Главная Культура 00:17 27 Марта 2013 17032
Звягинцев: Фильм «Левиафан» будет многолюдным

Режиссер Андрей Звягинцев - о своем будущем фильме

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Знаменитый кинорежиссер, триумфатор Венецианского и Каннского фестивалей Андрей Звягинцев редко дает интервью. Еще реже рассказывает о готовящихся проектах. Поэтому работа над его новым фильмом «Левиафан» окутана флером таинственности. Но во время недавней церемонии вручения премии «КиноСоюза» «Элем», где Звягинцев наряду с Александром Сокуровым был одним из двух лауреатов, а автор этих строк — ведущим небольшого праздничного действа, удалось, пусть коротко, пообщаться с режиссером. Естественно, первым делом разговор зашел о творческих планах.

— Что у меня может быть в планах? Снимать кино, разумеется. Совершенствовать свое мастерство. (Улыбается.) Помните, чеховский Тригорин однажды осознал свое положение как замкнутый цикл: написал повесть, теперь нужно писать следующую, а за ней еще одну — и так без конца. К счастью, пока я нахожу в этом положении только радость и удовольствие.

Возможно, вы заметили: мои фильмы выходят достаточно редко — раз в четыре года. Во всяком случае, до последнего времени это было именно так. Но не только от меня самого зависит этот мой ритм. Есть несколько готовых сценариев, которые лежат, что называется, на столе, ждут своего часа, и с которыми я готов запуститься в любой момент. Не стану скрывать: их можно отнести к высокобюджетным проектам. Отчасти отсюда и трудности с их реализацией. Но когда я недавно узнал, в какие серьезные порой суммы укладываются бюджеты иных российских фильмов, то понял, что мои неснятые картины — довольно скромны по предполагаемым затратам: Надеюсь эти проекты вскоре осуществить.

А сейчас готовлюсь к съемкам новой картины. Еще в июле прошлого года с продюсером Александром Роднянским, с которым мы вместе делали «Елену», я запустился с фильмом под рабочим названием «Левиафан». Три месяца — с августа по октябрь этого года — нам предстоят съемки на севере страны, на Кольском полуострове, а точнее, в городе Кировск Мурманской области. Уже в мае там начинается строительство декораций. А сейчас ежедневно, практически без выходных, продолжаю работать над режиссерским сценарием и параллельно провожу пробы актеров.

— Приоткройте тайну: что за жанр будущего фильма, о чем история?

— Не люблю рассказывать о фильме, пока он не снят. Мне кажется это предательством по отношению к замыслу. Но с каждой новой встречей с журналистами приходится чем-то делиться. Вот и сейчас, возможно, что-нибудь еще выболтаю из того, о чем пока не говорил. Не люблю разглагольствовать и о жанрах, но коль уж вы спросили, скажу: это драма, постепенно переплавляющаяся в трагедию. Во всяком случае, начинается сценарий как социальная драма, драма отношений, драма человеческой неустроенности в новой стране. Ближе к финалу мало-помалу маховик этой истории должен, как я очень надеюсь, раскрутиться до масштаба мифологического. До проблематики человеческого удела на земле вообще.

Надеюсь, картина будет нести не узко национальное, а общечеловеческое содержание. Но притом история целиком завязана на сегодняшнем дне, она будет укоренена в знакомой нам до боли реальности. В фильме остро прозвучат актуальнейшие проблемы социального характера — они волей-неволей взрывают сюжет...

Для меня новый фильм по сравнению, скажем, с «Еленой» будет непривычно многолюдным. Круг центральных героев — это шесть-семь человек, но в целом в картине прописано более 15 персонажей. И все они для нас очень важны. Сюжет постепенно будет вовлекать их одного за другим в полную драматизма воронку...

— А конкретнее?

— Вообще-то я боюсь в разговоре с вами сказать больше, чем следует. Невольно можно выболтать какие-то важные вещи, которые зритель должен увидеть непредвзятым взглядом. Давайте все-таки дождемся результата. Очень надеюсь, что весной 2014 года фильм будет готов. Он будет большим, даже масштабным. Я подписал договор на 2 часа 10 минут. И сам бы очень хотел, чтобы хронометраж оставался в этих берегах, но все определит ритм истории. Роднянский — человек, понимающий и чувствующий такие вещи. Он умеет слышать автора, его будущий фильм. И, похоже, никакие трудности его не могут остановить. Они его, похоже, только заводят. Но давайте на этом я и остановлюсь. Потому что лучшее, что может быть, — это оставить зрителя лицом к лицу с самим фильмом.

— Три ваших предыдущих фильма — «Возвращение», «Изгнание», «Елена» — основаны на весьма драматичном материале. Новая картина, судя по сказанному вами, тоже не сулит особого оптимизма. Наивный вопрос: а комедию снять не хочется? Лавры, условно говоря, Гайдая вас не прельщают?

— Нет, лавры Гайдая мне точно не снятся, у меня другая судьба. Ты же не можешь по команде, даже своей собственной, взять и однажды сказать: а не попробовать ли мне снять комедию? Так не бывает. Ты просто живешь, размышляешь о жизни, о выпавшей на твою долю эпохе, и к тебе со временем приходят истории из реальности или из литературных источников, которые буквально диктуют тебе: вот это просто необходимо сегодня снять. И так уж выходит, что истории эти неизменно полны внутреннего трагизма.

Все три сценария, которые лежат у меня на столе, — из того же ряда. Один сценарий, например, посвящен теме Великой Отечественной войны. Он состоит из трех новелл, собранных в полный метр. Давно мечтаю о реализации этого замысла, он меня очень волнует. В этом сценарии нет ура-патриотизма, но есть подлинная история людей, попавших в страшную мясорубку войны. Еще один замысел относится ко временам Киевской Руси. Согласитесь, тоже мало веселого...

Иногда позволяю себе взять в руки присланный мне комедийный сценарий. На титульном листе ведь так и написано: «комедия». Кстати, у Чехова тоже на титульном листе и «Вишневого сада», и «Чайки» значится «комедия», но мне отчего-то кажется это странным. И наверняка странность эта лежит только во мне самом, но так уж я устроен, и с этим ничего не поделать. Так вот, читаешь такой сценарий и порой понимаешь, что это даже интересно и может быть кем-то неплохо реализовано. Но точно не мной. Меня это отчего-то не волнует. Не вижу себя на съемочной площадке этого фильма. А если такого импульса нет, бесполезно браться за дело, как и рассуждать об этом или изобретать ответы, которые я волей-неволей сейчас изобретаю для вас.

Уж извините, но я вижу мир в трагических тонах, такова моя природа. И потом, представьте себе, если бы вам довелось спросить у Гайдая, отчего бы это ему не снять «Гамлета», например? Как думаете, что бы он ответил?

 

Культура 00:40 / 20 Октября 2023 13565
Учитель фехтования

У Пушкина и Лермонтова был один и тот же наставник

Ирина Смирнова
Труд
Гравюра из книги Александра Вальвиля «Рассуждение о искусстве владеть шпагой» 1817г. Фото из открытых источников.

Француз Александр Вальвиль учил сражаться Пушкина, Лермонтова и всю Императорскую гвардию. Увы, уроки фехтования наших великих поэтов от пули не уберегли. О том, что у Александра Пушкина и Михаила Лермонтова был...

Почему Достоевский называл эту икону народной

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото из открытых источников

6 ноября у православных верующих день почитания иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Той самой, перед которой в 1768 году молилась Екатерина II, решаясь, одной из первых, сделать прививку от оспы....

Возраст над мадемуазель Катрин (именно так она просит обращаться к себе) не властен

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Настоящий успех пришел к Катрин после красивого и грустного мюзикла «Шербурские зонтики». Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Катрин Фабьен Дорлеак, известной во всем мире как Катрин Денев, 22 октября исполняется 80 лет. О таких серьезных датах применительно к женщинам, особенно актрисам, упоминать не очень-то принято. Но возраст...

Культура 00:01 / 17 Ноября 2023 6092
Зима патриарха

Увидим ли мы на экранах фильм «Пациент №1», который совершает триумфальное шествие по фестивальным экранам?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Играет главного героя грандиозный актер Александр Филиппенко

Неделю назад на международном кинофестивале в Котбусе фильм «Пациент № 1» завоевал приз за режиссуру. В эти дни картина участвует в конкурсе Таллинского фестиваля класса А, где, судя по восторженным...

Израильская военщина нашим телевизионным экспертам – людям с советской школой жизни - известна тем же, чем и всему свету

Сергей Беднов
Труд
Фото: пресс-служба ЦАХАЛ/Синьхуа, globallookpress.com

Наверное, именно эта песня закрутилась в головах телевизионных экспертов, когда начались известные события на Ближнем Востоке и следовало дать их оценку перед взыскательной аудиторией. Люди-то они по большей части немолодые,...

А вот про народ авторы фильма «Императрицы» забыли…

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Пересильд старательно играет Елизавету Петровну в зрелом возрасте

Выходящий на экраны фильм «Императрицы» создан по заказу и при поддержке «Газпрома» в рамках исторического цикла «Русь». Картина является продолжением ленты «Петр I. Последний царь...

Каждая эпоха дарит ребятам и девчатам свои сказки

Дарья ЕФРЕМОВА, Ольга ЛЕРНЕР
Труд
Семейство Кассилей. Внизу Лев с женой Еленой, наверху Иосиф (Оська) с женой Зинаидой. Изображения предоставлены ГМИРЛИ

Что фантастичнее — жизнь или воображение? Казалось бы, ответ очевиден, но главная книга классика детской литературы Льва Кассиля спорит с общепринятой логикой. А благодаря нынешней экспозиции Государственного музея...

Что общего у двух таких разных фильмов?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жесткий по драматургии, фильм «Край надломленной луны» не выглядит тяжеловесной драмой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Они выходят на экраны одновременно — два фильма, похожие и не похожие друг на друга. Оба сняты в Питере и его окрестностях. Оба поставили женщины — дебютантки в большом кино. Оба рассказывают...

Культура 00:02 / 10 Ноября 2023 5471
Голову снесло

На экраны выходит лихая комедия «Год рождения»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фильм показывает, что нашим сумасшедшим миром все-таки правят любовь, творчество, мечты, внутренняя свобода. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Поставил картину Михаил Местецкий, который вернулся в кино после затяжной творческой паузы. На вопрос, где он был восемь лет, прошедших со времен его яркого дебютного фильма «Тряпичный союз», Михаил может честно...

ТНТ планирует увеличить количество музыкальных проектов

Труд
Тина Канделаки. Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Глава ТНТ Тина Канделаки на презентации сезона сообщила, что количество музыкальных проектов на канале будет увеличено. И вот как раз в эти дни начинается кастинг участников для перезапуска «Фабрики звезд». Напомним,...

Один из самых северных в мире Воркутинский драматический театр отметил 80-летие

Виктория Пешкова, Воркута - Москва
Труд
Та самая «Сильва» 1943 года. На первом плане Наталья Глебова (Сильва), Борис Дейнека (Эдвин). Фото предоставлены Воркутинским драматическим театром

Главный подарок себе и своей публике театр преподнес сам, спев и станцевав о том, с чего все начиналось. «Сильва. Дойти до премьеры» — спектакль, поставленный режиссером Валерием Маркиным по пьесе...

В обществе – дефицит доброты, а не средств убийства, утверждает соавтор фильма «Право на выстрел»

Александр Славуцкий
Труд
Григорий – мирный человек, но ради съемок пришлось взять в руки оружие. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

Как утверждал Чехов, если ружье в первом акте висит на стене, то в последнем оно обязательно должно выстрелить. Это правило актуально, увы, не только для театра. Известна закономерность: чем больше горячих точек вокруг,...

Культура 20:01 / 27 Ноября 2023 5050
Пора брать «Зимний»

1 декабря в московском кинотеатре «Художественный» стартует Открытый российский фестиваль авторского кино 

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эмблема фестиваля авторского кино «Зимний». Иллюстрация предоставлена организаторами мероприятия

1 декабря в московском кинотеатре «Художественный» стартует Открытый российский фестиваль авторского кино «Зимний». Он возник в прошлом году и сразу стал значимым культурным событием всероссийского масштаба....

«Пиковая дама» Петра Ильича впервые обрела свое полное киновоплощение

Сергей Бирюков
Труд
Герман (Иван Гынгазов) фанатично стремится разгадать тайну трех карт. Изображения предоставлены «Геликон-оперой»

Удивительно, но выходящий 12 ноября в прокат фильм «Пиковая дама», снятый коллективом московской «Геликон-оперы» в содружестве с телеканалом «Россия-Культура» и киноконцертом...

Платье актрисы актриса Элизабет Дебики, сыгравшей принцессу Диану, напомнило о случае 30-летенй давности

Труд
Фото: Billy Bennight/AdMedia, globallookpress.com

Как известно, у подданных британской монархии особое отношение к принцессе Диане. Ничто так негативно не сказалось на репутации королевской семьи, как ее гибель. В этой связи все с повышенным вниманием ждали...

Пушкинский музей впервые открывает «испанский сезон»

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Мальчик» и «Девочка» Мурильо дружно жили в Эрмитаже, пока советские чиновники не разлучили их. Фото Антона Баклыкова, предоставлено ГМИИ им. А. С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина намерен до февраля согревать зрителя отсветами самой жаркой страны Европы. Главные пространства для выставок в двух зданиях отданы двуединому проекту, созданному в содружестве...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?