Главная Культура 12:44 18 Марта 2024 1944
Валерий Гергиев зажег рассвет на Москве-реке

В грандиозной «Хованщине» впервые соединили усилия Большой и Мариинский театры

Сергей Бирюков
Труппа Большого театра впервые выступила под дирижерским управлением Валерий Гергиева. Фото Дамира Юсупова предоставлены Большим театром

Пять исполнений «Хованщины» на минувшей неделе в Большом театре – событие историческое. Не только потому, что впервые оркестром и хором ГАБТа дирижировал назначенный его генеральным директором Валерий Гергиев. Главное – на сцену театра вернулась одна из величайших русских опер. Неизбывно современная в своем рассказе об извечной трагичности русского жизнеустройства. Полная художественных открытий, восторгавших и восторгающих музыкальный мир от Римского-Корсакова и Равеля до Шостаковича, Аббадо и того же Гергиева. И – отсутствовавшая на этой оперной сцене два десятилетия.

А еще это опера со столь же великой, сколь и трудной судьбой. Непревзойденный правдолюб Мусоргский, сформулировавший своей задачей «прошедшее в настоящем», то есть поиск корневых черт русской жизни во все времена, писал ее 10 лет вплоть до самой кончины. Поднял громадный исторический материал о бунташном XVII веке с его схваткой бояр и Петра, никониан и староверов, агентов Европы и блюстителей длинных бород. Написал уникальное по литературному совершенству и стилистической полифонии либретто (тут и речь неотесанных вояк, и витиеватые пассажи политиков, и архаичный слог старообрядцев). И – почти всю музыку, кроме кусочка заключительного хора раскольников. Увы – не успел оркестровать, что заставило вечного подвижника Римского-Корсакова (дописывал и редактировал «Князя Игоря» Бородина, «Бориса Годунова» того же Мусоргского) корпеть над партитурой. А заодно, на свой вкус, и переписать многое в музыке, казавшейся приученному к дисциплине Корсакову (дипломированному морскому офицеру) слишком неприглаженной и ершистой.

Так – в поклонах композитору-новатору и благодарностях реконструкторам, часто переходящих в проклятия им же, – прошли полтора века жизни оперы. Ее текста касались Стравинский, Асафьев, Голованов, Джей Дэвид Джексон… Наибольшее распространение последние 60 лет получила редакция Шостаковича, вернувшегося к исходному авторскому клавиру и оркестровавшего его, как он считал, «по-мусоргски». Режиссерских же версий от Дягилева и Шаляпина до Покровского, Купфера и Чернякова не счесть.

Спектакль Мариинского театра, привезенный на сцену Большого, к радикальным не отнесешь: сами за себя говорят уже имена классиков оперного дела Леонида Баратова (режиссер) и Федора Федоровского (художник), равно как год постановки – 1952-й.Возобновление режиссером Юрием Александровым и художниками Вячеславом Окуневым и Татьяной Ногиновой в 2000-м, понятно, ничего существенно не поменяло. Оно, наверное, и к лучшему: пусть, к примеру, стрелецкий воевода Иван Хованский обряжается не в современный офицерский китель, а в роскошный старинный кафтан - суть драмы бунташного войска, после убийства вожака вмиг оборачивающегося растерянной толпой, не становится оттого менее понятной. Сколько раз подобное повторялось в русской истории, вплоть до совсем недавних дней. А эпизод парой картин раньше, где те же стрельцы, еще в полной силе, кичатся списком казненных противников, приводя москвичей в ужас – не повод ли вновь вспомнить Шостаковича, но не как композитора, а как свидетеля революции в Петрограде, где точно так же вывешивались списки расстрелянных, читая которые, люди падали в обморок, потому что видели там фамилии родных (мне эту историю лично пересказывал композитор Георгий Свиридов – ученик Шостаковича).

Так что вправду – опера на все времена. И – соответствующее ее масштабу зрелище, не меркнущее вот уже семь десятилетий: таинственные сшибки в роскошном дворце интригана Голицына, красочные песни и пляски в тереме-срубе Ивана Хованского, манящий под седые кущи древний бор, где не слабее какой-нибудь вагнеровской вселенной «Гибели богов» горит старая Русь Мусоргского…

За семь десятилетий спектакль ничуть не потерял зрелищности

Прогнозируемо великолепно выступили мариинские солисты: сочно-брутальный Владимир Ванеев (Иван Хованский), харизматичный в отечески-проповеднической интонации Станислав Трофимов (Досифей ), поймавший истеричный нерв своего героя Сергей Скороходов (Андрей), вкрадчиво-взрывной Евгений Акимов (Голицын), мрачно-ироничный Алексей Марков (Шакловитый), лукаво витийствующий Андрей Зорин (Подъячий)… Отдельно отмечу мощную лепку Юлией Маточкиной образа Марфы – одного из глубочайших и трагичнейших в мировой опере (а ведь после «Бориса Годунова» болтали, будто Мусоргскому недоступна тема любви). Интересно было и увидеть легендарные «Пляски персидок» в классической петербургской хореографии Федора Лопухова с солисткой Еленой Гарсиа Бенитес (в Москве эти танцы традиционно ставили в версии Касьяна Голейзовского).

Но не менее восхитила работа хора и оркестра Большого театра, за пульт которого (давние гастроли с Мариинкой не в счет) Гергиев встал впервые. Какая пластичность, буквально зримость тембровых красок уже во вступлении – знаменитой симфонической картине «Рассвет на Москве-реке» с ее песней-полетом кларнета и петушьими криками гобоя с рожком, какие «водяные» глубины низких струнных и духовых в гадании Марфы, пламенеющие трели скрипок в финальном оркестрово-хоровом «пожаре»… А хор, принимающий на себя громадный спектр интонаций от лихие стрелецких маршей до протяжной песни «пришлых людей» и от жалостных причитаний стрелецких жен до сумрачно-величавого гимна раскольников!

Марфа в мощном исполнении Юлии Маточкиной сулит погибель Голицыну (Евгений Акимов)

А ведь музыкантам Большого театра, в отличие от мариинцев, надо было по сути заново входить в партитуру, которая не звучала здесь значительно более 20 лет, прошедших с постановки начала 2000-х – тогдашний музыкальный руководитель Александр Ведерников предпочел традиционную для Москвы версию Римского-Корсакова, а «питерской» редакцией Шостаковича в середине 1990-х лишь несколько раз продирижировал Ростропович… И все это – в предельно сжатые нынешней ускорившейся жизнью репетиционные сроки.

Лишь одно меня резануло – на поклоны Валерий Абисалович вывел только солистов. Бесспорно, достойных того, но разве можно представить себе их успех вне общего коллективного дела, основная масса подвижников которого осталась за занавесом, так и не открывшимся после окончания спектакля.

Справедливости ради замечу, что в последующих исполнениях была отдана дань и москвичам – Ксении Дудниковой, Константину Артемьеву, Дмитрию Ульянову, Илье Селиванову, на равных вошедшим в состав солистов.

Москвичи Ксения Дудникова и Илья Селиванов также вошли в число звездных участников спектакля

Об этих мелких странностях, может быть, не стоило и говорить, если б в них, на мой взгляд, не угадалась одна серьезная проблема: отношение Валерия Гергиева к возглавленному им Большому театру, похоже, еще до конца не выработалось. Да, была поставлена амбициозная цель – совместить в одних руках руководство двумя великими театрами, и вот она достигнута – что дальше? Бесспорно, первое, что приходит в голову – заполнение дыр в афише ГАБТа почти безбрежными репертуарными резервами Мариинки. И спасибо за нынешнюю «Хованщину». За придуманный «с колес» фестиваль в честь 180-летия Римского-Корсакова. Но нужны новые проекты, развивающие именно творческий потенциал Большого. Нужна стратегия. Однако о ней Валерий Абисалович, последние два года вообще ставший очень молчаливым (и его можно понять после огромного количества мстительно-конъюнктурных шагов со стороны мировых партнеров), пока не обмолвился ни словом. Ждем.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 22859
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 5660
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5467
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5346
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

Вопрос непростой

Сергей Беднов
Труд
Андрей Кончаловский, возможно, вправе выставить счет к «большевистскому перевороту». Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Создатель сериала по заказу «России» - представитель старинного дворянского рода. И, наверное, вправе предъявить личный счет к «большевистскому перевороту». А еще Кончаловский - из того поколения, что первым публично...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?