Главная Культура 00:03 18 Февраля 2022 11276
Федор Лавров: Существует такая напасть, как желание нравиться

Популярный актер – об образе человека в погонах на современном экране

Анна Чепурнова
Следователя-художника, относящегося к своей работе как к искусству, Федор Лавров никогда прежде не играл. Фото Елены Лавровой

На платформе KION стартовала премьера сериала «Технарь», который затем покажут и на Первом канале. Фильм снял режиссер Душан Глигоров, чей психологический триллер «Хрустальный» стал в прошлом году хитом. Новая картина — в том же жанре: у талантливого программиста похищают жену и ребенка, вынуждая выполнять поручения, связанные с его профессией. Пока женщина находится в заточении, а муж пытается ее вызволить, оба понимают, что их брак был не так уж благополучен... Более того — на фоне пограничных ситуаций, когда речь идет о жизни и смерти, переосмысление ценностей происходит не только у жертв, но и у самого похитителя.

Роль следователя, призванного распутать клубок загадочных происшествий, исполнил Федор Лавров, которому уже не однажды приходилось играть представителей этой профессии в современных детективных историях.

— Федор, чем, думаете, в первую очередь зацепит зрителей «Технарь»?

— Наверное, самой атмосферой триллера с его таинственностью происходящего, ложными ходами, заводящими героев в тупик. Тем более что у фильма великолепные режиссер и оператор — Душан Глигоров и Батыр Моргачев, с которыми я работаю не впервые.

— Вы и следователя играете не в первый раз.

— Мой герой не похож на расхожий образ представителя этой профессии. Он — художник своего дела, одиночка, замкнутый, в чем-то эпатажный. Например, служебному автомобилю предпочитает самокат, и все время слушает классическую музыку. Расследование ведет без оглядки на общепринятые нормы, в связи с чем на его голову валится куча проблем. Но он — профи и в конце концов добивается результата. Самым сложным на съемках было сделать этот образ жизнеспособным, не плоским, не картонным.

— Когда видишь в иных фильмах людей в погонах, возникает подозрение, что с настоящими детективами у них мало общего.

— Вообще-то кино — не зеркало жизни, его создатели имеют право на свою трактовку образов. Но, например, когда я работал над ролью следователя Когтева в сериале «Садовое кольцо», то специально вместе с коллегами приходил в главк УВД, разговаривал с его сотрудниками, чтобы понять, чем эти люди дышат, как все устроено в их ведомстве. Да и в целом, на мой взгляд, качество отечественных фильмов в последние годы повышается. Конечно, по-настоящему интересных историй не так уж много, но когда было иначе? Не могут все стать Тарковскими, он был такой один. В режиме сериального производства любые эксперименты и новаторство проходят с трудом, и все-таки шаги в этом направлении делаются.

— В вашей фильмографии есть имя Александра Сокурова, немногие актеры могут похвастаться сотрудничеством с этим выдающимся режиссером.

— Я благодарен судьбе за то, что почти сразу после окончания института попал в его руки. Ту работу вспоминаю с большой теплотой. На съемочной площадке в перерывах между дублями у него всегда звучала музыка, большей частью Моцарт. Разговаривали все в основном шепотом, максимум — вполголоса, сейчас в кинопроизводстве такого нигде не встретишь. В Сокурове много глубины, внутренней тайны и погруженности в себя. Работалось мне с ним непросто, опыта было мало, а следовало еще научиться чувствовать этого режиссера, который настраивал артистов на тонкие эмоции. Тем не менее я снялся у него в нескольких фильмах и, кажется, начал лучше понимать его задачи. Однажды Александр Николаевич сказал мне: «Спасибо, Федор, это была очень честная работа». Этот единственный его комплимент согревает меня до сих пор. Думаю, благодаря Сокурову и Алексею Герману-старшему я понял, как надо в определенных случаях поступать в профессии, а как лучше и не пробовать.

— Есть ли фильм, который в вашей судьбе можно назвать поворотным?

— Как ни странно, это сериал «Оттепель», хотя я сыграл там совсем небольшую роль: сценариста, «вышедшего» в окно (прообразом был Геннадий Шпаликов). Но фильм «прогремел», а на съемках я, в то время только что переехавший из Питера в Москву, познакомился со многими прекрасными артистами.

— Бывает, что режиссер приглашает артиста практически во все свои картины, как некий талисман. У вас подобное случалось?

— Не знаю, как насчет талисмана, но, например, с Егором Анашкиным нам нравится вместе работать, и сейчас я снимаюсь уже в третьем его фильме. Это картина про Федора Шаляпина, я играю его секретаря, друга и душеприказчика Исая Дворищина. Этого человека певец вытащил из петли, когда тот хотел покончить жизнь самоубийством, и Дворищин всю жизнь положил на служение Федору Ивановичу, вот только в Париж с ним не уехал.

— Можно сказать, актерство у вас в крови, вы и родились в актерской семье Николая Лаврова и Натальи Боровковой, в четыре года впервые вышли на сцену ЛенТюза, где работала ваша мама...

— Точнее, я спел военную песенку «Эй, командир, дай знак привала», и с записи моего дисканта начинался спектакль «Мамаша Кураж».

— Тем не менее в старших классах вы поступать в театральный вуз не хотели.

— Это был скорее подростковый протест, мне казалось, что и так все кругом актеры, а надо найти свою дорогу. Я мечтал — вообразите! — о медицине, хотел посвятить себя гнойной хирургии, потому что знал — это одна из самых сложных дисциплин, в которой много нерешенных задач, и занимаются ею в основном полевые медики. Но при подготовке в институт обнаружилось, что моих знаний по химии сильно не хватает, и я понял, что про занятия наукой придется забыть. Зато в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства удалось поступить с первого раза, в 16 лет.

— Возможно, с медицинской тематикой пришлось столкнуться в актерской работе?

— Несколько лет назад, готовясь к проекту, который так до сих пор и не снят, я прослушал курс лекций по судебной психиатрии. Для роли нужно было понять, как это бывает, когда человек абсолютно лишен эмпатии — чувствует ли он вообще что-нибудь? Зато эти знания пригодились в другой работе — «Секретах семейной жизни». Хоть она немножко комиксовая, я постарался сделать своего героя-следователя эталонным психопатом.

— Актерам часто приходится делать много необычного при подготовке к роли. Что лично вам вспоминается как самое сложное?

— В фильме «Братство» я играл оперативника-переводчика с дари (это таджикско-афганско-персидский язык). Говорить мне на нем следовало бегло, а текста было много, несколько листов. Перед съемками в течение трех месяцев я пытался постичь этот язык, но безуспешно. И понял, что надо просто заучить текст. Брал карточки с транслитерациями на пробежку в Ботанический сад, около которого живу, и бубнил все это как молитву. Прохожие оглядывались: представляете, бежит по парку человек и бормочет что-то вроде по-таджикски. Пришлось нелегко, но я победил — трудностей с текстом на съемках у меня не возникло.

— Не скучаете в Москве по родному городу?

— Когда такое случается, сажусь в «Сапсан» и еду в Питер, где живут моя мама и старшая дочь. Но вообще никакой идиосинкразии по отношению к Москве у меня не возникло, мне здесь все нравится. И скучать, если честно, особо некогда, потому что двум моим младшим детям 10 и 7 лет, и когда случаются перерывы в работе, я забираю их из школы, вожу в кружки, гуляю с ними... Иногда просто сидим вместе на диване и смотрим интересную «фильму» — это одно из любимых наших времяпровождений.

— Судя по количеству проектов в кино, вы трудоголик...

— Если во мне и есть черты трудоголика, то не «клинического». Я не перфекционист — когда все идеально, в образе не остается воздуха, живого дыхания. Просто я с удовольствием делаю свою работу, но когда понимаю, что устал, с таким же удовольствием иду отдыхать.

— Лет десять назад вы преподавали на курсе Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТ. Не хотелось бы вернуться к этому занятию?

— Когда Кирилл Семенович предложил эту аферу, меня оторопь взяла: ведь чтобы быть учителем, нужно иметь на это право. Честно сказал Кириллу, что не владею педагогическими методиками, но опытом со студентами поделиться могу. Его это устроило, и мое преподавание сводилось к тому, что мы вместе со студентами придумывали что-то, а потом пытались воплотить это в жизнь, причем и я в этих этюдах проигрывал какие-то роли. Притом я человек очень эмоциональный, с лабильной психикой, и терпения мне не всегда хватает, а для преподавателя оно необходимо. Так что пока мне сложно считать себя педагогом.

— А своим главным учителем кого считаете?

— Зрителя, чьими глазами на нас смотрит Бог. Общеизвестно, что спектакль долго готовится, но рождается он лишь вместе с аудиторией. Ее реакция — это лакмусовая бумажка, которая показывает, где ты ошибся, что не так сделал. Нередко она неожиданна. Сцену, казавшуюся провальной, зал вдруг прекрасно принимает. А на эпизоде, над которым все на репетициях хохотали до слез, публика лишь сдержанно улыбается.

— А кого из актеров считаете самореализовавшимся в наибольшей степени?

— Филиппа Сеймура Хоффмана. Он погиб в 46 лет, но считался одним из самых востребованных актеров своего времени, получил все мыслимые награды. И роли у него были потрясающие. Даже не в очень хорошем кино от него невозможно отвести глаз. Но особенно мне нравится фильм «Без изъяна», где они в паре с Робертом Де Ниро.

— Недавно вы сами сняли фильм как режиссер.

— У меня есть друг, писатель Роман Михайлов, в этом году получивший премию Андрея Белого за роман «Дождись лета и посмотри, что будет». По его книгам поставлено много спектаклей в Москве и Питере. Как-то он рассказал одну придуманную им историю, притчу в форме бандитской сказки, и я решил: это надо снять. Что мы вместе с ним и сделали. Сначала думали, что будет короткометражка, но в итоге получился полный метр. Сейчас вот везем нашу «Сказку для старых» в Ханты-Мансийск на фестиваль «Дух огня».

— Каких тем, на ваш взгляд, не хватает в нашем сегодняшнем кино?

— Если бы я точно знал, то пошел бы и снял такой фильм. Сюжетов-то много — и социальных, и романтических, но нужен особый взгляд, его не так просто найти. И еще — самое, наверное, главное: честность в подаче материала.

— Что мешает такому честному разговору в кино — цензура?

— Дело даже не в ней одной, существует еще желание нравиться, казаться лучше, чем ты есть, сковывает боязнь, что зритель не оценит фильм... Ну и окупаемость важна. Чтобы всего этого не испугаться и говорить то, что думаешь, нужны решительность и сила.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8758
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5704
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4333
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Книжный магазин во Франции. Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

У маркетологов есть такое понятие — «мотив покупки». Что заставляет человека приобретать вещь не самую жизненно необходимую, недешевую, да еще, как правило, для разового использования? Да, я говорю...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?