ОБОЛГАННЫЙ КОМАНДИР
О профессионализме и летном мастерстве командира экипажа Ту-154 М Александра Михайловича Гросса ходили легенды.
- Как-то муж сажал самолет в Будапеште в очень сложных условиях, - вспоминает вдова пилота Валентина. - Там река вышла из берегов и залила половину поля. Когда самолет сел, мужу аплодировал весь аэропорт. А однажды к нему в кабину зашла стюардесса и вручила наручные часы и визитную карточку одного из руководителей Министерства транспорта. Тот просил передать, что за множество лет "полетной" жизни впервые совсем не почувствовал посадки.
Семья Гросса до сих пор не может пережить трагедию. В первые дни СМИ обвинили Александра Михайловича в том, что катастрофа произошла из-за его непонимания команд диспетчеров с земли. Позднее, под шумок, юристы "Скайгайда" выманили у его родных отказ от каких-либо претензий к авиакомпании.
- Вы не представляете, что мы чувствовали, когда газеты вышли с заголовками: в авиакатастрофе виноват экипаж, который не знал английского, - говорит Валентина. - Будь у меня деньги, я обязательно подала бы в суд на "Скайгайд" за клевету.
Валентина Яковлевна достает из серванта сертификат на знание английского летного языка, выданного ее мужу в Исламабаде. Оказывается, когда Гросс летал в Пакистане, он специально сдавал экзамены тамошней комиссии.
После катастрофы Валентина Гросс уволилась из наземной службы аэропорта, где все напоминало о трагедии. Сейчас живет, как все пенсионеры.
ВОЗДУШНАЯ СЕМЬЯ
За сутки до трагедии 52-летний Александр Гросс был в саду, собирался выложить каменной плиткой дорожку от дома до бани. Но не успел - срочно вызвали в аэропорт.
- Он очень торопился, - вспоминает Валентина Яковлевна. - И всегда спокойный и уравновешенный, вдруг начал нервничать. Долго не мог завязать галстук...
Семейство Гроссов - воздушное, супруги даже познакомились в небе.
- Он летел к себе домой, в Белорецк, а я как раз работала на этом рейсе бортпроводницей. Командир экипажа, увидев нас вместе, сказал: "Все, Валентина, теперь вы будете летать в одной команде".
С небом связали свою судьбу и дочери Гросса Кристина и Мануэлла - обе стали стюардессами.
- Папа всегда хотел иметь сыновей, но получилось, что родились мы, - объясняет Мануэлла. - Он часто брал нас на работу, показывал разные марки самолетов. И всегда объяснял, что в воздухе нельзя расслабляться, потому что за спиной - 150 человек.
"БОИНГИ" ВМЕСТО "ТУ"
На похороны жертв авиакатастрофы в июле 2002-го прилетал Владимир Путин. Но на церемонию погребения опоздал, задержался на Госсовете. Родственников, уже сидевших за поминальными столами, обзвонили и попросили вновь приехать на кладбище. Поехала Кристина. На кладбище президент подтвердил, что ее отец ни в чем не виноват. Пообещал, что семья обязательно ознакомится с распечатками переговоров экипажа.
Но прошло пять лет, а Кристина никаких документов так и не получила. И тоже, как и мать, ушла из авиации.
После той авиакатастрофы вообще многое изменилось. Авиакомпании "Башкирские авиалинии" больше не существует - она обанкротилась. Теперь здесь летает на "боингах" московская компания "ВИМ-авиа". И лишь немногие уфимские летчики смогли сдать экзамен на управление новой машиной.
ИЗ ДОСЬЕ
Рейс N 2937 "Башкирских авиалиний" вез самых талантливых школьников республики, премированных поездкой в Испанию фондом ЮНЕСКО. На свободные места чартера были проданы билеты. Так на борту оказалась семья Виталия Калоева - жена, сын и дочь.
Диспетчер компании "Скайгайд" Питер Нильсен дежурил в ту ночь за пультом. Именно его обвинили в ошибке, приведшей к столкновению самолетов. Спустя два года Виталий Калоев убил Нильсена, отомстив за погибшую семью. Калоева осудили на 8 лет.
Руководство "Скайгайд" извинилось лишь спустя четыре года. В мае 2007-го начался процесс над 8 сотрудниками авиакомпании, обвиняемыми в убийстве "из-за небрежности". Чтобы добиться суда, 24 семьи погибших прошли все круги ада - остальные согласились на компенсации и подписали договор о том, что не будут иметь никаких претензий к "Скайгайд".
Оглашение приговора назначено на сентябрь.
ПАПА НЕ ЖДАЛ ДУРАКОВ В ВОЗДУХЕ
Экипаж проклятого рейса N 2937 формировал 40-летний заместитель командира Олег Григорьев. Его вдова Елена рассказывает:
- Многие просили, чтобы Олег записал их в этот рейс. Командировка-то оплачивалась в валюте. Но он не мог взять в экипаж друзей, чтобы у других не было обид. Вообще муж был бесконфликтным, миролюбивым человеком.
У Григорьевых двое детей. Дочери Дарье сейчас 19, а сыну Павлу 23 года.
- Отец учил меня водить машину и всегда говорил, что на дороге нужно делать скидку "на дурака", - рассказывает Павел. - Но, наверное, думал, что уж в воздухе-то дураков быть не может.
Олег и Елена поженились 25 лет назад. Оба родом из Калининградской области. В Уфу приехали по распределению и долго жили в аэропортовской гостинице, где последний этаж переделали под общежитие для молодых специалистов.
За два дня до злополучного рейса Олег Павлович вместе с дочерью Дашей сажал в саду помидоры. Сейчас Дарья вспоминает, что отец, развлекая ее, вдруг начал рассказывать о работе иностранных диспетчеров.
- Папа, оказавшись в любой стране, тут же начинал изучать ее язык, - говорит Дарья. - И мне объяснял, что все иностранные диспетчеры говорят по-английски, но на своем диалекте. И особенно почему-то остановился на наречии швейцарцев. Как будто уже знал, что со швейцарским диспетчером могут быть проблемы.
В уфимском аэропорту установили памятник погибшему экипажу, и теперь сюда возят на экскурсии школьников. А похоронены и пилоты, и пассажиры трагического рейса на Южном кладбище Уфы. С левой стороны аллеи, головой на восток, похоронены мусульмане, с правой, головой на запад, - христиане. Сам погост выполнен в форме самолета...