Главная Сделано в России 00:01 14 Июля 2023 5781
Белое море: век спустя

«Прогресс всякой науки безграничен, и каждый ученый по мере своих сил и способностей должен содействовать этому прогрессу», - утверждал Константин Дерюгин, величайший российский гидролог и океанолог

Андрей Андреев
Компания «Роснефть» и негосударственный институт развития «Иннопрактика» запустили масштабный экологический проект. Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

Что изменилось в Российской Арктике за последние 100 лет? Ответ на этот вопрос в ближайшее время попытаются дать участники масштабного экологического проекта компании «Роснефть» и негосударственного института развития «Иннопрактика». Два исследовательских судна — «Профессор Зенкевич» и «Картеш» — вышли в Белое море, чтобы начать первый сезон полевых работ.

Основная задача — воспроизвести океанологическую съемку, выполненную в этой акватории в 1920-х годах одним из основателей отечественной гидробиологии Константином Дерюгиным.

«Участники проекта — «Роснефть» и «Иннопрактика» — в своей работе опираются на труды великого предшественника — гидробиолога Константина Дерюгина, который детально изучил беломорскую фауну в 1922-1926 годах. И это не просто дань памяти человеку, который во многом открыл Арктику для мира и заложил основу изучения экосистем северных морей, — объясняет научный руководитель проекта, директор Беломорской биологической станции МГУ, доктор биологических наук Александр Цетлин. — Белое море ввиду своих природных характеристик — это своего рода естественный полигон, идеальная модель, чтобы составить всеобъемлющее представление об экологическом состоянии морей Арктики в целом. Сравнивая перепись обитателей Белого моря, сделанную Дерюгиным, с актуальными данными, можно достоверно определить, какие изменения произошли в Российской Арктике за 100 лет и чем были вызваны — естественными причинами или, например, деятельностью человека».

Участники экспедиции будут отбирать пробы бактерио-, фито-, ихтио- и зоопланктона в тех же точках и с применением тех же методов, что и в прошлом веке. Такая точность и аутентичность необходима, чтобы обеспечить сравнимость результатов экспедиционных работ и дать обоснованный научный ответ о том, какие климатические и экологические изменения произошли в Российской Арктике.

Важно отметить, что в ходе экспедиции ученые также будут применять самые современные приборы и инновационные технологии, каких еще не было в первой половине прошлого века. В работе будут использоваться как классические гидробиологические, так и самые современные методы.

«Дерюгин во время своей съемки работал почти исключительно тралом и измерял температуру при помощи термометра. Мы для отбора проб по GPS-навигатору выходим ровно на те же точки акватории и работаем тем же орудием лова, что и он. Это нужно, чтобы обеспечить сравнимость результатов, — рассказывает начальник рейса на судне «Профессор Зенкевич», руководитель лаборатории гидробиологии Центра морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Кокорин. — Но кроме того, у нас есть зонды для гидрологического профилирования водной толщи, батометры, планктонные сети, дночерпатели».

Обследовать дно Белого моря ученые планируют при помощи подводных дронов. Кроме этого, будет проведен молекулярно-генетический анализ обнаруженных организмов с использованием единственного в мире находящегося за Полярным кругом секвенатора.

«Единственный в мире находящийся за Полярным кругом секвенатор — это, конечно, гордость Беломорской биологической станции, — отмечает Александр Цетлин. — Однако важно не просто привезти и поставить в Арктику сложный прибор, нужно найти лучших специалистов в разных научных дисциплинах, чтобы квалифицированно оценивать результаты. Так, например, в анализе проб планктона для проекта «Роснефти» и «Иннопрактики» участвует доктор биологических наук, главный научный сотрудник лаборатории экологии планктона Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН, специалист-планктонолог с мировым именем — Ксения Кособокова».

Организованные исследования позволят получить новые данные о фауне арктических морских экосистем и даже открыть еще неизвестные науке виды. Но главное, в результате проекта «Роснефти» и «Иннопрактики» будет создана обширная база научных данных и отработаны алгоритмы, необходимые для долгосрочного планирования устойчивого развития Арктического региона России, выявления многолетних трендов и составления достоверных прогнозов.

Комплекс методов разных научных дисциплин позволит получить всестороннее представление как о каждом обитателе Белого моря, так и об экосистеме, которую они образуют, а она, в свою очередь, влияет на глобальный природно-климатический баланс на всей планете.

«Планктон превратно считают небольшим организмом. Он составляет основу пищевой цепи для большинства водных животных, встроен в глобальную трофическую сеть. Фитопланктон поедает зоопланктон, его поедают личинки и мелкие рыбы, а их — крупные рыбы, которыми питается человек. Все взаимосвязано, и важен баланс. Морские экосистемы очень толерантны к изменениям, но до определенного момента. Если температура воды в Арктике поднимется на несколько градусов, последствия могут быть катастрофическими», — отмечает специалист-планктонолог Ксения Кособокова.

Не допустить этого — цель всех участников проекта. Предполагается, что их работа не только приведет к открытию новых видов, но главное — задаст новую точку отсчета для исследований и экологического мониторинга Арктического региона.

«Наука позволяет нам выйти за пределы обычной человеческой жизни. Мы будем наблюдать то, что произошло за столетний период, и хочется верить, что у нас будут последователи, которые потом продолжат наблюдать за тем же самым. Может быть, уже новыми методами. Но у них будет основа — они смогут использовать наши данные как реперные точки», — говорит Ксения Кособокова.

Иными словами, современные ученые при поддержке «Роснефти» и «Иннопрактики» станут «коллективным Константином Дерюгиным» для будущих поколений. От результатов их работы будут отталкиваться следующие команды ученых.

Преемственность науки очень важна, поскольку она задает вектор для дальнейшего развития.

«Эмблемой нашей экспедиции мы выбрали созвездие, — рассказывает начальник рейса на «Профессоре Зенкевиче» Александр Кокорин. — Звездами обозначены те точки Белого моря, где работал Дерюгин и где проводим исследования мы. Но еще это отсылка к самому первому советскому исследовательскому судну «Персей» — знаковому для всех тех, кто отправляется в северные моря. На его вымпеле тоже было созвездие». «Однако связь поколений исследователей — это не просто абстрактная идея, а основополагающий научный принцип, имеющий конкретный практический смысл», — уточняет его наставник Александр Цетлин.

Для реализации масштабного проекта создана эффективная система кооперации между профильными специалистами из ведущих научно-исследовательских центров страны. К участию привлечены биологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, Центр морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова, Институт океанологии им. П. П. Ширшова РАН, биологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, Зоологический институт РАН. Базой проекта стала Беломорская биологическая станция МГУ, где при поддержке «Роснефти» уже реализуются другие проекты: например, проводятся испытания микробного препарата для очистки акваторий северных морей, а также находится модернизированный компанией корпус проточных аквариальных систем.

«Исследования, организованные «Роснефтью» и «Иннопрактикой» в Белом море, решают важнейшие для страны и планеты задачи сразу в трех областях: экономической, научной и экологической, — объясняет технический руководитель проекта, исполнительный директор Центра морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова Николай Шабалин. — Арктика — это четверть российского ВВП, пятая часть экспорта и 28% территории. Также Российская Арктика — самая густонаселенная часть этого региона в мире: здесь живут 3 млн человек. Нам нужно их обеспечивать, для этого нужен Северный морской путь. Кроме того, Арктика — это глобальный регулятор погоды, влияющий на климат, например, в Москве и Петербурге. Но нельзя забывать и о биоразнообразии: очень много видов рыб, птиц, животных зависят от состояния северных экосистем. Нужны совместные усилия и ученых, и бизнеса, и государства, чтобы отслеживать происходящие здесь процессы. Мы надеемся, что этот проект станет хорошим примером такой кооперации и, по сути, «кирпичом в фундамент» долгосрочного устойчивого развития Российской Арктики».

Константин Дерюгин прожил всего 60 лет, но за это время сделал очень много для изучения Арктики и становления отечественной гидробиологии. Он является автором более 160 научных работ, посвященных изучению Баренцева, Белого, Балтийского и дальневосточных морей. Его труды служат примером всестороннего освещения режима водоемов и его закономерностей. В результате работ на Белом море им была опубликована монография «Фауна Белого моря и условия ее существования». В ней он разрешает весьма актуальную научную проблему — роль приливов в формировании водных масс и их режима, а также химического и биологического режима внутренних морей. В своих работах он затронул и обозначил целый ряд проблем, которые успешно разрабатываются и уточняются современными исследователями.

«С научной точки зрения качество монографии Дерюгина «Фауна Белого моря и условия ее существования» такое, что ею легко пользоваться и по сей день. Она выполнена на высочайшем уровне. Важен и объект исследования — Белое море. Дело в том, что в большинстве морей Российской Арктики лед многолетний, тогда как на Белом море он однолетний. А это принципиально разные структуры и экосистемы. Но сейчас из-за глобального потепления однолетнего льда в Арктике становится все больше. Соответственно, результаты исследований на Белом море становятся все более актуальными для всей Российской Арктики, и именно для анализа климатических изменений», — резюмирует Александр Цетлин.

Интерес Дерюгина к любимому делу, которому он посвятил всю свою жизнь, восхищал современников и коллег. Как отмечает в своей книге Иван Федорович Правдин, «замечательной особенностью научных работ К.М. Дерюгина было то, что свои выводы и гипотезы он никогда не считал непреложными, не нуждающимися в дальнейшей разработке и новых доказательствах; это привлекало к его работам большое количество исследователей. Большинство гипотез подтверждалось новыми фактами и открытиями — так создавалась и быстро росла дерюгинская школа исследователей, которая и после смерти ее основателя продолжает привлекать к себе все новые и новые научные силы».

Идеи Константина Михайловича востребованы и сегодня. Он был убежден в целесообразности разносторонних комплексных исследований, учитывающих гидробиологические, химические и общие физико-географические характеристики для определения особенностей режима того или иного моря. Важнейшим направлением в изучении морей он считал переход от эпизодических работ к стационарному методу исследования. Такая задача могла быть решена с помощью крупных комплексных экспедиций, с созданием научно-исследовательских станций на морях и научно-исследовательских институтов в разных точках страны.

Справка

Научно-экологический проект «Роснефти» и «Иннопрактики» в Белом море — лишь часть комплексной научно-исследовательской программы «Роснефти» в Российской Арктике. Арктический научный центр нефтяной компании реализует самую масштабную с советских времен программу изучения региона — за 10 лет было проведено более 40 комплексных экспедиций. Организованы беспрецедентные по географическому охвату гидрометеорологические, геологические, биологические исследования, среди которых — развертывание широкой наблюдательной сети автоматических метеостанций и сейсмостанций, самое северное стратиграфическое бурение и лабораторный анализ полученного керна, экологический мониторинг животных-биоиндикаторов: белого медведя, атлантического моржа, северного оленя и белой чайки.

В павильоне «Роснефти» на ВДНХ выбрали имена для двух белых медвежат

Антон Захаров
Фото: Jens Büttner/dpa, globallookpress.com

В декабре прошлого года в Якутском зоопарке «Орто-Дойду» произошло значимое событие: у пары белых медведей Колыманы и Ломоносова родились медвежата. В честь этого было запущено всероссийское голосование по выборам...

«Роснефть» представила крупным промышленным потребителям новое ПО

Труд
«Роснефть» имеет в своем арсенале один из крупнейших в стране научных комплексов и обладает целой линейкой собственного ПО, которым активно пользуются все ключевые компании отрасли. Фото пресс-службы компании

Всего два года назад на фоне усиления давления со стороны западных стран и их многочисленных попыток ограничить развитие российской промышленности скептики утверждали, что технологический суверенитет нашей страны вряд ли...

Специалисты и ученые «Роснефти» в павильоне на ВДНХ рассказали об истинной роли черного золота для современной

Труд
В России одной из ключевых компаний, обладающих своими разработками в области нефтехимии и нефтепереработки, является «Роснефть»

Сегодня очевидно, что в самой основе формирования современного мира и глобальной экономики нефть и нефтепродукты сыграли одну из ключевых ролей. Но важны они не только как компонент глобальной макроэкономической...

«Роснефть» сделала своей традицией поддержку отечественной культуры и искусства

Труд
Вместе с «Роснефтью» Санкт-Петербургская академическая филармония им. Шостаковича проводила открытия сезонов, праздничные концерты в День Победы и гастрольный тур по крупнейшим городам Китая. Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

25 марта в России отмечался День работника культуры. Необязательно быть философом, чтобы понимать ее значение для каждого из нас: культура — это базис, на котором возникла наша цивилизация. Культура —...

«Роснефть» участвует в реализации проектов по изучению и сохранению птиц в Арктике, Поволжье, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке

Труд
Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

Согласно недавним подсчетам ученых, общее количество птиц, обитающих на планете Земля, составляет около 50 млрд особей. Исследователи надеются, что дальнейшие наблюдения за изменениями численности позволят выявить, какие виды...

«Роснефть» завершила подготовительный этап масштабного комплексного лесоклиматического проекта

Труд
Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

21 марта во всем мире отмечался Международный день лесов. Он был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН для привлечения внимания к вопросам рационального использования этого ценнейшего природного ресурса. Главной темой дня в этом...

В павильоне «Роснефти» на ВДНХ началась Неделя Республики Башкортостан

Труд
Для гостей павильона «Роснефти» подготовлена специальная программа познавательных и развлекательных мероприятий, связанных с историей и культурой региона. Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

«Курай для нас, башкир, не просто инструмент. В мелодиях курая звучит душа народа, его мироощущение и жизненная сила, любовь и мечта», — говорил знаменитый поэт Мустай Карим. Приверженность башкир к своему...

Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?