Главная Культура 08:02 17 Января 2013 3485
Залы полны, значит, театр все-таки нужен

Обладательница «Хрустальной Турандот», «Золотого орла» и «Белого слона», Юлия Пересильд предпочитает говорить о творчестве, всячески избегая тем личной жизни

Виктория Пешкова

 На днях в Театре наций вышел новый спектакль с вашим участием – «Электра». Название это знают многие, но тронет ли античная трагедия зрителя XXI века, на которого и без того ежедневно выливаются тонны негативной информации?

– Когда берешься за новую роль, всегда надеешься, что твоя работа будет интересна зрителю. Любовь, ненависть, месть – чувства, известные в любом столетии. На негатив, на трагедию перестаешь реагировать, если, как вы сказали, они идут на тебя потоком. А мы делали спектакль о судьбах нескольких людей, поставленных перед очень трудным выбором. И если для зрителя, жившего 2500 лет назад, все объяснялось волей рока, то тем, кто придет к нам на спектакль, придется самим думать, насколько выбор продиктован богом, а насколько является собственным решением человека. Электра вроде бы отрицательный персонаж, но мне ее жаль. Несмотря на то, что принять ее логику – логику человека, мстящего матери и ее любовнику за убийство отца, – было очень непросто. Я считаю, что месть бесплодна, даже совершившись, она не восстанавливает ни гармонии, ни справедливости.

– Зачем, по-вашему, сегодня человеку идти в театр?

– Можно все свести к тому, что в театре приятно посмеяться, поплакать и выйти оттуда в хорошем настроении. Так что как минимум для этого. Но есть и другой театр, дающий новые идеи, почву для размышлений. Мне кажется, в театр сегодня идут за эмоциями, которых нигде больше получить нельзя. И еще для того, чтобы задать вопросы самому себе. Кто-то ответит иначе, вариантов, наверное, может быть много. Но раз зрительные залы полны, значит, театр людям зачем-то нужен.

– Вы играете в нескольких театрах: на Малой Бронной, в Театре наций... Осесть в каком-то одном не хочется?

– Я признаю две формы театра. Либо это театр-семья, то есть театр-студия, каким когда-то был «Современник», некоторое время – Малый драматический Додина, какими и сейчас остаются «фоменки» и «женовачи». Там люди дышат одним воздухом, работают не ради денег или личной славы, а за идею. Либо люди собираются на проект, когда им интересен режиссер, пьеса, драматург. Когда им, в конце концов, интересно друг с другом, и они хотят открыть для себя что-то новое.

Других форм театра я очень боюсь. В репертуарном театре обычно большая труппа, и судьба каждого артиста на годы вперед зависит от художественного руководителя. Вот вывешивает худрук приказ с распределением, а я назначенную мне роль играть не хочу, мне она, допустим, неинтересна. Отказаться не могу: я же в штате, мне зарплату платят. Но если мне неинтересно, как же я работать-то буду? По сути, репертуарный театр является такой машиной по производству спектаклей, в которой винтики-актеры должны вращаться так, как им предназначено. Конечно, театр – это работа, но я не могу и не хочу к ней относиться по принципу «рабочий день начался – рабочий день кончился».

– И в театре, и в кино вам везет на партнеров: Евгений Миронов, Владимир Машков, Лия Ахеджакова. Что вы в парт­нерстве цените превыше всего, без чего оно для вас невозможно?

– Без умения слушать и слышать друг друга. Оно становится в нашем мире все более редким. Не только в нашей профессии, но вообще в отношениях между людьми. Говорить самому легче и приятней, чем слушать другого. Ведь тогда придется прилагать усилия, чтобы понять его образ мыслей, его логику. Признать, что он имеет право на мнение, категорически не совпадающее с твоим собственным, и, что еще сложнее, признать, что ты можешь в каких-то случаях быть неправ. Это тяжелый труд, а людей всеми возможными способами призывают жить легко, не напрягаясь.

– Актеры нередко признаются, что свою профессию одновременно и любят, и ненавидят. У вас так бывает?

– Я очень люблю свою профессию. Но когда в средствах массовой информации тебя или твоих друзей поливают грязью, вытаскивают на всеобщее обозрение грязное белье, становится обидно: кто им дал право? Разбирать мою творческую жизнь – пожалуйста, а влезать в личную никто права не имеет. Когда я начинаю этим возмущаться, часто слышу в ответ: у тебя такая профессия, она обязывает. А где это написано, что обязывает? Вот тогда становится противно. Особенно когда достоянием гласности делают трагические моменты твоей жизни. Понимаешь, что все равно СМИ этим воспользуются не для того, чтобы выразить сочувствие, а чтобы посмаковать очередную новость. Это страшно, и в такие моменты любимая профессия кажется отвратительной, ты не можешь ни шагу сделать без чужого надзора. Тебе уже вынесли приговор: каждое ваше слово может быть использовано против вас.

Есть еще одна ситуация, когда я свою профессию ненавижу. Когда приходится иметь дело с непрофессионалами. Имею в виду не только актеров, но и людей других специальностей, на которых держится театр и кино: гримеры, костюмеры, бутафоры. Конфликтовать с людьми я не люблю, а в таких случаях приходится.

– Есть ли актеры, которые служат для вас примером?

– Я следую поговорке: «Не сотвори себе кумира», – но у меня не то чтобы их не было вообще, просто они меняются в зависимости от новых увиденных фильмов и спектаклей. Когда я зритель, легко могу увлечься чьей-то работой.

– На что еще кроме профессии и близких вам хватает времени?

– Ни на что. Когда меня спрашивают: вяжете ли вы крючком, ходите ли на лыжах и т.д., – мне нечего ответить. На сегодняшний день я разрываюсь между домом и театром. Свободным, если его можно так назвать, остается только время дороги туда и обратно. Тогда слушаю музыку или размышляю о чем-то своем. Возможно, когда-нибудь в моей жизни наступят иные времена, и я свяжу что-нибудь крючком.

– А читать успеваете?

– Время от времени перечитываю Гоголя, чеховские рассказы, стихотворения Пушкина или его сказки – просто чтобы насладиться языком, характерами. Я люблю неспешное чтение, когда можно часок почитать, потом полежать, подумать, снова почитать. Но такая возможность выпадает нечасто. Если говорить о чтении как о способе быть в курсе того, что происходит в мире, не потерять ощущение себя в пространстве, то это совсем другой ритм. Вот было некое движение вокруг Захара Прилепина – прочитала его рассказы и несколько повестей. Но, честно говоря, когда работаешь над спектаклем, на постороннюю литературу не отвлекаешься – времени жалко. Читаешь то, что нужно для работы. На этот раз прочла почти всего Еврипида – не только «Электру», но и «Орестею», «Ифигению в Авлиде», – Софокла, несколько современных переложений этого мифа. Так получилось, что в Театре наций у меня вышли три премьеры подряд: перед «Электрой» были еще «Женихи» и «Фрекен Жюли». Вот сейчас спектакль выпустим, я и книжки почитаю, и в театр схожу. По крайне мере очень на это надеюсь.

– Удается совмещать творчество с домашними делами?

– Насколько мне это удается, мы поймем, когда вырастут дети. Надеюсь, что удается, хотя, конечно, хотелось бы больше проводить времени с близкими. Вот на что совсем времени не хватает, так это на какие-то приятные женские мелочи, вроде спа или массажа. Но пока меня это не слишком огорчает.

Наше досье

Юлия Пересильд

Актриса

Родилась в 1984 году в Пскове. Окончила курс Олега Кудряшова в Российской академии театрального искусства. Сотрудничает с театрами «Школа современной пьесы», на Малой Бронной и Театром наций. В 2010 году получила премию «Хрустальная Турандот» за роль в спектакле «Варшавская мелодия».

Как киноактриса Юлия Пересильд прославилась после выхода фильма Алексея Учителя «Край» (2010), за роль в котором она получила сразу две награды – «Белого слона» и «Нику». Не замужем.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8864
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5721
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4347
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Книжный магазин во Франции. Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

У маркетологов есть такое понятие — «мотив покупки». Что заставляет человека приобретать вещь не самую жизненно необходимую, недешевую, да еще, как правило, для разового использования? Да, я говорю...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?