Одним из самых "гражданственных" писателей является известный прозаик, лауреат Новой Пушкинской премии 2007 года Вячеслав Пьецух. Русская тема, которая всегда была главной в его творчестве, продолжена в книге "Дурни и сумасшедшие. Неусвоенные уроки родной истории". В ней писатель размышляет о вечных русских вопросах - например, почему "земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет".
Традиционно выделяются две главные отечественные беды - дураки и дороги. У Пьецуха дураков нет - есть дурни: "...это, понятно, мы: добывающие хлеб в поте лица своего, страждущие, обделенные, совестливые, коротающие жизнь в унылых очередях и при этом охотно верящие каждому неординарному шалопаю, который бередит наши раны и одновременно навевает золотые сны... Обыкновенный человек, тот самый совестливый, страждущий, обездоленный... кошкой своей, и той стесняется распорядиться, поскольку он мыслит простыми нравственными категориями, и если чем готов жертвовать, так собой; естественно, этот дурень будет благоговеть перед существом как бы неземного происхождения, которому ничего не стоит ввергнуть миллионы людей в кровопролитие из самых смутных соображений". А те, кто пытается ввергнуть человечество в омут кровопролитных страстей, руководствуясь непомерными амбициями, и есть сумасшедшие. Синоним к слову "сумасшествие", по Пьецуху, "безнравственность": "...убийцы, насильники, воры, просто злостные особи, способные изувечить ближнего, хотя бы и поделом, суть в той или иной степени сумасшедшие". Многие политики тоже из этой когорты, поскольку испытывают "больное презрение к личности человека, к его благу и самой жизни".
Вот и выходит, что совестливые кроткие "дурни" претворяют в жизнь идеи "сумасшедших": "Альянс дурня и сумасшедшего обеспечил летаргию исполнительной власти, хозяйственную разруху вместо вольного рынка и анархию вместо свободы, в центре и на местах". Печально, конечно, но небезнадежно: все-таки стоит Россия-матушка, живо главное ее богатство - русский язык. "Посему и впредь... на Руси будет неспокойно, но интересно и по-своему весело, как нигде".
Книга для поклонников творчества Вячеслава Пьецуха и всех, кто склонен размышлять о серьезных вещах.
К лауреатам крупных литературных премий - особое внимание, и спрос с них особый. Только что вышел сборник "Лауреаты ведущих литературных премий", в который вошли произведения четырех прозаиков, ставших в прошлом году победителями "Русского Букера" (Ольга Славникова) и "Большой книги" (Дмитрий Быков, Александр Кабаков и Михаил Шишкин, получившие, соответственно, первую, вторую и третью премии). Славникова в одном из недавних интервью даже отметила, что литература возвращается к обсуждению больших общественных вопросов - перспектив развития общества, философско-социальных проблем.
Дмитрий Быков, например, склонен к социальной сатире. В рассказе "Год семьи" описан спецпроект, затеянный редактором столичного еженедельника Снегуркиным: "Далеки мы стали от нужд простого читателя... Надо бы нам годик проследить за жизнью отдельно взятой простой семьи... Знаешь, из низов. Ну чтоб не совсем пролетарии, не пьянь, а примерно наша аудитория: дача там, "Жигуль" старенький, бабушка какая-нибудь, знающая рецепты всякого маринада... Они страну на себе вытянули..."
Покоряясь начальственной воле, журналист Коля Малахов отправляется в Брянск, где бывшая сокурсница Женя нашла подходящих кандидатов. По приезде выясняется, что искомая семья отказалась от всенародной славы: ее глава занят незаконным бизнесом. Зато "их соседи согласились с восторгом, потому что у них финансовые трудности (за репортажи газета платит 100 долларов в месяц. - О.Р.) и вдобавок выдающаяся бабушка". Однако Снегуркина постоянно осеняют новые идеи: то нужен дедушка-партизан ("там край-то партизанский"), то не устраивает разведенная дочь ("какая к чертям семья без кормильца?"), то не хватает "драматизьма" ("мальчик ведь у них только из армии, нет? Не из Чечни? Это жалко. Не ранен, нет? Это еще хуже"). Но доллары на дороге не валяются, и семейство готово обзавестись и героическим дедом, и найти дочке мужа, пусть на время, и "удочерить" журналистку Женю (нужен член семьи толстый и рыжий), и разлучить сына с невестой... "Господи, - думал Малахов, с умилением наблюдая всю эту картину. - Сколько перемен я внес в жизнь простой российской семьи - и все за каких-то три часа!" Перемен могло быть гораздо больше, но в последний момент спонсор отказался от финансирования проекта. В общем, типичные "дурни и сумасшедшие". Во всей красе...
Книга для тех, кто согласен: "развлекаться - это, конечно, хорошо, но думать, чувствовать, сопереживать - еще лучше" (из издательского предисловия к сборнику). Для любопытствующих, как пишут люди, получающие за это от 20 тысяч долларов ("Русский Букер") до 3 миллионов рублей ("Большая книга").
Склонен к бичеванию общественных пороков и некий Алексей Колышевский, автор книги "МЖ. Роман-жизнь от первого лица". Свой гнев он изливает прямо на обложку: "Гребаное высшее общество... У них денег, как г...вна (здесь и далее: в оригинале слово приводится целиком. - О.Р.) за баней. А вот откуда они?!" На этот вопрос уже отвечали Ильф и Петров: все современные состояния нажиты нечестным путем. С персонажами Колышевского то же самое:
"- Ну, Марк, ну зачем ты так? Ведь всякие ситуации случаются, понимаешь? Мне бы сейчас сухим из воды выйти...
- А как ты думаешь, сколько под мое имя вот так бабок сп...дили такие же, как ты?
Этот диалог дает представление не только о финансовых махинациях героев книги, но и о качестве текста. Хотя об уровне "художественности" можно догадаться по авторскому посвящению - "с благодарностью моему другу Сергею Минаеву, при помощи которого увидела свет эта книга".
Книга-клон минаевских "Духless", "Меdia Sapiens" и т.д. Для тех, кто всерьез относит подобные произведения к литературному творчеству и верит, что они и есть голос поколения "манагеров". То есть менеджеров.
Благодарим за предоставленные книги Торговый дом книги "Москва" (ул. Тверская, дом 8).