Этот фильм-интервью был снят им в соавторстве с документалистом Дмитрием Чернецовым. Картина — четвертая совместная работа режиссеров – три года назад на экраны вышел их документальный фильм об Андрее Тарковском «Боже! Чувствую приближение Твое!».
Поводом для новой работы стало приближающееся 80-летие Никиты Михалкова. По словам Бурляева, он снял этот фильм на правах старого друга, чтобы «… создать портрет Никиты Михалкова на фоне эпохи, через которую мы, знающие друг друга с 13 лет, прошли вместе. Это не интервью, а диалог друзей - от сердца к сердцу».
Основой ленты стала книга Бурляева «Никита. Повесть о друге», выходящая в свет одновременно с фильмом. По словам автора, прочитав книгу, Михалков сказал, что она будет интересна лишь им двоим и узкому кругу общих знакомых. Но Бурляев не согласился. Так, в итоге, из книги вырос фильм.
Их дружба началась с того, что старший брат Никиты Андрей Кончаловский, случайно встретив Бурляева на улице, привел его на съемки своей курсовой работы «Мальчик и голубь» и снял в главной роли. Фильм получил приз на фестивале в Венеции и дал юному Николаю старт в кино.
Потом они вместе учились на актерском отделении в Щукинском училище, где Михалков впервые вместе с однокурсниками поставил спектакль по фильму «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета (по пьесе Реджинальда Роуза). Из «Щуки» Михалков был исключен за съемки в кино и, в итоге, поступил во ВГИК и стал режиссером.
Гораздо позже, в 2007 г., Михалков снимет римейк фильма «12», перенеся действие в реалии современной России, а в 2021 – снова поставит этот спектакль в «Мастерской 12», где одну из ролей исполнит Бурляев. В книге, как и в фильме Бурляева, довольно много места уделено постановке этого спектакля и работе над ролью под руководством Михалкова. Бурляев отмечает режиссерский талант друга: работая с ним на спектакле «12» он убедился, что Михалков «может научить играть и табурет».
Авторы фильма проходят по основным этапам жизни своего героя. Михалков отвечает на вопросы Бурляева, касающиеся родителей, детства, взросления, учебы, творческой биографии, съемок отдельных фильмов, общественной деятельности на посту председателя правления Союза Кинематографистов.
Иногда Бурляев добавляет личные воспоминания – например, о том, как его арестовали у «Националя», когда он давал интервью иностранному журналисту, и назначили штраф за приставание к иностранным туристам. Тогда отец Никиты поэт Сергей Михалков приехал и выручил его.
Любопытен рассказ Михалкова о том, как, несмотря на возможность «откосить» от службы, он попал служить на флот, да еще и в самую крайнюю точку страны на Камчатку, и чуть не замерз во время похода на собаках. В фильме есть редкие кадры хроники этого похода.
Интересны эпизоды с 5-го съезда кинематографистов, где Михалков выступил в защиту Бондарчука, а также выступление на другом съезде, где он говорит об обвинениях в свой адрес, которые после проверки не подтвердились. «Я не настолько талантлив (как Бондарчук), я могу сам себя защитить», - шутит он. В фильме Михалков читает стихи отца, обращенные к завистникам, вероятно, мысленно применяя их к своей ситуации.
Итог своей беседы Николай Бурляев подводит вопросом: что является для Михалкова главным лейтмотивом творчества, так сказать «песней души» и получает ответ, подтверждающий собственные мысли: «Любовь». Вспомнив лучшие фильмы Михалкова, зрители, наверное, согласятся с этим утверждением.
В целом, в картине зритель найдет довольно много интересных подробностей, и, вероятно, еще больше их осталось за кадром в силу небольшого хронометража – картина длится всего час и десять минут. В прокат фильм выйдет 21 октября, в день 80-летия главного героя и в этот же день будет показан на канале «Культура». Ну а книга, соответственно, появится на прилавках книжных магазинов.
.jpg)
После премьеры фильма мы задали Николаю Бурляеву несколько вопросов:
— За те 66 лет, что вы знаете Никиту Сергеевича, изменился ли как-то его образ в вашем представлении?
— Нет, не изменился, он просто дополнялся, укреплялся, подтверждался. Никита Сергеевич оказался такой, каким я его открыл для себя в 13 лет, но сейчас у него появилась судьба, опыт, уверенность в себе, а в детстве он мог лишь надеяться, что так будет. Теперь уже не надо ничего доказывать, разве что только себе. Каждый свой новый фильм он создает как режиссер с риском, как по минному полю идет, и все время одерживает победы. Я считаю, что это великий режиссер XX-XXI века.
— Когда вы с ним учились в Щукинском, вы видели его потенциал?
— Нет, я не думал, что он будет актером, он мне это не говорил. В фильме он мне признался, что хотел быть актером или дирижером всегда, но при этом хотел быть первым. На что я ему сказал, что быть первым на Руси – тяжелый крест. Но он все-таки стал первым!
— Бывают ли у вас с ним принципиальные разногласия?
— Они есть, но я не буду о них говорить. В принципе, он всегда оказывается прав. И он очень доверчив. Меня удивляет, как он иногда поднимает какого-то человека, который его потом предает. Его очень часто предавали, а он – нет. Доверяет и надеется…
— Вы помните, как Михалков предложил вам играть в спектакле «12»?
— Мы как-то увиделись на Московском международном кинофестивале, обнялись, и он мне шепнул: «Скоро поработаем». Проходит время, я узнаю, что он делает фильм «12», но меня туда не приглашает. Проходит еще 14 лет, и вдруг от него звонок: «Я хочу, чтобы ты поиграл у меня в спектакле «12». И я согласился.
— Играя в «12-ти», вы как актер открыли в себе новые возможности?
— Он как режиссер их во мне открыл, заставив меня исполнить свой рисунок роли, которому я поначалу не следовал точно. А я в Никите еще раз открыл такие качества как любовь к людям и стремление всем помогать – все то, что я замечал в нем с детства. Его главная тема как художника – любовь… любовь к людям, к жизни, к России. Конечно, я желаю своему другу очень долгих лет жизни, потому что он очень нужен России и миру, его «Бесогон» смотрят и в Европе, и в Америке.