Главная Культура 00:26 28 Апреля 2010 1924
Александр Ф. Скляр: «Пою только о таких историях, участником которых мог бы быть сам»
Знаменитый рокер рассказал «Труду» о новом альбоме «Песни моряков. Часть II» и о том, что осталось за его бортом
Сергей Бирюков

Он один из самых парадоксальных персонажей русского рок-н-ролла. Дипломат по образованию и рокер по призванию, прошедший путь от панка до тончайшей акустики. Партнер Гарика Сукачева по разудалому проекту «Боцман и бродяга» — и лицо интеллигентнейшей программы канала «Культура» «РОКовые ночи». Поклонник Вертинского и энтузиаст оздоровительного движения «Учитесь плавать». В среду 28-го в клубе «Б2» Александр Ф.Скляр представит публике новый альбом «Песни моряков-2», о котором рассказал «Труду».

— Не боитесь, что встали на опасный путь? В искусстве ведь проекты с номером 2 редко оказываются удачными.

— А это в каком-то смысле вовсе не продолжение «Песен моряков», вышедших два года назад. Просто сидел я летом у себя на даче и думал: вот, Саня, сделал ты эту работу, она получилась достаточно жесткой, прямо скажем. Но ведь море — не только жесткая тема. И не только ты, но и многие другие на нее высказывались. Давай, сказал я себе, дополним твои впечатления о море впечатлениями других людей. Но обязательно такими, чтобы это были как бы почти твои впечатления, чтобы они тебе со-интонировали, резонировали с тобой…

Вот как только я сформулировал для себя эту мысль, я, собственно, и приступил к поиску песен о море, написанных другими авторами. Шел не от имен — допустим, вот давай я буду искать песню Городницкого, который много писал о море. Нет, я сказал себе: ага, среди этих людей были и мои любимые авторы и исполнители, которые тоже интересовались этой темой. И я просто стал их слушать целенаправленно, под углом зрения — что затронет меня. Сперва набрал штук 150 у себя в фонотеке, в интернете, где-то еще. Затем большая их часть — те, что менее мне созвучны, — осталась за бортом. Я все-таки, понимаете, хотел выбрать такие песни, которые я был бы рад написать сам.

— Интересно, были ли среди отвергнутых вами песен общепризнанные хиты?

— Ну, например, песня «Варяг». Та, что со словами «Наверх вы, товарищи, все по местам». Или «Заветный камень»: «Последний матрос Севастополь покинул…»

— Великие песни!

— Безусловно.

— Но слишком пафосные?

— Да, мне показалось, они немножко менее личностно окрашены. Я ведь не просто морские песни собирал, а, что называется, личностные морские истории. Участником которых мог бы быть я. Или тот, о ком я бы мог написать. Вот такую песню, как «Наверх вы, товарищи все по местам», — великую песню, я абсолютно с вами согласен — я бы, наверное, был просто счастлив написать, но я бы не смог ее написать. Я ответил на ваш вопрос?

— Вполне убедительно. В предыдущем диске были действительно жесткие вещи, вплоть до ненормативной лексики.

— Вы имеете в виду песню «Не реви»?

— Да, с припевом «Не грусти, не пи…ди».

— Но это единственный такой случай в моей практике. В новой пластинке ничего подобного не будет. То был особый срифмовавшийся момент, жесткость которого мне показалась уместной тогда, в конкретном случае. Вообще же, вы знаете, я не славлюсь нецензурной лексикой на своих концертах. И, кстати, если позволяю себе исполнение песни «Не реви», то только в сугубо взрослой аудитории. Не в каком-то открытом публичном концерте, например на Дне города, где могут присутствовать дети. И не потому, что боюсь цензурных преследований, а потому лишь, что считаю себя не вправе выражаться матом перед детьми и женщинами. Это просто некрасиво.

— Ясно, что в работе над таким альбомом огромную роль играет аранжировка. Каким приемом, какой находкой при перепеве чужих песен вы особенно гордитесь?

— Знаете, больше всего на этом музыкальном альбоме я горжусь… и это, подчеркиваю, гордость именно музыкального плана, никоим образом не пафосная, не социальная… творчески я горжусь тем, что нам удалось этот альбом сделать единым порывом. Когда был окончательно отобран корпус песен, то я постарался максимально сжать процесс разучивания их группой и моментальной записи. Чтобы вот этот посыл энергии не успел рассеяться.

То есть я собрал всех вместе, и это первый такой альбом за всю мою творческую деятельность, который мы записали единовременно. Это принципиально важный момент. И самое главное, что это слышно. Когда ты пишешь таким образом, появляется дыхание ансамбля. Дыхание коллективного творчества. То дыхание, которое есть в записях Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Фрэнка Синатры… Они поэтому такие живые. Тогда еще не были изобретены многоканальные системы, музыканты и оркестры писались с одного кругового микрофона, который ставился в центр большой студии и брал звук сферически. А музыканты рассаживались вокруг него в зависимости от громкости своего инструмента.

И главная задача и талант звукорежиссера были в том, как разместить музыкантов, чтобы громкость каждого инструмента создавала вот ту самую естественно дышащую музыкальную палитру, которую мы слышим, когда включаем записи старых американских биг-бендов. Потом постепенно это утрачивалось, уходило больше в технологическую сторону. Сейчас музыканты чаще всего разучивают песню и записывают ее по трекам отдельно, врозь друг от друга. Т. е. порознь пишется партия барабанов, бас-гитары, гитары… Следят за тем, чтобы было чисто сыграно, а потом из дорожек чисто сложено в студии.

Мы, конечно, писали не с одного микрофона, но главное — мы писали все вместе, и в этом смысле мы вернулись к старой школе, к ее олдскульному, изначальному способу. И вот это живое дыхание единомоментного творческого союза — самая большая моя творческая удача. Тут от меня требовалось ничуть не больше умения, чем, скажем, от замечательного звукорежиссера и музыканта Саши Белоносова, который, помимо того что играл на клавишах, руководил всем процессом, делал весь этот звук и воплощал в жизнь всю эту концепцию. И то же самое можно сказать про всех музыкантов, которые в этом участвовали.

Главное — какой мы получили результат. Он меня настолько воодушевил, что отныне и до конца моих дней я буду записывать альбомы только таким образом. Т. е. если мне будут предлагать записать в любом проекте какую бы то ни было песню, я в первую очередь буду настаивать, чтобы эта песня записывалась одновременно всеми музыкантами, и буду отказываться от всех проектов, где мне предложат спеть потреково. Я в очень музыкально зрелом возрасте пришел к этой идее, к этому ощущению и теперь, поймав их, никогда уже больше от них не отступлюсь.

— Как вообще возникают сюжеты ваших песен и альбомов? Откуда, например, идея альбома «Ведьмы и стервы» с его зловещей песенкой про куклу Брунгильду?

— Насчет именно этой песни я вам не смогу, к сожалению, ответить, потому что все мои предыдущие сольные альбомы — а эта работа сольная, сделанная вне группы «Ва-Банкъ», — всегда были совместными работами с моим старшим другом, музыкантом, учителем, поэтом Евгением Всеволодовичем Головиным. И «Брунгильда» — его песня.

А вот как возникали идеи альбомов, это я вам могу сказать. Они возникали из наших совместных бесед. Т. е. мы, в очередной раз встречаясь с Евгением Всеволодовичем, садились за стол, пили чаек, курили сигареты и беседовали, беседовали, беседовали. Не на конкретные темы — просто такой неспешный разговор двоих, но он так или иначе всегда касался музыки, возвращался к ней. И по ходу наших бесед потихонечку выплывали некие темы, которые потом могли стать темой следующего альбома.

Вот откуда, в частности, пошла моя серия альбомов, составивших как бы библиотеку музыкальных путешествий. Первое путешествие было в «Цыганский рок-ролл», второе — «По направлению к танго». А третьим путешествием стали как раз «Ведьмы и стервы». И оно возникло из наших разговоров о том, чем женщины отличаются от мужчин. В смысле — чем они отличаются метафизически, а не физиологически. И мы вдруг поняли, что женский космос может стать темой целого альбома. А само название диска пришло уже потом. Женей были предложены свои песни, мной — свои. И таким образом альбом сплелся в совместную работу, которая получила название «А. Ф. Скляр. «Ведьмы и стервы».

— Звучит так, будто у А. Ф. Скляра большие фрейдовские претензии к женщинам.

— Женечка довольно скептически относится к Фрейду. Я, скорее всего, тоже. Но в наших разговорах мы пришли к выводу, что до конца познать женский космос мужчине достаточно сложно. И один из путей познания лежит через музыку, песню. А уж насколько нам удалось к этому приблизиться, судить слушателю. Которому, собственно говоря, предстоит потом развивать эту тему самостоятельно, для себя. Вот он послушал, что-то показалось интересным, и в какую-то сторону он дальше углубится. Наша задача была только зафиксировать этот интерес, дать толчок.

— Среди многих ваших увлечений одно из самых серьезных в последнее время — это песни великого барда Вертинского. Но для меня всегда было большим вопросом — как можно петь Вертинского не голосом Вертинского. Или Высоцкого — не голосом Высоцкого. Или даже как бы голосом Высоцкого, что любит делать один известный актер, но, мне кажется, худшего кощунства не придумаешь.

— По-моему, песни любого певца может петь любой другой певец. И как раз петь Вертинского голосом, максимально не похожим на его тембр, гораздо интереснее. Почему? Потому что иначе ты неизбежно попадешь в ловушку подражания. И в этом смысле я бы советовал всем певцам, поющим репертуар других певцов, выбирать себе максимально далекие от них персонажи. Чтобы их интерпретация как можно меньше походила на интерпретацию оригинала.

— Вы сказали про музыкальные путешествия. А в ваших физических странствиях по земле какое место показалось самым прекрасным?

— В нашей стране, я думаю, Алтай — самое прекрасное, самое необычное, самое яркое место. А вне ее (долгая пауза) Норвегия летом.

— Именно летом? Зимой вы там не были?

— Я был там во все времена года. Суровая северная страна, но тем дороже этот очень короткий ее летний расцвет.

— Вы так много в жизни попробовали. Есть ли еще не освоенная вами сфера жизни, о которой вы мечтаете? Например, попробовать управлять трамваем. Или слетать в космос.

— Ха-ха, я, без сомнения, не летал в космос и не управлял трамваем. Но вы знаете, пожалуй, из всех сфер, которые можно охватить в этой жизни, сейчас уже, на моем нынешнем этапе мне интереснее пробовать себя в тех не освоенных еще сферах, которые связаны все-таки с музыкой. Слишком мало у нас времени в этой жизни, оно слишком быстро течет, и я субъективно очень остро чувствую эту стремительность. И не хочу распыляться. Настало время идти уже не вширь, а вглубь.

Вот работа с оркестром мне очень интересна. Мне очень интересна работа с разными специфическими музыкантами, либо играющими на каком-то необычном инструменте, либо владеющими необычной исполнительской техникой. Я их не ищу специально, но просто думаю, что если они встретятся на моем пути, то постараюсь не пройти мимо, а использовать эту встречу для творческого, пусть и кратковременного союза. Сделать что-то хоть небольшое, но обогащающее тебя же самого.

— У вас есть сын Петр. В чем он ваше прямое продолжение, а в чем совершенно не похож на вас?

 (Долгое молчание) Хм! (Долгое молчание) Он старается очень глубоко проникнуть в те вопросы, которые ему интересны. И в этом он на меня похож. И он… Хм! Вот в чем он на меня похож, я вижу, а в чем не похож?!

— Ну хотя бы кто он по специальности?

— В кино работает.

— В каком качестве?

— Помогает фирме, которая называется «Другое кино», продвигать те фильмы, которыми она занимается. Чем же он на меня не похож?..

— Ну, допустим, вы бриты наголо, а у него волосы.

— Нет, ну мы же сейчас про внутреннее различие говорим. Может быть, он не похож (долгая пауза) тем, что, по крайней мере пока, к его нынешнему возрасту, внутренне не выбрал себе ту главную область, в которой он будет дальше двигаться по жизни. А я к его возрасту уже эту область выбрал — музыку. Я не был еще профессиональным музыкантом, но знал, что хочу этим заниматься.

— Находиться в поиске — тоже хорошо.

— Без сомнения. Более того, я почти уверен, что он эту область себе найдет. Может быть, дело еще и в том, что сейчас условия другие. Понимаете, у нас тогда выбора было меньше. Мало было интересного вокруг. А сейчас эти возможности гораздо шире, и оттого труднее сориентироваться.

— Последний вопрос, который отчасти упрек. Вы певец — и курите?

— Я думаю, что, наверное, брошу. Но тогда, когда это придет в прямое противоречие с моей певческой карьерой. Такой момент может наступить в любое время. Пока он не наступил, мне сигарета как бы мешает, но не критично. Вот когда она мне начнет мешать критично, тогда, наверное, я просто единомоментно это дело завершу.

Выбор

Три альбома Александра Ф. Скляра

«Боцман и бродяга» (1996)

Первый проект музыканта вне его группы «Ва-Банкъ», осуществленный совместно с Гариком Сукачевым и имевший большой успех.

 

 

«Цыганский рок-н-ролл» (1997)

Совместный проект с братьями Жемчужными стал первым альбомом в задуманной Скляром серии «Музыкальные путешествия».

 

 

«Нижняя тундра» (2000)

Альбом группы «Ва-Банкъ», в создании которого по просьбе Скляра принял участие Виктор Пелевин, написавший одноименный рассказ.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 10672
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 6070
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5947
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 5930
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 4969
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?