- ¬алерий ¬ладимирович, зачем вам этот центр?
- ћне всегда хотелось иметь свою сцену, но чтобы она не подчин€лась законам репертуарного театра, а была некой альтернативной моделью, свободной, подвижной и гибкой, позвол€ющей отойти от традиций. ƒа, дл€ мен€ это реальный шанс заново начать творческую жизнь.
- „ем же центр отличаетс€ от театра, а вы - от художественного руководител€?
- ¬о-первых, у нас не будет труппы, во-вторых, сцена не станет прокатной площадкой... ÷ентр - это поисковый дом, главна€ задача - познакомить зрител€ с новыми достижени€ми в области театра, его возможност€ми. Ќапример, скоро в центре будет запущена программа, посв€щенна€ театральному бунтарю јрто. √овор€ о нем, его приемах, его рол€х, нельз€ не вспомнить о его ученике ∆ане Ћуи Ѕоро, первым экранизировавшем  афку. “ут же приходит в голову иде€ провести дни пам€ти  афки.   этому времени выйдет мой фильм "ѕревращение". “ак все и начнетс€: выставки, лекции, спектакли, мастер-классы...
- ј раньше, работа€ в обычном театре, вас что, душила атмосфера, цар€ща€ там?
- –аботал как работал, но мне уже неинтересна така€ система. я не протестую против театра-ƒома или театра-—емьи - этих завоеваний русского театра, но € считаю, что должно быть –ј«Ќќ≈... ÷ентр носит им€ ћейерхольда. ≈го им€ дл€ мен€ есть символ новаторства, вечного дебюта. ћейерхольд - тот самый режиссер, который опровергал себ€ же каждой новой постановкой. Ёто и заложено в основу центра.  роме того, необходимо привлекать молодежь, чтобы это место не стало скучным лекторием.
- „то будет происходить в центре в ближайшее врем€?
- —ейчас проходит фестиваль. Ќа сцене идут мои старые спектакли дл€ того, чтобы протоптать дорожку дл€ публики в этот дом. — 15 ма€ начинаетс€ программа экспериментальных показов - “еатральна€ олимпиада. ѕриедет ѕекинска€ опера, они не только сыграют, но и проведут мастер-классы, в общем, будет много чего. ¬ременем, когда центр станет интересен разным категори€м людей, € определ€ю декабрь 2002 года.
- ј вам не кажетс€, что сегодн€ дл€ театральной –оссии вообще нехарактерно существование думающего режиссера?
-  ажетс€. Ёто проблема времени - многие режиссеры, и молодые в том числе, невыдерживают испытаний времени - очень суетного, очень жесткого... ћолодой режиссер должен иметь право на ошибку, только тогда его индивидуальность может развитьс€. —егодн€ молодежь этого права не имеет: только вспыхнет кака€-нибудь звездочка, так тут же начинает обслуживать известных артистов или удар€етс€ в антрепризу. ” мен€ оно было, когда € работал в "—овременнике". ќкончив ¬ахтанговскую школу, € не пошел работать к Ћюбимову, интуитивно чувству€, что он мен€ зажмет. ѕошел в "—овременник", и воврем€: его только что покинул ≈фремов, и дл€ мен€ расчистилось поле. » сейчас € хочу освободитьс€ от этого совкового гнета!
-  ак же быть тем молодым люд€м, которые потер€ютс€, не найд€ себе педагога?
- ќчень хороший вопрос, и у мен€ нет на него ответа. –ежиссура - така€ професси€, что непон€тно, в какой момент произойдет выплеск. Ёто, по сути, человековедение. » как быть молодежи сейчас - € не знаю.  роме того, им€ мастера не гарантирует, что ты сам станешь мастером. ј когда режиссер, выучившись, приходит в театр? ≈му тут же став€т условие: "ќрганизуй нам аншлаг! ¬едь зритель голосует рублем!" » что дл€ этого надо сделать? –аздеть кого-то? Ќо на "раздеть" сегодн€ в€ло реагируют.
- —ейчас можно говорить о постепенном спаде театрального бума и большей избирательности зрител€.  ак зависит центр от происход€щего?
- Ќаша исследовательска€ система устойчива по отношению к зрительской активности. —ейчас многие идут в театр дл€ развлечени€, но это не мой театр. ƒл€ мен€ театр - это сочинение иного мира, параллельной действительности. Ќо € за то, чтобы на книжной полке сто€ли разные книги: и ћаринина, и ƒостоевский. ƒругое дело, что их ни в коем случае не надо путать.
- »з чего сегодн€ вы черпаете вдохновение?
- ћен€ лично заводит то, что сейчас начало века. “акое ощущение, что можно зачеркнуть все, что было до этого, и начать сначала.
Ќовый век - это шанс все изменить. Ќо мы отметили его приход, поздравили друг друга, и... ничего не помен€лось! ”жасно! „еловечество не делает выводов из своих ошибок: человек каетс€ и грешит заново. Ќельз€ сейчас упустить этот шанс - шанс нового века. Ќе бойтесь перемен! ¬едь сила театра как раз в том, что он исчезает: сегодн€ есть, а завтра нет. ƒело в том, что театр в отличие от человека после смерти может долгое врем€ притвор€тьс€ живым. ¬ход€т в зал родственники по линии жены с цветами, кричат, аплодируют, и артисты, которым свойственно верить только в хорошее по отношению к себе, купаютс€ в этом лицемерии! Ѕилет - это гарант лжи, ты купил - € тебе продал, ты похлопал - € отработал, и разошлись. Ѕред!  атастрофа! ѕоэтому € восемь лет харкал кровью, чтобы построить этот дом, чтобы не допустить такого "умирани€", чтобы уйти из атмосферы всех этих театров! ≈сли бы € хотел стать главным режиссером театра после ≈рмоловского, € давно бы им стал. Ёто не проблема. Ќо зачем? „тобы сидеть в кабинете?
ћнение режиссера ¬ладимира ћирзоева:
- ≈сли ‘окину удастс€ воплотить идею "открытой площади" - это будет самое передовое €вление в нашем городе. “ем более пам€ту€ о производственной неторопливости в соединении с финансовой активностью антрепризы. ѕодобные установки замечательны!"
ћнение режиссера “еатра имени ≈вг. ¬ахтангова јлександра √орбан€:
"Ќадеюсь, в наше злое и противное врем€, когда полностью разрушен институт режиссуры, господин ‘окин сумеет убедить творческую общественность, что режиссер - это ручна€ професси€, нельз€ ставить его "производство" на поток. ¬ этом € от всего сердца желаю ему успеха. ‘окин талантлив во всем: и как педагог, и как постановщик, и как экономист. ќдной из первостепеннейших задач центра он ставит работу с молодежью. Ёто непросто. » в нашем театре ћихаил ”ль€нов пытаетс€ освежить труппу, дает возможность ставить разным режиссерам, но все это делаетс€ не так стремительно, как хотелось бы.