Молодые фанатеют от старых хитов. Нафталиновая музыка в тренде: песни Надежды Кадышевой, Ларисы Долиной, Татьяны Булановой, Михаила Шуфутинского, как и много лет назад, бьют рекорды популярности — причем не только у людей «серебряного возраста», но и у молодежи. А тут еще московская кадриль в парке Горького стала культурным событием месяца. Если же вспомнить, что нынче хедлайнером на «Алых парусах» в Петербурге на празднике выпускников была та же Надежда Кадышева, то можно поверить, что машина времени все-таки существует, правда, курсирует она исключительно в прошлое.
Да нет, никто не спорит, старая добрая кадриль с красивыми девушками и юношами, это милое ретро, будит ностальгические воспоминания у пенсионеров, гуляющих по аллеям парка. И девчонки в кокошниках, подхватывающие припев «Течет ручей, бежит ручей, и я ничья, и ты ничей», умиляют, это вам не громкоголосая толпа в кожаном прикиде на былых концертах «Гражданской обороны» с Егором Летовым. Публика у «Золотого кольца» пушиста и безобидна, как болонка.
Правда, массовое увлечение мальчиков и девочек тем, что «было да сплыло», не у всех вызывает восторг. На репетиции Арсения Бородина в Новосибирске (певец в свое время блистал в группе «Челси» в 2006 году) на музыкантов напал неизвестный с перцовым баллончиком. А после очередного концертного тура Надежды Кадышевой в отзывах в сетях мелькнуло обидное выражение «пандемия геронтофилии». Но это как раз не тренд, а отдельные безобразные выходки. Зато куда больше случаев, когда юные фанаты буквально рвут залы на концертах ветеранов эстрады.
А ведь во все времена все бывало ровно наоборот: в вечном конфликте отцов и детей молодые выступали в роли ниспровергателей заезженной пластинки, являли новые имена и новые песни. Что же теперь время пошло вспять?
В информационном пространстве всплывают мудреные объяснения. Вот, например: «В противовес отполированному студийному звуку мейнстрима молодые слушатели ценят «сырость» и аутентичность старых записей. Это соответствует общей тенденции на эстетическое несовершенство». Или вот попроще: «Старые хиты просты в запоминании и очень удобны для создания мемов и коротких видео». Это уже понятнее: мемы и «видашки» в TikTok — это то, ради чего нынче вертится Земля.
И вот уже на концертах «Золотого кольца» молодежь в зале вовсю пританцовывает под мелодии для баяна и от всей юной неокрепшей души машет включенными смартфонами и зажигалками. А что, прикольно! И связь поколений, о которой давно талдычат с высоких трибун, налицо. И ветеранам сцены хорошо: как сообщают СМИ, на волне нынешнего успеха Надежда Кадышева и ее ансамбль в несколько раз подняли цены на свои выступления — с 1,5 млн до 7-19 млн рублей за концерт. И готовы уже замахнуться на «Лужники» с аудиторией в десятки тысяч зрителей.
А я не знаю, смеяться или плакать. Никак не получается выбросить из памяти другие времена и другие песни о главном. Пересмотрела недавно фильм «Рок» Алексея Учителя из конца 80-х. А вы помните то время, когда из кочегарок и со скрипучих сцен уральских и прочих ДК на свет явились иные кумиры, которым стала подпевать вся страна? Помните тот странный голос и припев: «Перемен требуют наши сердца!»? Имена перечислять не стану, ко многим из них сегодня требуются сноски под текстом. Но объединяло тех очень разных исполнителей нечто общее. Драйв, искренность, гражданская позиция — тогда это было в моде. Что от нее осталось — разве что стеб, сарказм и кокошники?