Главная Культура 00:03 20 Октября 2023 3862
Как у Невского отобрали шлем, а у Грозного – трон

Музеи Московского Кремля не побоялись развенчать мифы о своем собственном собрании

Елена Широян, искусствовед
Фото с сайта Музеев Московского Кремля

Произнося «шапка Мономаха», мы не всегда задумываемся, что стоит за этим звучным словосочетанием. Выставка «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата» подталкивает к новому осмыслению этого и десятков других привычных символов. По сути устроители экспозиции с «вещдоками» в руках развенчивают множество романтических мифов, сложившихся вокруг героев национальной истории.

Коль скоро место действия — древняя крепость на Боровицком холме с резиденцией правителей Московского княжества, а затем и Государства Российского, то в центре повествования ее былые обитатели и связанные с ними атрибуты монаршей власти.

Держава и скипетр, разнообразные шлемы, сабли, доспехи, а также драгоценные кубки, посохи, даже конская упряжь — всё это носил, держал в руках тот или иной государь. И разумеется, ни один из этих сакральных предметов не должен был исчезнуть, всё бережно хранилось в Оружейной палате и скрупулезно вносилось в описи — аналоги инвентарных книг. Но знали бы царские слуги, как своеобразно перетолкуют предмет их кропотливого труда через несколько веков, когда Российская империя вступит в полосу всплеска патриотических чувств! Тогда, на рубеже XVIII-XIX столетий ревнители отечественной славы вдруг обнаружили в Оружейной палате «детские доспехи великого князя Дмитрия Донского», «саблю и цепь великого князя Владимира Мономаха», «шлем великого князя Юрия Всеволодовича», «посохи Андрея Боголюбского и Ивана Калиты». На самом деле названные так памятники были созданы в XVI-XVII веке и никак не связаны с поименованными персонажами русской истории, жившими гораздо раньше. Тем не менее на протяжении XIX века одни исследователи, рьяно опровергая других, подчас сами предлагали еще более фантастические версии, в нашем новоязе «фейки».

Новые веяния проникли в Оружейную палату, когда в 1806 году в тамошнем «древлехранилище» по указу императора Александра I был создан «музеум». По всей Европе тогда возникали публичные музейные собрания, причем почти все, от галереи Уффици до Букингемского дворца, — в бывших или даже действующих монарших покоях. Один из самых наглядных символов «демократизации дворцов» — парижский Лувр, отобранный у королей и преобразованный в музей. И всё это происходило в период бурного развития исторической науки, безусловно важной для стран и их граждан. Сегодня нам кажется, будто таковая существовала всегда, да и привычно связываемая с ней муза Клио известна с античности. Однако это иллюзия: возраст истории как науки — чуть более двухсот лет. Трудно поверить, но до XIX века ее не было среди университетских дисциплин.

Стоит ли удивляться, что в стремлении найти как можно больше свидетельств героических свершений предков тогдашние архивисты и литераторы сплошь и рядом старили памятные предметы на столетие-другое, а то и побольше. Яркий пример — Костяной трон царя Алексея Михайловича, второго в династии Романовых. Эта прекрасная вещь XVII века с отделкой слоновой костью была «назначена» троном великого князя Ивана III, жившего аж на двести лет раньше, а впоследствии «завещана» его внуку Ивану Грозному. А что, ведь и на скульптуре прославленного Марка Антокольского царь восседает на этом кресле! Правда, сие популярное произведение искусства само создано в так называемую эпоху историзма под влиянием возникших тогда мифов. Только в наши дни тщательные изыскания позволили доказать, что трон сильно моложе своего «обладателя».

Свой нынешний рассказ о регалиях музей ведет максимально полно и разносторонне. Из кропотливых исследований стало понятно, что Антокольский, скорее всего, исходил из атрибуции архивиста Алексея Малиновского, в 1807 году предположившего, будто это «кресла греческие», привезенные «послом греческих царевичей» по случаю женитьбы великого князя Ивана III на Софье Палеолог. Напомним: в ноябре 1472 года в Успенском соборе Кремля вдовец Иван Васильевич был обвенчан с племянницей последнего из императоров Византии Константина ХI Палеолога, впоследствии бабушкой Ивана Грозного. Это событие много значило для русской государственности, с ним связан даже двуглавый орел в нашем нынешнем гербе, не говоря об особом значении такого брачного союза для утверждения Великого княжества Московского как оплота православия. И по-своему логично, что художник второй половины XIX века пожелал усадить первого русского царя на византийский, как думалось ему, трон. К слову, византийским он до недавних пор числился даже в музейных документах, не говоря уж о народной молве...

Первые русские историки, включая сотрудников Оружейной палаты, вообще испытывали особый пиетет перед Рюриковичами. Все-таки более 700 лет непрерывного правления — такое мало в каком еще государстве сыщется. Стоит ли удивляться, что им были переданы и другие предметы старины, пусть не такой глубокой? Тут вне конкуренции великий князь Александр Невский. Предания, бытовавшие в Оружейной палате XIX века, приписали герою XIII века и лаконичный серебряный шлем следующего, XIV столетия, и богато украшенный мастерами той же Оружейной булатный головной убор османской ковки конца XVI века. Сохранившаяся пометка, что эту «шапку ерихонскую» носил царь Михаил Фёдорович Романов, не помешала «словесному преданию», будто в музее хранится шлем именно Александра. Это подавалось как «научная» атрибуция во многих изданиях XIX века и даже советской эпохи.

Не станем особо корить отечественных романтиков от истории — в то время большинство европейских стран, в немалой степени из-за наполеоновских войн и стремления отстоять национальную независимость, были охвачены патриотической волной. Отсюда — полет фантазии, с каким исследователи и без того старинных памятников делали их всевозможными «кубками Святого Грааля» и прочими свидетелями изначальных времен.

Вот и у нас немецкий жезл XVII века превратился в «посох великого князя Ивана Васильевича», а его ровесник из мастерских Кремля был опубликован в труде «Древности Российского государства» как посох великого князя Андрея Боголюбского. В категорию даров, «присланных из Византии», попал и золотой скипетр, увенчанный алмазным крестом с двумя двуглавыми орлами. Читаемая на предмете дата «1638», относящаяся к уже упомянутому Михаилу Федоровичу, не помешала историкам сделать его регалией Владимира Мономаха.

В 1875 году художник Александр Литовченко невольно создал целый дайджест таких состаренных предметов в картине важнейшего в ту эпоху исторического жанра «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею». В центре полотна — фигура царя, он указывает на арчак — седло с подушкой. Но такая форма седел появилась только в XVII веке. Тогда же и был создан этот образец из мастерских Кремля, как и большинство фигурирующих в картине экспонатов нынешней выставки: фляга и кувшин английского серебра, роскошный кубок-наутилус и конская сбруя, кубок «Петух» и настольное украшение «Олень». Коллекция действительно царского уровня, вот только Иван Грозный в момент визита английского дипломата (примерно 1573 год) ну никак не мог обладать большинством из ее предметов... А жаль, правда? Ведь так соблазнительно сделать образ и без того мифологизированного царя еще более мифичным...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 10507
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5934
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 5879
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 5778
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 4807
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?