Новости
Главная Культура 01:30 18 Июня 2021 18226
Тайны Вознесения и Троицы

Почему ученикам Христа одной Пасхи оказалось мало

Марина Крючкова, архивариус
Фреска М.А. Врубеля «Сошествие Святого Духа на апостолов». Фото из открытых источников.

Уже завтра, в субботу, православные храмы начнут украшать ветвями берез, травами и цветами: в воскресенье, 20 июня, Троица, один из самых любимых праздников на Руси. В церковном календаре она знаменует завершение евангельской истории Спасителя. И, как и Вознесение, тесно связана с Пасхой: Троицу отмечают на 50-й день после нее, а Вознесение — на 40-й (сегодня, 18-го, как раз отдание этого праздника). Но так было не всегда...

Древнейшее из дошедших до нас изображений Вознесения: вырезанный в 400 году в Риме рельеф из слоновой кости (ныне он хранится в Баварском музее в Мюнхене). Сюжет больше напоминает пасхальный: жены-мироносицы у Гроба, ангел, говорящий им: «Что вы ищете живого среди мертвых? Его здесь нет, Он воскрес!». И сам Спаситель, завершивший свое земное служение и восходящий во плоти на небо (точнее, его поднимает спустившаяся с неба рука Отца).

Действие явно происходит вслед за Воскресением, никаких тебе сорока дней — точнее, мы не видим, чтоб они были. Как не видим и апостолов, если не считать две склоненные в печали фигурки у ног Христа. Но обычно его учеников в сюжетах Вознесения изображают совсем иначе. Например, как на миниатюре XI века из монастыря Дионисиат на Афоне, почти дословно иллюстрирующей фрагмент из «Деяний апостолов» про Вознесение.

Между этими изображениями — семь веков. И конечно, автор первого гораздо полнее знал, что называется, контекст. А он очевиден: ученики Христа, в одночасье потерявшие своего Учителя, с которым всего неделей раньше радостно вступали в Иерусалим под приветственные крики толпы, растерялись. Никто из них, кроме Иоанна, даже не решился прийти к месту Распятия «страха ради иудейска» (в Новом Завете это выражение означает «из страха перед властями»): как бы первосвященники, расправившись с Учителем, не вспомнили и о них. А Петр (на миниатюре он справа от Богородицы) и вовсе в ночь ареста Христа ухитрился трижды от него отречься.

Подавленные своим предательством, сломленные и растерянные, предстали они перед воскресшим Христом, который вошел к ним, несмотря на плотно запертые двери, с приветствием «Мир вам!». И, даже увидев рядом Господа, не обрадовались, а испугались. По словам Антония Сурожского, «Христос воскрес — казалось бы, чего больше надо, чтоб окончательно поверить в Его слова. Но ученикам одной Пасхи оказалось мало. Ни о какой победе над смертью, ни о каком Небесном Царствии они не догадывались, невзирая на все уроки». Так что теперь понятно, для чего понадобились эти дни от Пасхи до Вознесения: для повторения и закрепления пройденного!

Одиннадцать раз являлся Спаситель ученикам (обычно это бывало по воскресеньям), укрепляя их, проповедуя и «отверзая ум к уразумению Писаний». И на глазах происходило чудо: страх и робость исчезали, а простые рыбаки и ремесленники превращались в апостолов, которым, по словам Христа, предстояло свидетельствовать о нем «в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». По прошествии же этих дней (Церковь приняла версию евангелиста Луки, что их было 40), Господь вместе с учениками пришли на Елеонскую гору, где не раз бывали и прежде. Там он дал им последние наставления и заповедал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа: и се Я с вами во все дни до скончания века». И, подняв руки в благословляющем жесте, стал удаляться, пока не исчез в лучезарном облаке, оставив на земле многочисленных свидетелей Вознесения: апостолов, Богородицу, жен-мироносиц...

Интересно, что эту впечатляющую сцену описал только один евангелист, Лука (он же автор «Деяний апостолов»). Все прочие новозаветные авторы избегали натурализма при рассказе о Вознесении — собственно, кроме Луки, о нем кратко упоминает только Марк. Уже в те времена не считали, что Бог обитает «на облаке» у нас над головой. Но Луку это не смутило, для него важнее было, чтоб его рассказ запомнился, а образы оказались понятны тогдашним читателям. И он не ошибся. Вознесение — одна из любимых тем не только у иконописцев, но и художников, начиная с Возрождения и до наших дней (например, картина Джеймса Тиссо, 1886 год).

Почитаем был этот праздник и в народе. На Руси верили, что от Велик дня (Пасхи) до Вознесения Сын Божий, Спас, обходит всю землю, и в эти дни старались поменьше ругаться и не плевать в стороны: не ровен час, попадешь куда не надо. А хозяйки пекли особые блины, «Христовы лапотки», Спасу в дорогу, и делали «лесенки» из сладкого теста, чтоб Господу проще было, завершив дела, подняться к Отцу на небеса (эти лакомства непременно отдавали детям). А еще бережно относились к гнездовьям, особенно ласточек и орлов: ведь святитель Николай уподоблял вознесшегося Христа «орлу, что прокладывает путь своим орлятам» или «ласточке, что летит впереди, указывая путь стае».

А здесь (фото вверху), на фреске М.А. Врубеля «Сошествие Святого Духа на апостолов» (1885) — праздник, тесно связанный с Вознесением: Пятидесятница (она же Троица). Когда-то, в первые века христианства, их и вовсе отмечали вместе, на 50-й день. Потом, с V века, разделили, но все равно они остались «сообщающимися сосудами». И обещание, данное Спасителем ученикам накануне Вознесения — прислать Утешителя, Святого Духа, который будет их наставлять и поддерживать, исполнилось на Пятидесятницу. На фреске — как раз этот момент.

Богородица и апостолы собрались в Сионской горнице, чтобы отметить праздник, когда евреи вспоминают о дарованных Богом Моисею на горе Синай Десяти заповедях (как раз на 50-й день после Исхода из Египта). А заодно радуются первому урожаю, украшая дома плодами и колосьями пшеницы (отсюда зеленое убранство и наших храмов на Троицу). «Внезапно, — сказано в „Деяниях апостолов“, — сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».

Апостолов, которых мы несколько недель назад видели растерянными и испуганными, теперь было не узнать. Они разговаривали с людьми, приехавшими на праздник (а он всегда привлекал в Иерусалим множество гостей), на их родных наречиях и диалектах. А Петр, доселе не отличавшийся красноречием, выступил с такой речью, что после нее около 3 тысяч человек уверовали в Христа и приняли крещение. Именно этот день Церковь считает днем своего рождения: апостолы, на которых сошел Святой Дух, смогли начать проповедь христианства в мире (а кто где, определил жребий).

Икона «Троица» – самое знаменитое произведение гениального русского художника Андрея Рублева. Изображение из открытых источников

Ну а это, пожалуй, лучшая иллюстрация для второго названия праздника Пятидесятницы: «Троица» Андрея Рублева, списки с которой есть, пожалуй, в каждом храме. Ее называют самым известным и таинственным изображением Бога в истории православной иконографии. О чем ведут беседу Трое, изоб-раженные Рублевым в круге вечности? Протопоп Аввакум в своем «Житии» размышлял и над этим. Вот его версия разговора на Предвечном совете. Отец говорит Сыну: «Создадим мир!» — «Да, Отче!» «Но этот мир, — продолжает Отец, — отпадет от своего пути, и для того, чтобы его спасти, тебе придется стать человеком и умереть». «Да будет так!» — говорит Сын. И добавляет: «Но я вернусь, и ты пошлешь Утешителя вместо меня». — «Да, Сын! И люди обретут благодать Святого Духа, если захотят».

Считается, что именно со схождением Святого Духа, которое первый раз произошло на Пятидесятницу, Троица обретала для нас свою полноту: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. На этот праздник в православных храмах совершается одна из самых красивых служб в году. Церкви утопают в зелени: полевые травы, ветки березы, цветы, полы устланы свежескошенной травой, запах которой смешивается с ароматом ладана. А накануне, в субботу, которая так и называется Троицкая Вселенская родительская, особо поминают людей, почему-либо не получивших христианского погребения (например, пропавших без вести), и всех прочих усопших.

P.S. Кстати, не забудьте: участвовать в праздничных службах, как и раньше, можно удаленно, трансляции ведут все крупные соборы и храмы. Если что — понапрасну лучше не рисковать. И — с праздником!

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9005
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5737
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4360
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 4155
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?