Главная Культура 00:07 22 Января 2021 9110
Олеся Фокина: Выбираю своих героев по глазам

Главным делом жизни для известного режиссера-документалиста стал цикл фильмов о великих деятелях мировой культуры

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фото из личного архива Олеси Фокиной

В 1986 году знаменитый режиссер-документалист Юрис Подниекс снял фильм «Легко ли быть молодым», который, наряду с «Покаянием» Тенгиза Абуладзе, стал символом и знаменем перестройки. Свой новый фильм известный режиссер Олеся Фокина, которая была дружна с Юрисом, посвятила памяти своего старшего товарища, увы, рано ушедшего из жизни. Ее двухчасовая документальная картина «Обнаженность» — серьезная попытка продолжить разговор, начатый Подниексом, понять, как и чем живут сегодняшние молодые.

— Олеся, начнем с самого начала. Расскажите, как родился замысел вашего фильма. Он возник от желания устроить перекличку с перестроечным хитом Юриса Подниекса или от встреч, общения с нынешней молодежью?

— Имело место и то, и другое. Юрис сыграл ключевую роль в моей жизни. После окончания МГУ я работала на Центральном телевидении. Однажды полетела в Ригу делать небольшой сюжет о Подниексе — он в то время как раз снимал фильм «Легко ли быть молодым». В маленьком студийном зале Юрис показал мне несколько своих предыдущих картин, которые меня поразили. И я поняла, что не хочу больше работать на телевидении, а хочу снимать документальное кино. В итоге я рассталась с ТВ и поступила на Высшие режиссерские курсы.

Позже я не раз приезжала в Ригу, бывала у Подниекса на съемках. Юрис, в свою очередь, приезжал в Москву, несколько раз останавливался у меня. В разных аудиториях он показывал свой уже знаменитейший фильм «Легко ли быть молодым». Я ездила вместе с ним на эти показы, смотрела картину по пятому, десятому разу. Могу сказать, что этот фильм и сам Юрис сильно на меня повлияли. И жизнь мою изменили.

Прошли годы, я часто возвращалась памятью к этой картине, которая отразила взрывное состояние молодых людей, не желавших больше жить по старым, омертвевшим правилам. Отсюда этот не до конца осознаваемый ими бунт против системы, вылившийся в начале фильма в дикий разгром пригородной электрички и закончившийся для некоторых из них судом и реальными сроками.

— Со сцены в суде начинается и ваш фильм...

— Да, чуть более трех лет назад я прочитала в газете о суде над Вадимом Осиповым — курсантом военной академии, которого обвиняли в том, что он якобы намеревался взорвать казарму. Обвинение было предъявлено на основании найденного у него чертежа этой самой казармы, сделанного от руки. Увидела его фотографию — мальчишка, щегол. Взгляд бесхитростный, кроткий. Надо сказать, что я своих героев часто выбираю по глазам. Вот и здесь эти глаза меня буквально заворожили. И вместе с моим оператором Сергеем Догоровым, еще не имея в голове определенного замысла, мы отправились в Питер на очередное заседание суда.

Приехали в пять часов утра, здание суда, естественно, было закрыто. Стояла зима, было жутко холодно. Стараясь скоротать время и согреться, заходили в попадавшиеся на пути кафешки. Одна из них была еще закрыта. А за стеклом порхала прелестная, как куколка-балетница, девушка в пачке. Увидев нас, открыла дверь, предложила кофе, горячие булочки. Познакомились, разговорились. В какой-то момент я подала оператору условный знак, и он стал снимать ее рассказ о жизни, о любви. Оказалось, что Кристина не только кондитер, но и чемпионка Европы по конному спорту. Узнав, что мы идем на процесс Вадима Осипова, очень живо на это отреагировала.

Сам Вадим, сидя за решеткой, вел себя абсолютно по-детски, хотелось его по-матерински обнять, успокоить. Он попал в какую-то трагическую воронку событий, и они понесли его к жуткой развязке с судами, психбольницами. Мы стали ездить на процесс, снимать его самого, его друзей, быстро от него отрекшихся; несколько раз наведывались к уже знакомой нам Кристине. Судьба, тем временем, подкидывала нам новые сюжеты и новых героев — студентов, школьников, политических активистов, музыкантов, военных, рабочих, наконец, компанию ребят, которые решили починить старую яхту и обплыть на ней всю Россию...

Так постепенно стал вырисовываться, окукливаться замысел фильма. Я поняла, что это не будет кино о каком-то одном герое. А будет веер самых разных лиц и судеб, из которых к концу фильма может сложиться портрет нынешнего молодого поколения.

Фильм «Обнаженность» готовится к выходу на экраны

— Так в итоге легко ли сегодня быть молодым? Или так же трудно, как и во времена Подниекса?

— Молодость — это всегда драма, а не привилегия. Накал страстей, протест, вызов, самоутверждение. Первоначально фильм назывался «Сад молодости». Название «Обнаженность» родилось, когда картина была, практически, смонтирована. В юности душа оголена, обнажена. Активный поиск себя, своего «я», неутолимая любовная жажда... по ней мы потом тоскуем всю жизнь. Молодым человеком острее воспринимаются ложь, предательство, несправедливость, нелюбовь, которые, увы, становятся постоянными спутниками человека.

Молодые во времена Подниекса бунтовали против омертвевшей системы, лицемерия, отсутствия перспектив, смыслов. Увы, с тех пор ничего, по сути, не изменилось. Кто правит сегодня бал, много ли молодых решают проблемы страны, кто спрашивает их мнение, принимая законы? Танцуйте, ребята, веселитесь! Оборотистые дяди и тети за вас все решат. Молодых у нас не замечают. Их нет. Получается, нет целого поколения. Мы создали страну, у которой нет детей. Если раньше на телевидении была отдельная молодежная редакция, то сегодня даже фильм, посвященный молодым, невозможно пробить на ТВ. Само слово «молодежь» как будто несет заряд опасности.

— И что делать, и кто виноват?

— Если бы меня вдруг пригласили на совещание к президенту, я бы постаралась объяснить ему и его окружению, что молодых не надо бояться, не надо сторониться. Не надо их разгонять дубинками, бросать в тюрьмы, когда они выходят на пикеты и митинги. Если выходят, значит, наболело, значит, что-то в обществе не так. С ними, в том числе и с «несогласными», надо разговаривать, понимать, чего они ждут от жизни. А если их прессовать, если показывать по ТВ только чистеньких, приглаженных ребят, которые на Селигере пишут под диктовку взрослых правильные диктанты, то пружина сожмется до критического уровня.

— Я так понимаю, что и фильм ваш — один из немногих, посвященных сегодняшнему дню, делам и заботам молодежи, федеральные каналы не торопятся показывать...

— Да, это так. При том, что фильм мой — отнюдь не политический. Первый канал, с которым я сотрудничаю на протяжении многих лет, за что я искренне признательна его руководству, вроде бы ничего не имеет против фильма, но решение о его показе так и не принято. Это тем более обидно, что в условиях пандемии возможности для проката картины ограничены. У нас отложились показы в Москве, Питере, Таллине, Братске...

Правда, недавно ко мне обратились представители платформы ТНТ-премьер с просьбой предоставить фильм им. Пока раздумываю. Я еще не отказалась от мысли, что «Обнаженность» будет показана по Первому каналу, где ранее состоялись премьеры большинства моих картин. Уверенность в том, что картину надо широко показать, придает мне реакция первых зрителей, горячие обсуждения после просмотров, отклики в интернете.

— «Обнаженность» стоит особняком в вашем творчестве. Главное дело вашей жизни — цикл фильмов «Человек на все времена», рассказывающий о крупнейших деятелях мировой культуры, среди которых Солженицын, Цветаева, Пастернак, Тонино Гуэрра, Бродский, Норштейн, Эдуард Артемьев... Не было боязно подступаться к таким титанам?

— Знаете, у меня есть такая черта: я не знаю берегов, не вижу своего предела. Могу, например, написать президенту письмо о молодежной политике, о чем, кстати, подумываю. А когда-то отважилась на цикл картин о великих гуманистах современности, чем и занимаюсь вот уже 30 лет. Меня всегда интересовали яркие, неординарные личности. Те, которые не прогибаются под изменчивые обстоятельства. Которые всегда держат вертикальное положение спины, служат не власти, не золотому тельцу, а красоте и добру. Благодаря таким людям, мы лучше понимаем, какими нас задумал Господь.

Олеся Фокина с Юрием Норштейном

Когда я начинала этот цикл, у меня была изначально несбыточная мечта создать уникальную портретную галерею, этакое жемчужное ожерелье вокруг человечества. Один из первых моих фильмов был о выдающемся философе Мерабе Мамардашвили, у которого я имела счастье учиться на курсах. Потом родился фильм о лучшем (это общепризнанно) нейрохирурге мира Александре Коновалове, он познакомил меня со своим другом Тонино Гуэрра. Мы сделали фильм о Тонино, который, в свою очередь, дружил с Маркесом, я надеялась, что удастся сделать фильм и о Маркесе.

К сожалению, сполна эту затею реализовать не удалось, но, тем не менее, на сегодняшний день я сняла два десятка картин о великих людях, перед жизнью, судьбой, творчеством которых искренне преклоняюсь. Об этих людях много снято и написано. Но и мой оттиск, надеюсь, сохранится.

С Александром Солженицыным

— Один из последних ваших фильмов, удостоенный премий «Ника» и «Золотой орел», был о прекрасном поэте, драматурге Геннадии Шпаликове, которого жизнь, увы, согнула и даже поломала — в последние годы своей жизни он много пил и покончил жизнь самоубийством...

— Когда я снимаю фильмы о великих людях, это вовсе не значит, что я создаю жития святых. Не говоря уже о том, что и святые порой немало грешили до того, как стать святыми. Я же рассказываю о крупных, противоречивых личностях, к которым, в частности, принадлежат и Марина Цветаева, покончившая жизнь самоубийством в эвакуации, и Геннадий Шпаликов, повесившийся на своем шарфе. Для меня это человеческие истории, наполненные историческим и психологическим драматизмом, внутренней войной с самими собой и доставшейся им эпохой, а не чернушные побасенки на потребу обывателю.

Что до Геннадия Шпаликова, то каковы его грехи перед людьми, перед потомками, перед нами, перед вечностью? Оставил долги? Да, сшибал у друзей, у знакомых по трешке, по десятке. Но сам не разбогател. На его сберкнижке после ухода нашли два рубля. «Оставляю вам только дочку, больше нечего завещать», — написал он в своих предсмертных стихах. А начиналось все иначе. Шпаликов ранний и Шпаликов на исходе короткой, 37-летней жизни, — разные люди. Юноша, полный надежд. И человек, у которого их уже не осталось.

— Что в итоге с ним произошло?

— Молодой романтик, закончивший суворовской училище, мечтавший о кремлевских звездах, он попал в окружение столичной богемы, которая жила совсем по другим законам. Человек без кожи на полном ходу врезался в реальность, которая оказалась совсем не такой, какой он себе ее представлял. Оттепель шла на убыль, ощутимо подмораживало, а он не мог и не хотел приспосабливаться, писать с учетом изменения генеральной линии. Шпаликов не ушел из жизни, а именно расстался с жизнью, чтобы не иметь с ней ничего общего. Оставил после себя светлые стихи, великие сценарии и фильмы, которые пережили его, переживут и нас. Свое место в пантеоне гениев Шпаликов занял по праву.

— Кто из великих в ближайшее время пополнит вашу портретную галерею?

— Вместе с замечательным драматургом Павлом Финном написали сценарную заявку и собирались делать фильм о протоирее Казанского собора Петре Мысловском, который по личной просьбе царя исповедовал декабристов в Петропавловской крепости, делал попытки подвести их к покаянию, сопровождал на казнь. Во время самой казни упал в обморок. Позже много помогал вдове Рылеева, в том числе и материально.

К нашему удивлению, в министерстве культуры мы получили отказ. Нам дали понять, что взгляд на декабристов сегодня может быть однозначным — как на смутьянов, бунтовщиков, и никаких сантиментов здесь быть не может. Согласитесь, странная постановка вопроса, тем более, что мы собирались делать фильм не о самих декабристах, разумеется, достойных и книг, и фильмов, а о священнике — человеке милостивом, гуманном, всю жизнь исповедовавшем православные ценности. Но нам в итоге ничего не осталось, как с чувством недоумения и горечи принять свою участь.

Но если где-то закрывается дверь, то в другом месте открывается другая дверь. Перед Новым годом получила предложение сделать фильм о знаменитом философе, социологе, писателе Александре Зиновьеве для канала «Культура». Он автор 40 книг, в том числе знаменитых «Зияющих высот», которые вышли по всему миру огромными тиражами. У фильма скромный бюджет, а работа предстоит большая. Сейчас только подступаюсь к этой громадной фигуре. Читаю его книги, думаю о его уникальной судьбе — судьбе одиночки. Погуглить и что-то настрочить по-быстрому — так я не умела и не умею.

Из досье «Труда»

Олеся Фокина родилась в семье известного журналиста и телеведущего Юрия Фокина. Окончила журфак МГУ, работала в Молодёжной редакции ЦТ. Училась на Высших курсах сценаристов и режиссеров, слушала лекции Мераба Мамардашвили, Паолы Волковой, Кшиштофа Занусси. В 1993 году Фокина начала работу над циклом «Человек на все времена», ставшим её основным творческим проектом. Фильмы Фокиной демонстрировались по главным федеральным каналам, получали призы международных и российских кинофестивалей.

Комментарии для сайта Cackle

С чем «народный артист интернета» дебютирует на одной из главных сцен страны

Сергей Бирюков
Труд
Фото: jaroslav.su

14 марта в «Крокус Сити Холле» — долгожданный концерт Ярослава Сумишевского «Не гаснет свет». «Долгожданный» — не ради красного словца. Во-первых, изначально эта встреча...

В Сети вдруг задумались: сколько получили принц Гарри и Меган Маркл за свои откровения. Остряки предрекли ответ Елизаветы II

Сергей Беднов
Труд
Вообще британская королева впечатления ранимой и обидчивой не производит. Фото: Pool/Keystone Press Agency, globallookpress.com

В минувшие выходные в обсуждении «скопинского маньяка» и британской монаршей семьи появилась общая тема. А именно: сколько получил Виктор Мохов и какую сумму составил гонорар принца Гарри и Меган Маркл за согласие дать откровенные интервью....

Культура 00:16 / 19 Марта 2021 21867
Весь вечер на Маниже

Кому понадобилось, чтобы на «Евровидении» спела уроженка Таджикистана с песней о русской женщине?

Сергей Беднов
Труд
Тут либо загадочная русская душа сработала, либо чья-то продуманная комбинация. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Да, оттоптались на ней пользователи Сети в последние часы Международного женского дня знатно. Едва узнали, кто будет представлять нашу страну на Евровидении, так и начали. К настоящему моменту процесс не только...

Культура 00:02 / 02 Апреля 2021 16240
Жизнь в розовом цвете

На экраны выходит фильм, который стал сенсацией главного американского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Розовое облако» с сайта kinopoisk.ru

Снятый в 2019 году, а задуманный, естественно, намного раньше, фильм «Розовое облако» предугадал мировую моровую чуму, которая обрушилась на человечество. В реальности случилась эпидемия ковида, а в фильме...

Культура 00:18 / 02 Апреля 2021 15624
Ты неси меня, река...

Показ «Угрюм-реки» Первый канал анонсировал как премьеру года. Дождались: социальные сети переполнились раздраженными комментариями

Сергей Беднов
Труд
Новую экранизацию легендарной саги можно определить парой слов: «богато» и «затянуто». И оба - с добавлением «слишком». Кадр с сайта kinopoisk.ru

На протяжении почти месяца, завершая программу «Время», Екатерина Андреева напоминала: нас вновь ждет встреча с прекрасным. А было бы правильным, если бы она давала зрителям еще и несколько ценных советов:...

Зачем Тигран Кеосаян замахнулся на святое

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Утешает только то, что от «Белорусского вокзала», как говорится, не убудет. Как смотрит его народ уже 50 лет, так и дальше будет смотреть

Вот и дожили. Киноконцерн «Мосфильм» сообщил о съемках фильма «Бессмертные» — современной версии фильма «Белорусский вокзал». Как явствует из анонса нового фильма, вместо участников...

Культура 00:06 / 26 Марта 2021 12753
Английский связной

На экраны вышел британский триллер про главный шпионский сюжет ХХ века

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Игры шпионов» с сайта kinopoisk.ru

Фильм «Игры шпионов» обречен на повышенный интерес российских зрителей. И потому, что в нем, наряду с Бенедиктом Камбербэтчем, которого у нас всенародно полюбили после сериала о Шерлоке Холмсе, снимаются...

Культура 00:11 / 26 Февраля 2021 12002
Кого испугает «Пугало»?

На экраны выходит новый якутский фильм, ставший главной сенсацией главного отечественного кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Поставил картину режиссер-самоучка Дмитрий Давыдов, который после окончания пединститута работал учителем, потом директором школы в селе Амга Республики Саха. Свои картины он снимает на частные, порой личные деньги. Его дебютный...

Культура 00:05 / 02 Апреля 2021 11854
Каманча и ангелы

В Доме кино прошла премьера фильма о человеке с яркой и поучительной судьбой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Владимир Каманцев - герой фильма «Каманча и благодать». Фото: «ВКонтакте»

Он служил в ВДВ, был разведчиком. Воевал в Чечне. В одном из боев был тяжело ранен. Окровавленного, его вытащили на себе боевые товарищи. После демобилизации Владимир пытался учиться в институте, но чаще...

Куда в эпоху интернета прикажете девать домашние библиотеки?

Галина Пономарева
Труд
Фото: Vadim Nekrasov/Russian Look, globallookpress.com

Люди постарше помнят время, когда книжных шкафов в квартирах было больше, чем телевизоров и компьютеров. Но что делать с этим кладезем знаний в эпоху интернета? Корреспондент «Труда» ищет ответ вместе с букинистами...

Культура 00:22 / 02 Апреля 2021 11400
Страсти земной богини

На сцене МХТ имени Чехова поставили «Звезду вашего периода». Автор пьесы, режиссер и исполнительница главной роли – Рената Литвинова

Анна Чепурнова, критик
Труд
Даже скорбь у Литвиновой выглядит эстетично

Имя Ренаты Литвиновой в афише — хороший манок для зрителей, ну а когда оно присутствует там многократно, как в случае со спектаклем МХТ имени Чехова «Звезда вашего периода», шансов быть незамеченной...

В повторный прокат выходит один из самых романтичных фильмов мирового кино

Леонид Павлючик
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

«Любовному настроению» исполнилось 20 лет. Премьера состоялась в 2000-м на Каннском кинофестивале, где картина была удостоена премии за лучшую мужскую роль и странного приза «за технические достижения»,...

Подарок великого певца стал памятью о «соавторстве» с ним

Соломон Волков, писатель
Труд
Евгений Нестеренко и Георгий Свиридов на сцене Большого зала Московской консерватории. Из семейного архива Г. В.Свиридова

Есть известный анекдот о певцах. Дирижер пеняет «звездному» басу: «Ну и идиот же ты!» На что бас возражает: «А голос?» Евгений Нестеренко, недавно ушедший от нас великий бас, являлся лучшим опровержением этой...

Популярная актриса – о фильме «По колено» и «маленьких людях» с большой душой

Сергей Бирюков, Рената Гарифуллина
Труд
Анастасия прекрасно знает, каково «маленькому человеку», да еще провинциалу завоевать столицу. Фото предоставлены видеосервисом IVI

На видеосервисе IVI стартовал сериал «По колено» — по жанру комедийный, но, как полагается настоящей комедии, имеющий вполне серьезный смысл. Каково тебе в жизни, если ты — маленький человек,...

Простояв полвека, легендарный памятник после недавней реконструкции затребовал ремонта уже через два года

Алекс Зверев
Труд
Фото: Sergey Smirnov, globallookpress.com

Сооруженный в память о великой Сталинградской битве знаменитый монумент на Мамаевом кургане простоял полвека. А после недавней реконструкции затребовал ремонта уже через два года. Такая вот примета времени. Сегодня мало...

Исторический музей открыл юбилейный цикл выставок истинно царским вернисажем

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото с

К грядущему 150-летию Исторического музея его старший собрат Государственный Эрмитаж припас поистине царский подарок. В Москву прибыла выставка парадных одеяний из бывшей главной императорской резиденции — Зимнего дворца. Такие...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?