Главная Культура 00:23 22 Ноября 2024 12338
Шнитке – и этим все сказано

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак «сумбура вместо музыки» замаячил перед сочинителем второй половины века? Такое надо было заслужить и навлечь. Альфред Шнитке — заслужил, навлек. Нездешними названиями вроде «Истории доктора Иоганна Фауста» или «Пер Гюнта», больше напоминавшими о традициях европейских романтиков, чем Мусоргского и Бородина. Подозрительным интересом к этим партитурам западных исполнителей. Дружбой с режиссерами различной степени опальности от Элема Климова до Юрия Любимова. Наконец самим именем — ну что за русский композитор Альфред Гарриевич Шнитке?

Он и не был русским. Хотя родился в старинном саратовском городе Покровске, правда, к тому моменту переименованном в Энгельс. Здесь, в существовавшей недолго Республике Немцев Поволжья, строили свою семью местная немка Мария Фогель и новопереселенец из Германии еврей Гарри Шнитке. Первым родным языком Альфреда и стал немецкий. Хотя семитская кровь тоже сыграла свою роль: с началом войны семью, в отличие от большинства населения республики, не отправили на восток — иногда и графа «еврей» в паспорте полезна. А в 1946–1948-м даже выпал шанс пожить в оккупированной Вене, куда Гарри Викторовича командировали военным переводчиком.

Закончил московское Музыкальное училище имени Октябрьской революции (сейчас — Московский государственный институт музыки имени Шнитке), Московскую консерваторию. Уже юным привлек к себе внимание: сам Дмитрий Кабалевский в ту пору брал под защиту дерзкого студента в своих статьях — именно из них я впервые вычитал имя Шнитке. Идиллия кончилась быстро. Исполнение Первой симфонии в Горьком в 1974 году местным оркестром под управлением москвича Геннадия Рождественского вызвало фурор и скандал. Не все в произведении выписано в нотах, что-то отдано импровизации исполнителей? А цитаты из великих классиков Бетховена, Чайковского, Гайдна соединены в какофоническую чересполосицу? Кощунство!

Именно в этот момент ваш корреспондент, а тогда начинающий музыковед Сергей Бирюков, только принятый на работу в аппарат Союза композиторов СССР, получил задание: доставить чудовище живым на заседание секретариата СК, чтобы в его присутствии убедиться во всех пороках сочинения и выслушать покаянный лепет автора.

Помню шок, когда вместо лощеного резидента иностранной разведки (как еще мог выглядеть сочинитель кощунственных партитур с фамилией Шнитке?) из черной союзовской «Волги» вышел... князь Мышкин, нет — булгаковский Га-Ноцри, нет, кто-то из моих вчерашних соучеников по консерватории, только что вдохнувший нездешней жизни на одном из западных конкурсов...

Началось прослушивание. Что-то увлекало, что-то возмущало — не только секретарей, но и меня, представителя планктона (разумеется, помалкивающего). Вопрос не в бровь, а в глаз: зачем эти полистилистика с алеаторикой (исполнительской импровизацией?) Моцарт, Бетховен, Чайковский, а также советский создатель теории симфонизма Асафьев без них обходились, а вы, Альфред Гарриевич, всех умнее? В таком ключе звучали отповеди классиков — Хренникова, Хачатуряна, того же Кабалевского. Но автора этот обстрел из крупного калибра ничуть не смутил. Затем, был ответ, что сегодняшний звуковой мир многолик, эклектичен, подобен броуновскому движению индивидуальных вкусов. Новый взрыв негодования: это на Западе эклектика, а у нас композиторы внимательно слушают народ, а народ — композиторов...

И все же 1976 год — не 1936-й. Сочинения Шнитке попадали в программы композиторских съездов, пленумов, фестивалей ,и все чаще — как их главная изюминка. Так, во время премьеры Второй симфонии на тексты латинской мессы Московскую консерваторию охраняла конная милиция. Это можно было сравнить с очередями на премьеры фильмов Тарковского, спектакли Любимова, концерты Высоцкого. Руководство СК терпело, хотя наверняка завидовало: на хренниковские премьеры конную милицию точно не вызывали. Зато бонзы знали: все, что ими пишется, послушно продвигается Бюро пропаганды советской музыки в филармонические планы и приносит доход, а Шнитке в этих планах и, значит, гонорарных ведомостях нет.

Но и Шнитке не был одиноким волком: дирижеры Геннадий Рождественский и его ученик Валерий Полянский, чуть позже альтист и дирижер Юрий Башмет, конечно же прославленный изгнанник Мстислав Ростропович — все это голоса поколения, которые не могли раствориться в хоре, в массовке. А можно ли представить себе «Агонию» Элема Климова без пронзительного, прекрасно-издевательского танго Шнитке? Или как убрать из «Экипажа» Александра Митты лирические, отчаянные, катастрофические мотивы композитора? А из «Сказки странствий» волшебную, словно из ажурных световых нитей сотканную музыку трогательной дружбы сироты и фантазера? А из «Маленьких трагедий» Михаила Швейцера — лукавое пение Лауры, безумный гимн Чуме и обжигающий лейтмотив творчества как высокой болезни, отметины судьбы, той всемирной пушкинской отзывчивости, чей дар и проклятие были знакомы и Шнитке... Так он вошел в круг народных любимцев — публика видела на экранах лица Жженова, Филатова, Миронова, Петренко, Ромашина, Фрейндлих, Броневого, Тараторкина, Юрского, Золотухина, Смоктуновского — и слышала в этот момент его музыку.

Он был несгибаем. Невеликий его поклонник Родион Щедрин рассказывало больном уже Шнитке: в его квартире — горы партитур от пола до потолка. Итог — четыре оперы, три балета, девять симфоний, 15 инструментальных концертов, множество камерных и хоровых опусов...В том числе шедевры, которые и сейчас властно хватают за сердце: Концерт для хора на стихи Нарекаци, «Стихи покаянные» на древнерусские тексты.

Однажды и мне довелось ощутить на себе мягкую силу этой натуры. В 1984-м на мой рабочий стол в СК легло письмо с обрадовавшей сперва подписью Шнитке. Но радость была недолгой — до чтения первых же строк. «Сергей Николаевич, я полагал Вас одним из немногих порядочных людей в этих стенах, но вижу, что ошибался. Первая догадка пришла после того, как Вы смело избрали объектом критики композитора, не входящего ни в какие партии и далекого от власти —Евгения Кирилловича Голубева, моего учителя. Тогда подумалось — случайность, но нет, теперь понимаю: вы верный продолжатель политики обоих Ваших шефов, союзного и республиканского (глав СК СССР и РСФСР Хренникова и Щедрина. — «Труд»), по отношению к тем, кто не следует их линии. В частности — к дирижеру Геннадию Рождественскому с его независимым музыкальным вкусом. На обсуждении концерта Геннадия Николаевича Вы позволили себе пренебрежительно отозваться о его исполнительском стиле, тем самым оскорбив лауреата Ленинской премии, члена Шведской королевской академии, народного артиста СССР, профессора Московской консерватории» (на этом длинный список регалий не прекращался. — «Труд»).

Много нового и интересного открылось мне тогда. Молодой и глупый, я лихо выступал на дискуссиях, не задумываясь о резонансе. Ораторию Голубева «Возвращение солнца» (1936 год), включенную в ретроспективную часть композиторского фестиваля, я по невнимательности счел одной из премьер и поругал за ретроградность стиля. Что же до Рождественского, то позволил себе на каком-то обсуждении усомниться в уместности его словесных обращений к залу. Не знаменитых преамбул, а коротких реплик по ходу исполнения, на мой тогдашний вкус (воспитанный академизмом советского филармонического уклада), разрушавших атмосферу концерта. Говоря попросту, я «сморозил». И ляп этот впоследствии многократно исчерпал статьями о Геннадии Николаевиче, интервью с ним... Но для Шнитке защита чести дорогих ему людей являлась категорическим императивом.

Немедленно было написано ответное покаянное письмо. Не доверяя почте, я сам бросил его в почтовый ящик Альфреда на улице Дмитрия Ульянова. Убедившись, что цель достигнута, Шнитке великодушно согласился встретиться — у него были какие-то дела в иностранной комиссии СК. Помню, я расспросил его о бывшей на слуху скандальной истории, когда после статьи известного дирижера АльгисаЖюрайтиса в «Правде» власти поломали их с Юрием Любимовым проект — вольный парафраз «Пиковой дамы» Чайковского в Париже. Но ведь Щедрину «Кармен-сюиту» по Бизе в конце концов разрешили? На что Шнитке грустно отвечал: что позволено Юпитеру...

На рубеже 90-х он уехал в Гамбург. И постепенно, шаг за шагом, уходил из этого мира, сражаемый чередой инсультов.

Только болезнью могу объяснить редкие случавшиеся с ним нравственные сбои, вроде оперы «Жизнь с идиотом» по Виктору Ерофееву. Если б эта пародия на Ленина (кстати, написанная с подсказки любителя скандалов Ростроповича) появилась не в 1992 году, а хотя бы 1982-м, в ее неприкрытой антисанитарности можно было б усмотреть хоть какую-то доблесть.

Его мироощущение отличалось тотальным трагизмом. Думаю, не только от этой гидропонной неукорененности всюду, куда ни податься. Важнее другое — он чувствовал, что застает последние годы большой музыки. В самом деле, после примерно 1990 года вы не вспомните ни одной значительной симфонии, сонаты, квартета... А то, что так называют современные сочинители, весьма далеко от классических образцов по форме и сути. Отчего так?

Позволю себе гипотезу. В культуре как фасаде нуждались старые времена. Немецкое княжество прибавляло в весе, если там работал Бах. Гордостью Австрии были Моцарт и Бетховен. Русские монархи считались с авторитетом Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова. Сталин понимал государственное значение Шостаковича... Но правящим сегодняшним миром транснациональным корпорациям подобная декорация перестала быть нужна. Руководствуясь идеей «поглощай и властвуй», они поддерживают не столько авторов симфоний и романов, сколько изобретателей новых средств войны и убийства.

Возможно, это и более чем гипотеза. Подтверждение того слышится мне в разных произведениях Шнитке. Да хоть в симфонической увертюре «(Не) сон в летнюю ночь» 1985 года. Начинаясь как сладкий менуэтик, музыка постепенно насыщается лязгающим металлом и превращается в агрессивный, давящий все на своем пути марш...

Быть похороненным он все-таки захотел в России. Католик по крещению, отпет в православном храме Ивана Воина у знаменитого духовника русской интеллигенции отца Николая Ведерникова. Покоится на Новодевичьем. Русский композитор без капли русской крови.

P.S. В нашей стране нет человека, который не знал бы вот этой шнитковской партитуры. Помните? В финале «Белорусского вокзала» ночную тишину пугающе и весело, как внезапный гром салюта, опрокидывает надрывный духовой марш на мотив окуджавской «Нам нужна одна Победа». С тех пор без этой аранжировки Альфреда Шнитке не обходится ни один парад на Красной площади.

Культура 00:05 / 20 Декабря 2024 18622
Как закопать сокровище

«Сосули» на Охте грозят вычеркнуть Санкт-Петербург из списка Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

На Охтинском мысе в Санкт-Петербурге вбивают сваи в археологические сокровища. Так подрядчики «Газпрома» уничтожают исторические памятники, где археологи нашли остатки шведских и новгородских крепостей, а также...

Что не так с фильмом о великой оперной певице Марии Каллас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме перед нами предстает не прелестное, живое лицо, а по большей части красивая тяжеловесная маска. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Байопик «Мария» снял режиссер Пабло Ларраин — не новичок в этом изрядно заезженном жанре. Это третья его картина о знаменитых женщинах ХХ века. Предыдущие ленты были посвящены Жаклин Кеннеди («Джеки»)...

Британская актриса Джуди Денч уже не знает, куда деваться от несдержанного на язык попугая

Труд
Фото: Stephen Lock/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Одной почтенной даме подарили попугая, тоже даму. Та оказалась говорящей и теперь обзывает хозяйку непристойными словами. А могла бы и уважение проявить. И не только к почтенному возрасту оной (89 лет),...

Культура 00:09 / 06 Декабря 2024 11799
Вася и Щелкунчик

Новогодний «Щелкунчик» в Большом театре опять в эпицентре скандала

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Добывание билетов на легендарный балет превратилось в аттракцион. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Чтобы избавиться от очередей и перекупщиков, театр решил продавать билеты на аукционе. Минимальная стоимость — 100 тысяч рублей за два места! Но ты еще попробуй их взять по стартовой цене. Тем,...

Брань в адрес писателя-фронтовика прощать нельзя

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Писатель Виктор Петрович Астафьев. Фото: © Konstantin Kokoshkin globallookpress.com

Историк Евгений Спицын, известный своей неутомимой защитой товарища Сталина, а также яростной критикой хрущевских, горбачевских преобразований и либеральных реформ, проведенных в России после распада СССР, оскорбил большого русского...

Комедия «Ирония судьбы» вступает в 50-й год своей легендарной истории

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975г.). Фото из открытых источников

Наша жизнь немыслима без «Иронии судьбы». Не теряющая с годами волшебного очарования комедия Эльдара Рязанова — такой же неизменный атрибут новогодних праздников, как елка в квартире, или мандарины...

В хрестоматийном рассказе Антона Павловича Чехова «Ионыч», поставленном в Театре имени Вахтангова Олегом Долиным, речь идет о любви, настигшей однажды доктора Старцева, озарившей душу, будто вспышка молнии. Но постепенно чувства притупляются, исчезает магия, и вот уже в потухшем взоре нет ничего от прежней радости и счастья… 

Любовь Лебедина
Фото: © Roman Denisov, globallookpress.com

Сюжет, увы, знакомый очень многим не только из литературы, а из текущей вокруг жизни. Да и в театре, и в кино игранный-переигранный. Но почему-то всякий раз от этой истории щемит сердце, и возникает искреннее чувство потери и недоумения: как...

Культура 00:04 / 13 Декабря 2024 10256
Говорят, секса нет

Министерство культуры в очередной раз удивило россиян, одобрив показ в кинотеатрах «фильмов для взрослых»

Ирина Хмара
Труд
Звезда жанра Лиза Энн обратила свое экспертное внимание на нововведение Минкульта. Фото: Karl Polverino/Zumapress.com, globallookpress.com

На днях Министерству культуры РФ удалось шокировать россиян. В Сети бурно обсуждается информация о том, что ведомство одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах: 48 картин для взрослых получили прокатные удостоверения....

Культура 00:06 / 20 Декабря 2024 9984
Пейзаж в тумане

Подводим коммерческие и творческие итоги киногода

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Холоп 2». Фото: kinopoisk.ru

19 декабря в прокат вышли очередные, 11-е по счету «Елки» — продолжение кинофраншизы, стартовавшей еще в 2010 году. Шесть лет назад продюсеры клялись, что поставят на обветшалом проекте крест,...

Ведущая программы «Энигма» на телеканале «Россия-Культура» поговорила с «Трудом» о конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик»

Дарья Ефремова
Труд
Из личного архива

В Концертном зале имени Чайковского прошел юбилейный, XXV Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик». Событие транслировалось в прямом эфире телеканала «Россия-Культура». Из 48 участников...

Почему не получился фильм с участием популярных персон

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Про «выключить мозг и посмотреть на Бузову» с обезоруживающим простодушием заявила сама Ольга Игоревна. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

На экраны вышел фильм «Звезды в Сибири», призванный, как я понимаю, создать у зрителей праздничное настроение. Такие ленты нынче пекутся, как блины, к каждому Новому году. Но до легендарной «Иронии судьбы» им как до Сатурна....

Россияне рассказали, какое произведение отечественной классики для детей они хотели бы увидеть экранизированным

Труд
На первом месте оказалась трилогия Николая Носова про Незнайку

В начале года серьезная исследовательская компания опросила жителей городов, посещающих кинотеатры, выясняя, какое произведение отечественной классики для детей они хотели бы увидеть экранизированным. На первом месте оказалась...

В Москву привезли постановку «Палата № 6» Льва Додина – о равнодушии, которое убивает 

Анна Чепурнова
Фото: https://urokirezhissury.ru

В рамках внеконкурсной программы фестиваля «Уроки режиссуры» из питерского Малого драматического театра – Театра Европы в Москву привезли «Палату № 6». Спектакль, который Лев Додин поставил в этом году к своему...

Прокатные удостоверения от ведомства в 2024 году получили 48 «фильмов для взрослых» 

Фото: Zamir Usmanov, globallookpress.com

Министерство культуры России одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах. Об этом в пятницу, 5 декабря сообщает Telegram-канал «Радиоточка НСН». Как стало известно журналистам, в текущем году прокатные удостоверения от...

Накануне Нового года мы решили вспомнить, какие темы в 2024-м неожиданно становились на нашем ТВ резонансными

Сергей Беднов
Труд
Почему-то ни у одной серьезной передачи не вызвало вопросов шоу «Звезды в джунглях». В котором участвовала недавняя арестантка Валерия Чекалина, она же Лерчек

В эфире каналов, а вслед за ними в дискуссиях депутатов и постах в Сети они оказывались в центре внимания. И казалось, нет ничего важнее. Но проходила неделя, месяц — ажиотаж улетучивался,...

8 декабря великая актриса Алиса Фрейндлих отмечает серьезный юбилей

Людмила Безрукова, Леонид Павлючик
Труд
С любимой дочерью Варей. Она тоже стала актрисой. Фото Юлии Кудряшовой

Вся ее жизнь связана с родным городом Ленинградом-Петербургом. Блокадное дитя, она стала гордостью культурной столицы. Народная артистка СССР, лауреат четырех Государственных премий РФ, Алиса Фрейндлих в свои 90 лет по-прежнему...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?