Чем больше платных парковок, штрафов и ограничений сваливается на голову автовладельца, тем актуальнее вопрос: а может, продать к чертовой матери свою машину и пользоваться такси? В поисках ответа корреспондент «Труда» провела ряд безжалостных экспериментов на живых людях.

Нет, мы не станем подсчитывать стоимость бензина и ремонта, как это принято в солидных автомобильных журналах. Цена владения «железным конем» — отдельная тема для дотошных. Мы же попросили двух москвичек в течение месяца фиксировать лишь недавно возникшие траты, связанные с транспортом. При этом одна молодая семья не так давно избавилась от своего автомобиля, а другая героиня в феврале, напротив, стала обладателем новенькой красной Mazda. Итак...

— Пять лет назад мы купили «трешку» BMW, — рассказывает москвичка Надежда. — Пришлось привыкать, что существенная часть семейного бюджета стала уезжать от нас на наших же колесах. Ну, понятное дело, бензин, обслуживание, страховка, налог, иногда мелкий ремонт... Но с некоторых пор почувствовали, что расходы на авто стремительно растут. Сели с мужем и начали считать. Во-первых, парковка. Живем мы на ВДНХ, а работаем вместе в пределах Садового. Чтобы оставить автомобиль недалеко от офиса на «дешевой» парковке, надо приезжать пораньше: час за 60 рублей — это удача, и к 10.00 таких мест уже нет. На соседней улице паркомат уже требует 80 рублей, а в магазине рядом, где в экстренных случаях можно было бросить машину, цену подняли до 200. Но даже по минимуму арифметика такая: 20 дней по 8-10 часов — в месяц больше 10 тысяч рублей. А еще штрафы. Мы с мужем — аккуратные водители, но тут то и дело стали приходить квитанции. Приехали в гости, пока выясняли, где можно оставить машину, попали в бдительный объектив — и сразу 3 тысячи. Остановились у магазина, пока искали паркомат (ближний не работал!) — опять 3 тысячи. Ну и, конечно, за бензин и сервис. В общем, получилось больше 20 тысяч рублей за месяц. А еще хлопоты, нервы. В общем, прикинули все это — и как-то сразу захотелось пересесть на общественный транспорт...

Надя с мужем уже продали машину и теперь шутят: без колес они стали и мобильнее, и чуточку богаче. И даже съездили на майские каникулы в Прагу!

— На работу теперь едем на метро — хоть и с пересадками, но стабильно. За последний месяц несколько раз пользовались услугами такси. То как-то муж торопился на встречу, пару раз ездили в гости к друзьям и вызывали машину (кстати, еще плюс: можно вместе выпить по бокалу вина без опаски), а однажды брали такси у торгового центра, чтобы не тащиться с покупками на общественном транспорте. Так вот, все поездки нам обошлись в 5,5 тысячи рублей за апрель. И зачем нам эта машина?

Конечно, многие не согласятся с такой арифметикой. Но тут я сошлюсь и на собственный опыт. Машины у меня нет. Но могу сказать, что в поездках на такси в последнее время я себя не слишком ограничиваю. Задержалась на работе, засиделась на встрече, просто устала и нет сил топать до метро — проще вызвать водителя, тем более что дольше 20 минут ждать не приходилось ни разу. Аэропорты? И себя, и всех своих гостей я давно приучила пользоваться «Аэроэкспрессом»: 30-40 минут — и ты в центре Москвы. В итоге даже в напряженный месяц больше 5-6 тысяч рублей на машину с шашечками у меня не уходит.

А вот вторая наша героиня, Натальи В., такие деньги порой тратила на такси за один день. Работа у нее ответственная, требует мобильности. Авто ей необходимо каждый день, но сама ездить за рулем она долго отказывалась: берегла время и нервы. В конце концов ей пришлось нанять водителя с машиной, что обходилось в 1,5-2 тысячи в день. И все же Наталья пришла к мысли о покупке собственного автомобиля.

— Устала зависеть от человека за рулем. Очень редко водитель ведет себя правильно, да и вообще, с чужим человеком полдня проводить... В общем, купила машину, теперь сама рулю. Тут есть свои проблемы, но я, кажется, приспособилась к московской езде. Кстати, недавно пришлось мне ездить по Австрии — могу сказать, что после Москвы это детский сад. А с точки зрения экономии... В месяц на содержание авто у меня уходит чуть больше 20 тысяч. Но меня не штрафуют практически, я стараюсь ездить и парковаться очень аккуратно, по правилам, — отмечает собеседница.

Про штрафы — это важно. Из разговоров с другими водителями выясняется, что с вводом платной парковки в пределах всего Садового кольца и увеличенных штрафов за неправильную парковку ездить на своем авто в центр действительно невыгодно. Люди рассказывают о ежемесячных штрафных квитанциях чуть ли не на 10 тысяч рублей. Причем много штрафов «по недоразумению»: оставил машину, чтобы посмотреть, почему перекрыт проезд, — и тут тебя «щелкнули». Тормознул около аптеки или гастронома, рядом с которыми парковка не предусмотрена, — получай 3 тысячи в минус. А вот оспорить подобное постановление практически невозможно.

Как ни крути, а можно подытожить: на сумму ваших штрафов в неудачный месяц вы могли бы отлично кататься на такси. И даже в булочную за хлебом съездить — назло противной управдомше из «Бриллиантовой руки»!

Кстати

Множество неотложных дел не так уж трудно переложить на чужие плечи, если правильно пользоваться благами цивилизации. Доставка готовой еды и продуктов, документов, лекарств, цветов, одежды — все это обходится дешевле и быстрее, если не самому пилить за рулем, а сделать заказ в специализированных сервисах. Знаю горожан, которые постоянно прибегают к услугам курьера. Выезд его (300 рублей плюс-минус, в зависимости от характера заказа) освободит вас от поденщины. В Сети получают широкое распространение сервисы личных помощников (такие, например, как YouDo.ru), где сотрудник и ребенка в школу отвезет, и в посольство за документами съездит, не говоря уж о менее деликатных поручениях.