Старший офицер Московского уголовного розыска, бывший сотрудник недавно расформированного Главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП):
- Наибольший всплеск преступности наблюдался в середине 90-х годов. Тогда основными штатными единицами криминального мира были преступные группировки или бригады численностью 10-60 человек. Их главными занятиями были "крышевание" бизнес-структур и рэкет. Действовали они грубо, нахально, прекрасно понимая, что в то время у милиции сил на всех не хватало. Да и сами предприниматели не верили в реальную возможность защиты, потому с заявлениями к нам не обращались.
Со второй половины 90-х годов правоохранительные органы стали набирать силу, бандитов начали сажать пачками. Но и организованная преступность тоже стала меняться. Бандиты все больше тяготели к централизации, сплачиваясь в более крупные объединения - организованные преступные сообщества (ОПС). К концу 90-х большая часть криминальной "пехоты" перешла под их знамена. Грубые методы работы сменились на более изящные, более применимые к новым экономическим реалиям. Крутые отморозки, конечно же, в криминальном мире остались, но спрос на их топорные услуги становился все меньше. Мелкие, никому не подчиняющиеся банды в России не исчезли, но погоду они уже не делали.
Олег Ельников, официальный представитель МВД, долгое время проработавший в ГУБОПе:
- Как показывает статистика, средний срок, назначавшийся судами так называемым "быкам", составлял около 6 лет, многие его уже отбыли. Так что массовый процесс их выхода на свободу начался еще в 2002 году. Но к основательному разгрому наиболее крупных преступных группировок приступили позже, их ликвидация продолжается до сих пор. В частности, речь идет о судебных процессах 2007-2008 годов над членами известных казанских, а также кингисеппской и тамбовской группировок, ореховско-медведковского ОПС Москвы и других. Суды над ними продолжаются до сих пор, и они регулярно пополняют зоны. Это серьезные бандиты и их авторитетные лидеры. В среднем они получают около 15 лет лишения свободы, так что выйдут еще очень нескоро. А значит, никакого влияния на криминальную обстановку в стране в наступившем году не окажут.
К слову, все бывшие боевики крутых группировок, выходя на свободу, сталкиваются с большой проблемой: современный организованный преступный мир в них уже почти не нуждается. Для "быков" сегодня работы нет. Главная их дойная корова - бизнес, который уже укрупнился, встал на ноги, обзавелся собственными службами безопасности, частными охранными предприятиями. Попытки взять под свою "крышу" отдельных бизнесменов еще изредка случаются, но обычно заканчиваются полным провалом. Современная организованная преступность стала специализироваться на высокотехнологичных преступлениях, а "быки" привыкли работать грубо.
Милиция с ситуацией знакома и потому сейчас особое внимание стала уделять профилактике преступности. Ведь многие из отсидевших впоследствии сталкиваются с проблемой трудоустройства. Особенно сейчас. МВД старается им помочь, даже пробивает для них квоты на рабочие места.