволит одновременно перевозить до 50 человек.
Дипломом третьей степени был награжден Валерий Жарский (БНТУ) за проект «Системы локального позиционирования». Новая навигационная система позволит с точностью до 10 см ориентироваться внутри больших зданий (учебных заведений, торговых центрах, крупных аэропортах и вокзалах), прокладывать по ним кратчайший путь.
Студентка Лейли Календарова, которая вместе с коллегами из Российского государственного геологоразведочного университета работает над созданием геологического тренажера-имитатора IPetrolium-2020, получила диплом второй степени. Ее тренажер предназначен для изучения процесса виртуального бурения скважин.
Лучшим был признан проект Алибека Жуманиязова из Ташкентского государственного технического университета, который вместе с командой молодых специалистов создает бионические протезы для людей с ограниченными возможностями. Любопытно, что муляж отпечатанной на 3D-принтере в Узбекистане человеческой руки стоит всего 300 $, а в Германии – 900. Стоимость «умного» бионического протеза, способного реагировать на мышечные импульсы, начинается от 700$.Победа узбекских разработчиков подчеркнула открытость и непредвзятость организаторов форума.
Почетные награды победителям на торжественном закрытии форума вручили первый заместитель министра образования Республики Беларусь Ирина Старовойтова и Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота.
Ректор Ижевского государственного технического университета Валерий Грахов сказал на состоявшемся 31 октября торжественном закрытии форума: «Мы получили прекрасную возможность для обмена опытом и информацией. Наше сотрудничество проходит не только на форумах. Белорусские студенты и магистранты учатся у нас, наши - в БНТУ, объединение усилий позволяет быстрее двигаться вперед».
- В 2020 году начинаем подготовку специалистов по проектированию атомных объектов, - заявил ректор БНТУ Сергей Харитончик. - А значит, мы на пороге нового этапа сотрудничества.
А оно, заметим, предусматривает создание новых научно-технических программ в области высоких и цифровых технологий. И, как подчеркнул Григорий Рапота, в сфере искусственного интеллекта, космической индустрии и освоении Арктики.