Главная Культура 12:44 18 Марта 2024 1376
Валерий Гергиев зажег рассвет на Москве-реке

В грандиозной «Хованщине» впервые соединили усилия Большой и Мариинский театры

Сергей Бирюков
Труппа Большого театра впервые выступила под дирижерским управлением Валерий Гергиева. Фото Дамира Юсупова предоставлены Большим театром

Пять исполнений «Хованщины» на минувшей неделе в Большом театре – событие историческое. Не только потому, что впервые оркестром и хором ГАБТа дирижировал назначенный его генеральным директором Валерий Гергиев. Главное – на сцену театра вернулась одна из величайших русских опер. Неизбывно современная в своем рассказе об извечной трагичности русского жизнеустройства. Полная художественных открытий, восторгавших и восторгающих музыкальный мир от Римского-Корсакова и Равеля до Шостаковича, Аббадо и того же Гергиева. И – отсутствовавшая на этой оперной сцене два десятилетия.

А еще это опера со столь же великой, сколь и трудной судьбой. Непревзойденный правдолюб Мусоргский, сформулировавший своей задачей «прошедшее в настоящем», то есть поиск корневых черт русской жизни во все времена, писал ее 10 лет вплоть до самой кончины. Поднял громадный исторический материал о бунташном XVII веке с его схваткой бояр и Петра, никониан и староверов, агентов Европы и блюстителей длинных бород. Написал уникальное по литературному совершенству и стилистической полифонии либретто (тут и речь неотесанных вояк, и витиеватые пассажи политиков, и архаичный слог старообрядцев). И – почти всю музыку, кроме кусочка заключительного хора раскольников. Увы – не успел оркестровать, что заставило вечного подвижника Римского-Корсакова (дописывал и редактировал «Князя Игоря» Бородина, «Бориса Годунова» того же Мусоргского) корпеть над партитурой. А заодно, на свой вкус, и переписать многое в музыке, казавшейся приученному к дисциплине Корсакову (дипломированному морскому офицеру) слишком неприглаженной и ершистой.

Так – в поклонах композитору-новатору и благодарностях реконструкторам, часто переходящих в проклятия им же, – прошли полтора века жизни оперы. Ее текста касались Стравинский, Асафьев, Голованов, Джей Дэвид Джексон… Наибольшее распространение последние 60 лет получила редакция Шостаковича, вернувшегося к исходному авторскому клавиру и оркестровавшего его, как он считал, «по-мусоргски». Режиссерских же версий от Дягилева и Шаляпина до Покровского, Купфера и Чернякова не счесть.

Спектакль Мариинского театра, привезенный на сцену Большого, к радикальным не отнесешь: сами за себя говорят уже имена классиков оперного дела Леонида Баратова (режиссер) и Федора Федоровского (художник), равно как год постановки – 1952-й.Возобновление режиссером Юрием Александровым и художниками Вячеславом Окуневым и Татьяной Ногиновой в 2000-м, понятно, ничего существенно не поменяло. Оно, наверное, и к лучшему: пусть, к примеру, стрелецкий воевода Иван Хованский обряжается не в современный офицерский китель, а в роскошный старинный кафтан - суть драмы бунташного войска, после убийства вожака вмиг оборачивающегося растерянной толпой, не становится оттого менее понятной. Сколько раз подобное повторялось в русской истории, вплоть до совсем недавних дней. А эпизод парой картин раньше, где те же стрельцы, еще в полной силе, кичатся списком казненных противников, приводя москвичей в ужас – не повод ли вновь вспомнить Шостаковича, но не как композитора, а как свидетеля революции в Петрограде, где точно так же вывешивались списки расстрелянных, читая которые, люди падали в обморок, потому что видели там фамилии родных (мне эту историю лично пересказывал композитор Георгий Свиридов – ученик Шостаковича).

Так что вправду – опера на все времена. И – соответствующее ее масштабу зрелище, не меркнущее вот уже семь десятилетий: таинственные сшибки в роскошном дворце интригана Голицына, красочные песни и пляски в тереме-срубе Ивана Хованского, манящий под седые кущи древний бор, где не слабее какой-нибудь вагнеровской вселенной «Гибели богов» горит старая Русь Мусоргского…

За семь десятилетий спектакль ничуть не потерял зрелищности

Прогнозируемо великолепно выступили мариинские солисты: сочно-брутальный Владимир Ванеев (Иван Хованский), харизматичный в отечески-проповеднической интонации Станислав Трофимов (Досифей ), поймавший истеричный нерв своего героя Сергей Скороходов (Андрей), вкрадчиво-взрывной Евгений Акимов (Голицын), мрачно-ироничный Алексей Марков (Шакловитый), лукаво витийствующий Андрей Зорин (Подъячий)… Отдельно отмечу мощную лепку Юлией Маточкиной образа Марфы – одного из глубочайших и трагичнейших в мировой опере (а ведь после «Бориса Годунова» болтали, будто Мусоргскому недоступна тема любви). Интересно было и увидеть легендарные «Пляски персидок» в классической петербургской хореографии Федора Лопухова с солисткой Еленой Гарсиа Бенитес (в Москве эти танцы традиционно ставили в версии Касьяна Голейзовского).

Но не менее восхитила работа хора и оркестра Большого театра, за пульт которого (давние гастроли с Мариинкой не в счет) Гергиев встал впервые. Какая пластичность, буквально зримость тембровых красок уже во вступлении – знаменитой симфонической картине «Рассвет на Москве-реке» с ее песней-полетом кларнета и петушьими криками гобоя с рожком, какие «водяные» глубины низких струнных и духовых в гадании Марфы, пламенеющие трели скрипок в финальном оркестрово-хоровом «пожаре»… А хор, принимающий на себя громадный спектр интонаций от лихие стрелецких маршей до протяжной песни «пришлых людей» и от жалостных причитаний стрелецких жен до сумрачно-величавого гимна раскольников!

Марфа в мощном исполнении Юлии Маточкиной сулит погибель Голицыну (Евгений Акимов)

А ведь музыкантам Большого театра, в отличие от мариинцев, надо было по сути заново входить в партитуру, которая не звучала здесь значительно более 20 лет, прошедших с постановки начала 2000-х – тогдашний музыкальный руководитель Александр Ведерников предпочел традиционную для Москвы версию Римского-Корсакова, а «питерской» редакцией Шостаковича в середине 1990-х лишь несколько раз продирижировал Ростропович… И все это – в предельно сжатые нынешней ускорившейся жизнью репетиционные сроки.

Лишь одно меня резануло – на поклоны Валерий Абисалович вывел только солистов. Бесспорно, достойных того, но разве можно представить себе их успех вне общего коллективного дела, основная масса подвижников которого осталась за занавесом, так и не открывшимся после окончания спектакля.

Справедливости ради замечу, что в последующих исполнениях была отдана дань и москвичам – Ксении Дудниковой, Константину Артемьеву, Дмитрию Ульянову, Илье Селиванову, на равных вошедшим в состав солистов.

Москвичи Ксения Дудникова и Илья Селиванов также вошли в число звездных участников спектакля

Об этих мелких странностях, может быть, не стоило и говорить, если б в них, на мой взгляд, не угадалась одна серьезная проблема: отношение Валерия Гергиева к возглавленному им Большому театру, похоже, еще до конца не выработалось. Да, была поставлена амбициозная цель – совместить в одних руках руководство двумя великими театрами, и вот она достигнута – что дальше? Бесспорно, первое, что приходит в голову – заполнение дыр в афише ГАБТа почти безбрежными репертуарными резервами Мариинки. И спасибо за нынешнюю «Хованщину». За придуманный «с колес» фестиваль в честь 180-летия Римского-Корсакова. Но нужны новые проекты, развивающие именно творческий потенциал Большого. Нужна стратегия. Однако о ней Валерий Абисалович, последние два года вообще ставший очень молчаливым (и его можно понять после огромного количества мстительно-конъюнктурных шагов со стороны мировых партнеров), пока не обмолвился ни словом. Ждем.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9510
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5810
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 4695
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 4637
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?