Главная Культура 00:07 22 Января 2021 10682
Олеся Фокина: Выбираю своих героев по глазам

Главным делом жизни для известного режиссера-документалиста стал цикл фильмов о великих деятелях мировой культуры

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фото из личного архива Олеси Фокиной

В 1986 году знаменитый режиссер-документалист Юрис Подниекс снял фильм «Легко ли быть молодым», который, наряду с «Покаянием» Тенгиза Абуладзе, стал символом и знаменем перестройки. Свой новый фильм известный режиссер Олеся Фокина, которая была дружна с Юрисом, посвятила памяти своего старшего товарища, увы, рано ушедшего из жизни. Ее двухчасовая документальная картина «Обнаженность» — серьезная попытка продолжить разговор, начатый Подниексом, понять, как и чем живут сегодняшние молодые.

— Олеся, начнем с самого начала. Расскажите, как родился замысел вашего фильма. Он возник от желания устроить перекличку с перестроечным хитом Юриса Подниекса или от встреч, общения с нынешней молодежью?

— Имело место и то, и другое. Юрис сыграл ключевую роль в моей жизни. После окончания МГУ я работала на Центральном телевидении. Однажды полетела в Ригу делать небольшой сюжет о Подниексе — он в то время как раз снимал фильм «Легко ли быть молодым». В маленьком студийном зале Юрис показал мне несколько своих предыдущих картин, которые меня поразили. И я поняла, что не хочу больше работать на телевидении, а хочу снимать документальное кино. В итоге я рассталась с ТВ и поступила на Высшие режиссерские курсы.

Позже я не раз приезжала в Ригу, бывала у Подниекса на съемках. Юрис, в свою очередь, приезжал в Москву, несколько раз останавливался у меня. В разных аудиториях он показывал свой уже знаменитейший фильм «Легко ли быть молодым». Я ездила вместе с ним на эти показы, смотрела картину по пятому, десятому разу. Могу сказать, что этот фильм и сам Юрис сильно на меня повлияли. И жизнь мою изменили.

Прошли годы, я часто возвращалась памятью к этой картине, которая отразила взрывное состояние молодых людей, не желавших больше жить по старым, омертвевшим правилам. Отсюда этот не до конца осознаваемый ими бунт против системы, вылившийся в начале фильма в дикий разгром пригородной электрички и закончившийся для некоторых из них судом и реальными сроками.

— Со сцены в суде начинается и ваш фильм...

— Да, чуть более трех лет назад я прочитала в газете о суде над Вадимом Осиповым — курсантом военной академии, которого обвиняли в том, что он якобы намеревался взорвать казарму. Обвинение было предъявлено на основании найденного у него чертежа этой самой казармы, сделанного от руки. Увидела его фотографию — мальчишка, щегол. Взгляд бесхитростный, кроткий. Надо сказать, что я своих героев часто выбираю по глазам. Вот и здесь эти глаза меня буквально заворожили. И вместе с моим оператором Сергеем Догоровым, еще не имея в голове определенного замысла, мы отправились в Питер на очередное заседание суда.

Приехали в пять часов утра, здание суда, естественно, было закрыто. Стояла зима, было жутко холодно. Стараясь скоротать время и согреться, заходили в попадавшиеся на пути кафешки. Одна из них была еще закрыта. А за стеклом порхала прелестная, как куколка-балетница, девушка в пачке. Увидев нас, открыла дверь, предложила кофе, горячие булочки. Познакомились, разговорились. В какой-то момент я подала оператору условный знак, и он стал снимать ее рассказ о жизни, о любви. Оказалось, что Кристина не только кондитер, но и чемпионка Европы по конному спорту. Узнав, что мы идем на процесс Вадима Осипова, очень живо на это отреагировала.

Сам Вадим, сидя за решеткой, вел себя абсолютно по-детски, хотелось его по-матерински обнять, успокоить. Он попал в какую-то трагическую воронку событий, и они понесли его к жуткой развязке с судами, психбольницами. Мы стали ездить на процесс, снимать его самого, его друзей, быстро от него отрекшихся; несколько раз наведывались к уже знакомой нам Кристине. Судьба, тем временем, подкидывала нам новые сюжеты и новых героев — студентов, школьников, политических активистов, музыкантов, военных, рабочих, наконец, компанию ребят, которые решили починить старую яхту и обплыть на ней всю Россию...

Так постепенно стал вырисовываться, окукливаться замысел фильма. Я поняла, что это не будет кино о каком-то одном герое. А будет веер самых разных лиц и судеб, из которых к концу фильма может сложиться портрет нынешнего молодого поколения.

Фильм «Обнаженность» готовится к выходу на экраны

— Так в итоге легко ли сегодня быть молодым? Или так же трудно, как и во времена Подниекса?

— Молодость — это всегда драма, а не привилегия. Накал страстей, протест, вызов, самоутверждение. Первоначально фильм назывался «Сад молодости». Название «Обнаженность» родилось, когда картина была, практически, смонтирована. В юности душа оголена, обнажена. Активный поиск себя, своего «я», неутолимая любовная жажда... по ней мы потом тоскуем всю жизнь. Молодым человеком острее воспринимаются ложь, предательство, несправедливость, нелюбовь, которые, увы, становятся постоянными спутниками человека.

Молодые во времена Подниекса бунтовали против омертвевшей системы, лицемерия, отсутствия перспектив, смыслов. Увы, с тех пор ничего, по сути, не изменилось. Кто правит сегодня бал, много ли молодых решают проблемы страны, кто спрашивает их мнение, принимая законы? Танцуйте, ребята, веселитесь! Оборотистые дяди и тети за вас все решат. Молодых у нас не замечают. Их нет. Получается, нет целого поколения. Мы создали страну, у которой нет детей. Если раньше на телевидении была отдельная молодежная редакция, то сегодня даже фильм, посвященный молодым, невозможно пробить на ТВ. Само слово «молодежь» как будто несет заряд опасности.

— И что делать, и кто виноват?

— Если бы меня вдруг пригласили на совещание к президенту, я бы постаралась объяснить ему и его окружению, что молодых не надо бояться, не надо сторониться. Не надо их разгонять дубинками, бросать в тюрьмы, когда они выходят на пикеты и митинги. Если выходят, значит, наболело, значит, что-то в обществе не так. С ними, в том числе и с «несогласными», надо разговаривать, понимать, чего они ждут от жизни. А если их прессовать, если показывать по ТВ только чистеньких, приглаженных ребят, которые на Селигере пишут под диктовку взрослых правильные диктанты, то пружина сожмется до критического уровня.

— Я так понимаю, что и фильм ваш — один из немногих, посвященных сегодняшнему дню, делам и заботам молодежи, федеральные каналы не торопятся показывать...

— Да, это так. При том, что фильм мой — отнюдь не политический. Первый канал, с которым я сотрудничаю на протяжении многих лет, за что я искренне признательна его руководству, вроде бы ничего не имеет против фильма, но решение о его показе так и не принято. Это тем более обидно, что в условиях пандемии возможности для проката картины ограничены. У нас отложились показы в Москве, Питере, Таллине, Братске...

Правда, недавно ко мне обратились представители платформы ТНТ-премьер с просьбой предоставить фильм им. Пока раздумываю. Я еще не отказалась от мысли, что «Обнаженность» будет показана по Первому каналу, где ранее состоялись премьеры большинства моих картин. Уверенность в том, что картину надо широко показать, придает мне реакция первых зрителей, горячие обсуждения после просмотров, отклики в интернете.

— «Обнаженность» стоит особняком в вашем творчестве. Главное дело вашей жизни — цикл фильмов «Человек на все времена», рассказывающий о крупнейших деятелях мировой культуры, среди которых Солженицын, Цветаева, Пастернак, Тонино Гуэрра, Бродский, Норштейн, Эдуард Артемьев... Не было боязно подступаться к таким титанам?

— Знаете, у меня есть такая черта: я не знаю берегов, не вижу своего предела. Могу, например, написать президенту письмо о молодежной политике, о чем, кстати, подумываю. А когда-то отважилась на цикл картин о великих гуманистах современности, чем и занимаюсь вот уже 30 лет. Меня всегда интересовали яркие, неординарные личности. Те, которые не прогибаются под изменчивые обстоятельства. Которые всегда держат вертикальное положение спины, служат не власти, не золотому тельцу, а красоте и добру. Благодаря таким людям, мы лучше понимаем, какими нас задумал Господь.

Олеся Фокина с Юрием Норштейном

Когда я начинала этот цикл, у меня была изначально несбыточная мечта создать уникальную портретную галерею, этакое жемчужное ожерелье вокруг человечества. Один из первых моих фильмов был о выдающемся философе Мерабе Мамардашвили, у которого я имела счастье учиться на курсах. Потом родился фильм о лучшем (это общепризнанно) нейрохирурге мира Александре Коновалове, он познакомил меня со своим другом Тонино Гуэрра. Мы сделали фильм о Тонино, который, в свою очередь, дружил с Маркесом, я надеялась, что удастся сделать фильм и о Маркесе.

К сожалению, сполна эту затею реализовать не удалось, но, тем не менее, на сегодняшний день я сняла два десятка картин о великих людях, перед жизнью, судьбой, творчеством которых искренне преклоняюсь. Об этих людях много снято и написано. Но и мой оттиск, надеюсь, сохранится.

С Александром Солженицыным

— Один из последних ваших фильмов, удостоенный премий «Ника» и «Золотой орел», был о прекрасном поэте, драматурге Геннадии Шпаликове, которого жизнь, увы, согнула и даже поломала — в последние годы своей жизни он много пил и покончил жизнь самоубийством...

— Когда я снимаю фильмы о великих людях, это вовсе не значит, что я создаю жития святых. Не говоря уже о том, что и святые порой немало грешили до того, как стать святыми. Я же рассказываю о крупных, противоречивых личностях, к которым, в частности, принадлежат и Марина Цветаева, покончившая жизнь самоубийством в эвакуации, и Геннадий Шпаликов, повесившийся на своем шарфе. Для меня это человеческие истории, наполненные историческим и психологическим драматизмом, внутренней войной с самими собой и доставшейся им эпохой, а не чернушные побасенки на потребу обывателю.

Что до Геннадия Шпаликова, то каковы его грехи перед людьми, перед потомками, перед нами, перед вечностью? Оставил долги? Да, сшибал у друзей, у знакомых по трешке, по десятке. Но сам не разбогател. На его сберкнижке после ухода нашли два рубля. «Оставляю вам только дочку, больше нечего завещать», — написал он в своих предсмертных стихах. А начиналось все иначе. Шпаликов ранний и Шпаликов на исходе короткой, 37-летней жизни, — разные люди. Юноша, полный надежд. И человек, у которого их уже не осталось.

— Что в итоге с ним произошло?

— Молодой романтик, закончивший суворовской училище, мечтавший о кремлевских звездах, он попал в окружение столичной богемы, которая жила совсем по другим законам. Человек без кожи на полном ходу врезался в реальность, которая оказалась совсем не такой, какой он себе ее представлял. Оттепель шла на убыль, ощутимо подмораживало, а он не мог и не хотел приспосабливаться, писать с учетом изменения генеральной линии. Шпаликов не ушел из жизни, а именно расстался с жизнью, чтобы не иметь с ней ничего общего. Оставил после себя светлые стихи, великие сценарии и фильмы, которые пережили его, переживут и нас. Свое место в пантеоне гениев Шпаликов занял по праву.

— Кто из великих в ближайшее время пополнит вашу портретную галерею?

— Вместе с замечательным драматургом Павлом Финном написали сценарную заявку и собирались делать фильм о протоирее Казанского собора Петре Мысловском, который по личной просьбе царя исповедовал декабристов в Петропавловской крепости, делал попытки подвести их к покаянию, сопровождал на казнь. Во время самой казни упал в обморок. Позже много помогал вдове Рылеева, в том числе и материально.

К нашему удивлению, в министерстве культуры мы получили отказ. Нам дали понять, что взгляд на декабристов сегодня может быть однозначным — как на смутьянов, бунтовщиков, и никаких сантиментов здесь быть не может. Согласитесь, странная постановка вопроса, тем более, что мы собирались делать фильм не о самих декабристах, разумеется, достойных и книг, и фильмов, а о священнике — человеке милостивом, гуманном, всю жизнь исповедовавшем православные ценности. Но нам в итоге ничего не осталось, как с чувством недоумения и горечи принять свою участь.

Но если где-то закрывается дверь, то в другом месте открывается другая дверь. Перед Новым годом получила предложение сделать фильм о знаменитом философе, социологе, писателе Александре Зиновьеве для канала «Культура». Он автор 40 книг, в том числе знаменитых «Зияющих высот», которые вышли по всему миру огромными тиражами. У фильма скромный бюджет, а работа предстоит большая. Сейчас только подступаюсь к этой громадной фигуре. Читаю его книги, думаю о его уникальной судьбе — судьбе одиночки. Погуглить и что-то настрочить по-быстрому — так я не умела и не умею.

Из досье «Труда»

Олеся Фокина родилась в семье известного журналиста и телеведущего Юрия Фокина. Окончила журфак МГУ, работала в Молодёжной редакции ЦТ. Училась на Высших курсах сценаристов и режиссеров, слушала лекции Мераба Мамардашвили, Паолы Волковой, Кшиштофа Занусси. В 1993 году Фокина начала работу над циклом «Человек на все времена», ставшим её основным творческим проектом. Фильмы Фокиной демонстрировались по главным федеральным каналам, получали призы международных и российских кинофестивалей.

Комментарии для сайта Cackle

Издевка стала самой распространенной формой подачи и обсуждения новостей в итоговых программах и политических ток-шоу

Сергей Беднов
Труд
Этот стиль сформировался во многом благодаря Владимиру Соловьеву - бесспорно, пропагандисту номер один. Фото: Евгений Филиппов, globallookpress.com

Если верить свежему опросу ВЦИОМа, то россияне больше всего доверяют информации, получаемой на федеральном телевидении. Выходит, у них не вызывают особых сомнений слова людей, которые всего три месяца назад ухохатывались,...

К 225-летию со дня рождения поэта мемориальные пушкинские места подвергнутся масштабным реставрациям. И это тревожно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото с сайта Всероссийского музея А. С. Пушкина

Правительство России утвердило план подготовки к празднованию 225-летия со дня рождения поэта Александра Пушкина. Обычно принято справлять юбилеи через десятилетия, но с пушкинскими перешли на пятилетки. Замечательно,...

На экраны выходит фильм «Праведник»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Александр Яценко сыграл в «Праведнике» одну из лучших своих ролей

В основу картины лег документальный материал, к сожалению, до сих пор у нас малоизвестный. Может, потому, что на протяжении ряда лет никто не додумался (не отважился?) снять большое кино об этом уникальном...

Сыгравшая одну из главных ролей в сериале «Лимитчицы» актриса сама перебралась в Москву из Хабаровска

Анна Чепурнова
Труд
Иметь смелость говорить, что думаешь – умение, которому Маруся училась в том числе и у своей героини Нины. Фото предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» стартовала многосерийная мелодрама режиссера Ольги Добровой-Куликовой «Лимитчицы». Она рассказывает о судьбе трех девушек, приехавших в начале 1970-х из деревни в недавно...

В прокат выходит один из лучших отечественных фильмов последнего времени

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Никита Ефремов сыграл в фильме «Здоровый человек» одну из лучших своих ролей. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Называется этот фильм «Здоровый человек». Поставил его по своему сценарию Петр Тодоровский, внук знаменитого режиссера, сценариста, оператора, композитора Петра Ефимовича Тодоровского и сын теперь уже не менее знаменитого...

Культура 00:04 / 17 Февраля 2023 11753
Из шкуры и обратно

«Собачье сердце» Малого театра не меркнет на фоне классики

Любовь Лебедина
Труд
Преображенскому и Борменталю скальпель помог усмирить разбушевавшегося Шарикова. Но как быть со своими Шариковыми тем, у кого этого инструмента нет? Фото Евгения Люлюкина предоставлено Малым театром

Большинству зрителей, пришедших на спектакль «Собачье сердце» в Малый театр, хорошо известна легшая в его основу повесть о превращение бездомной собаки в человека, а также, конечно, незабываемый фильм...

Как и его герой в фильме «Комплекс бога», Николай одним из главных смыслов жизни считает нашу любовь к детям

Анна Чепурнова
Труд
Герой Шрайбера – очень добрый человек, путь к свету которого в этой истории нелегок. Изображения предоставлены онлайн-кинотеатром KION

На платформе KION в разгаре показ психологического детектива Флюзы Фархшатовой «Комплекс бога» по сценарию Алены Званцовой. У известного пианиста пропадает восьмилетняя дочь, а потом в городе находят...

Культура 00:05 / 17 Февраля 2023 11542
Эдичка скорее жив

К 80-летию Эдуарда Лимонова

Дарья Ефремова
Труд
По-декадентски эстетствующий, не чуждый масочности Лимонов с толстовской жесткостью сметал условности. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

22 февраля исполняется 80 лет со дня рождения изгоя и классика Эдуарда Лимонова, писателя, сделавшего предметом творчества собственную судьбу со всеми ее смыслами и превратностями. ЭВЛ, дед и Эди-бэби....

Культура 00:25 / 17 Февраля 2023 11327
Голова в доказательство

Как и когда в армию набирали «чисто конкретных» бойцов

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Адольф Ладюрнер. Парад лейб-гвардии Павловского полка

«Нас сразу послали на прорыв — без артподдержки, под огонь пулеметов. Из боя вышли восемь человек, а было 198», — так вспоминает о своем боевом крещении писатель Владимир Карпов, попавший...

По количеству поклонников среди зрителей-патриотов Ирада Зейналова и Ольга Скабеева могут поспорить с самим Владимиром Соловьевым

Сергей Беднов
Труд
Фото: Евгений Филиппов, globallookpress.com

Как известно, у... Чуть было не вырвалось нехорошее слово. В общем, у нее не женское лицо. Что и подтвердили федеральные телеканалы, в первые же дни СВО снявшие с дневного эфира душещипательные мелодрамы...

Культура 21:01 / 18 Февраля 2023 11139
Брежневские отморозки

По роману «Город Брежнев» Шамиля Идиатуллина НТВ снимет мини-сериал

Труд
В качестве автора сценария выступил Алексей Рыбин

Теперь уже мало кто помнит, что в 1982 году, вскоре после смерти генсека город Набережные Челны переименовали в Брежнев. В течение следующих шести лет, пока прежнее название не вернули, там все было «брежневским»,...

Культура 00:03 / 03 Марта 2023 10897
Остается нам Братом

Выставка, посвященная режиссеру Балабанову и 25-летию выхода его самого знаменитого фильма, продлена в Петербурге по просьбе публики

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Семен Лиходеев/Russian Look, globallookpress.com

Алексей Балабанов умер в 54 года, а сделать успел столько, что иному и к восьмидесяти не догнать. Это отчетливо понимаешь на посвященной кинорежиссеру, сценаристу, продюсеру выставке — путешествии...

Такое Станиславскому и Немировичу-Данченко не снилось

Любовь Лебедина
Труд
Мхатовский «Пловец» теперь обнимет все искусства разом и взлетит в космос. Изображение предоставлено пресс-службой МХТ им. Чехова

И сегодня, накануне 125-летия Московского общедоступного художественного театра, основанного Станиславским и Немировичем-Данченко, две его «половинки» в Камергерском переулке и на Тверском бульваре, обособившиеся...

Вместо заявленной исторической драмы известный режиссер Николай Лебедев снял нескладный шпионский боевик

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Сергей Безруков в роли генпрокурора СССР Романа Руденко. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Премьерный показ нового фильма Николая Лебедева «Нюрнберг» прошел в Петербурге. Из названия можно догадаться (тем, кто хотя бы немного знаком с историей), что посвящена лента международному трибуналу над фашистскими...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Sonja Krebs, globallookpress.com

Вместе с весной неумолимо надвигается на нас череда праздников с подарками — сначала мужской, потом женский. И ведь надо чем-то одаривать любимых (чур, носков и дезодорантов не предлагать!). И книга...

Культура 20:01 / 18 Февраля 2023 10314
Любовь рулит

Проект «Кино Mail.ru» узнал, какую пару влюбленных из сериалов россияне считают лучшей

Труд
Победили герои Кортни Кокс и Мэттью Перри - Моника Геллер и Чендлер Бинг из «Друзей». Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

День всех влюбленных, случившийся во вторник, не вызвал ажиотажа прежних лет. И правильно, у нас есть День святых Петра и Февронии — наш, родной, его и надо праздновать. Тем не менее, проект «Кино...


Реклама. Рекламодатель: АО «Всероссийский банк развития регионов» /ID-vbrr



Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?