Итак, 100 школьников из 29 регионов России и ближнего зарубежья 5 апреля отправились по пути следования рыбного обоза, с которым Миша Ломоносов почти 300 лет назад пришел из Архангельска в Москву. Правда, в отличие от первопроходца науки, ребята едут в комфортабельных автобусах, которые, по замыслу организаторов, превратились в классные комнаты. Дорога дальняя: через Емецк, Вельск, Верховажье, Вологду, Яро-славль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Сергиев Посад и Королев.

В каждом городе ребят ждут мастер-классы, конкурсы, лекции и встречи с профессионалами, представляющими разные области науки. Все это поможет старшеклассникам в работе над презентациями по выбранным во время отборочного тура темам. Для большинства из них это первый серьезный жизненный шаг и самая дальняя поездка из дома. Например, десятиклассница Алина Владимирова приехала из небольшого села Копьево в Хакасии, в котором обитают около тысячи жителей.

— Поспорила со старшим братом, что попаду на этот конкурс, — смеется девушка. — Пришлось постараться. Сочинение — мой конек, и по литературе я заняла первое место в районе среди десятиклассников. Потому и выбрала тему «Язык меняет нас, мы меняем язык». Тема горячая, сегодняшняя — о стиле общения в социальных сетях. О победе в конкурсе, конечно, мечтаю, но здесь столько талантливых ребят...

Основными образовательными партнерами проекта, по словам ректора Северного (Арктического) федерального университета имени Ломоносова (САФУ) Елены Кудряшовой, кроме САФУ, стали МГУ и Московский физико-технический институт.

— Последние годы у нас столько говорится про объединяющую россиян идею. Так вот вам и идея, и личность-символ: Михаил Васильевич Ломоносов. Он вон еще когда доказал, что человек из простой семьи, из глубинки, может всего добиться в жизни и в науке, использовать полученные знания на благо Отечества. Ректорам вузов — партнеров проекта чрезвычайно импонирует главная цель «Ломоносовского обоза» — поддержка талантливых школьников, — подчеркнула Елена Кудряшова.

— Сама я, наверное, не рискнула бы участвовать в таком конкурсе, — делится Сурэна Анчикова из бурятского города Кяхта. — Но страничку в интернете с «Ломоносовским обозом» увидел папа и настоял, чтобы я зарегистрировалась. Ему понравилась сама идея. Тема по краеведению, которую я выбрала, мне очень близка. Ведь мой родной городок уникальный, мне хочется, чтобы о нем узнали как можно больше людей. Кяхта — старинный купеческий город. В XVIII веке его называли вратами в Азию, потому что через него проходил Великий чайный путь. А в своей работе я стремлюсь показать, как региональный туризм может способствовать развитию целых регионов.

А вот тема исследования девятиклассника Сергея Кулеши из Бийска Алтайского края связан с IT-технологиями.

— Это был мой взгляд в будущее, — вводит он меня в курс дела. — Я проанализировал, какие возможности есть у пользователя сейчас, и немного пофантазировал, как все это будет выглядеть лет через 10. Можно сказать, фантастика, но научная!

— Чего я жду от конкурса? — переспрашивает меня Саша Косоротикова из Санкт-Петербурга. — В первую очередь, новых возможностей и положительных эмоций. Я нечасто путешествую, а здесь сразу столько новых городов. И такой бешеный ритм! Каждый день расписан по минутам. Мне очень хочется познакомиться с новыми людьми, показать себя. А главное, найти дело своей жизни.

— Мы хотим в ближайшие 3-5 лет собрать молодежь, которая в будущем составит основу научного кадрового резерва страны, — рассуждает соорганизатор проекта «Ломоносовский обоз. Дорога в будущее» Владимир Скрипниченко. — Это не пустое мечтательство, а самая насущная необходимость. Ведь в специалистах нового уровня нуждаются сегодня многие российские компании.

P.S. Финал нынешнего конкурса пройдет в Москве 13 апреля, где на Международном молодежном образовательном салоне жюри назовет победителя и 10 финалистов, которые получат возможность учиться в лучших школах страны.

Штрихи

На Всероссийский конкурс «Ломоносовский обоз. Дорога в будущее» поступило 6578 заявок из всех регионов страны. К конкурсу эссе допущены 1502 участника, из работ которых жюри отобрало 100 лучших. Проект интересен и русскоязычным школьникам, проживающим за рубежом: в конкурсе участвуют ребята из Белоруссии, Армении, Украины, Казахстана.