Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Культура 00:08 28 Октября 2022 11370
Шеф, все пропало! Гипс снимают, клиент уезжает!

Самую народную из своих ролей Анатолий Папанов почему-то не слишком жаловал…

Виктория Пешкова
Фото: © Igor Gnevashev, globallookpress.com

1983 год. Одесса. Раннее, но уже жаркое августовское утро. Под киоском с вывеской «Театральная касса» терпеливо стоит очередь, хотя до открытия еще три часа. Самые предусмотрительные здесь — со вчерашнего вечера. Я добралась к пяти утра и стала лишь 127-й. В сумме эти цифры дают десятку, и я пытаюсь в этом уловить отблеск удачи. Никто не торопится ни на пляж, ни на работу. И то и другое никуда не денется, а московский Театр Сатиры приехал на гастроли всего на неделю. В афише семь спектаклей, один другого лучше. Но в очереди все мечтают о заветных билетиках на «Безумный день, или Женитьбу Фигаро» с Мироновым и на «Гнездо глухаря» с Папановым. С первым понятно: спектакль к тому времени уже стал легендой. А вот на хорошую, но не выдающуюся пьесу Виктора Розова публика устремилась исключительно ради того, чтобы живьем увидеть горячо любимого Лелика...

Кадр из к/ф «Бриллиантовая рука». Фото: globallookpress.com

Несмотря на невероятную кинопопулярность, Папанов считал себя в первую очередь актером театральным. Всю жизнь был верен одной сцене — Театру Сатиры. Здание бывшего цирка братьев Никитиных, где театр обосновался в конце 1920-х, вмещает чуть меньше тысячи зрителей. Вроде бы немало. Но если припомнить ту многомиллионную аудиторию, что собирала каждая кинолента с участием любимых артистов, станет понятно: эта неполная тысяча — капля в море.

К слову, мне тогда повезло. На «Гнездо глухаря» билет купила, а на «Фигаро» удалось поймать лишний на дальних подступах. В пьесе Розова Папанов играл нестарого еще профессора, ничем не интересующегося, кроме карьеры, даже от собственных детей отгородившегося пустыми, пафосными фразами. Этот профессор Судаков был так не похож на киноперсонажей Папанова, что по залу время от времени пролетал взволнованный шепот — зрители сравнивали актера на сцене и на экране, удивляясь многогранности его таланта.

Много позже мне попала в руки книга, посвященная Анатолию Дмитриевичу, где об актере рассказывали те, кто близко его знал. Жена Папанова Надежда Юрьевна Каратаева, служившая вместе с ним, вспоминала: «Он страдал в рамках одного театра. С одной стороны, Плучек (в то время главный режиссер Театра Сатиры. — „Труд“) давал ему интересные роли, с другой, репертуар нашего театра был ему тесен. Анатолию Дмитриевичу хотелось сыграть короля Лира и какую-нибудь драматическую роль из русской классики. Несколько десятилетий проработав в Театре Сатиры, он заранее знал, как Плучек будет репетировать, что скажет: Но уйти не захотел».

Недополученное в театре можно было «добрать» в кинематографе, но и там режиссеры предпочитали больше эксплуатировать комедийный дар артиста. В кино Анатолий Папанов сыграл более 70 ролей. Сниматься начал еще подростком в конце 30-х — в эпизодических ролях, зачастую даже не попадая в титры. Конечно, юноше хотелось чего-то помасштабней. Но студента ГИТИСа на съемочной площадке никто видеть не хотел, хотя послевоенному советскому кино отчаянно не хватало актеров-мужчин. В конце концов молодой артист решил, что он не киногеничен, и перестал ходить на пробы.

И как сложилась бы судьба Папанова, если бы не Рязанов? В 1961 году он приступил к съемкам картины «Человек ниоткуда». Ему нужен был актер сразу на четыре персонажа. Кто-то посоветовал Папанова, и Эльдар Александрович отправился в Театр Сатиры на «Дамоклов меч», где артист играл одну из главных ролей. Пригласил Папанова на пробы, но тот уперся: не пойду! Слишком часто его вот так же звали, а потом отдавали роль другому. Но Рязанов уговорил-таки Папанова. И артист сыграл в фильме ученого-бюрократа, вождя первобытного племени, актера театра трагикомедии и спортсмена-дебошира. Такой вот колоритный «букет» преподнес режиссер артисту, став его киноотцом.

Анатолий Дмитриевич действительно так называл Рязанова, вернувшего артисту веру в свои силы. И на свет появились скульптор Николай Васильевич из «Приходите завтра...», комбриг Серпилин из «Живых и мертвых», доктор Бондаренко из «Детей Дон Кихота». Герои, казалось бы, непохожие, но обладающие умением принимать непростые решения и брать на себя ответственность. «Меня привлекли в Папанове тонкость, глубина, умение заглянуть в сокровенные уголки души своего героя», — признавался режиссер «Детей Дон Кихота» Евгений Карелов. Драма влекла артиста куда сильнее, чем комедия, но не зря говорят, что заставить человека искренне засмеяться гораздо труднее, чем довести его до слез. Именно Рязанов помог раскрыться комедийному дарованию Папанова.

«Человек ниоткуда» настолько опередил свое время, что ни критика, ни публика к такому фильму оказались не готовы. Но неунывающий Рязанов пригласил актера и в свою следующую картину — «Дайте жалобную книгу». А затем и в фильм «Берегись автомобиля». Актерский ансамбль там был подобран исключительный: Смоктуновский, Ефремов, Евстигнеев, Аросева, Миронов, Жженов. Но и Папанов не затерялся: публика запомнила его бодрого дачника-огородника, торгующего «кулубникой, выращенной своими собственными руками», Семена Васильича Сокола-Кружина, который «за взятки не то что зятя, родную дочь сотрет в порошок». Артист тепло вспоминал эту роль: «Вроде бы и комическая, но и глубокая — на словах идейный, честный человек, а на деле — жулик, спекулянт, умелый демагог: Было где развернуться фантазии, придумать облик его — повязанная носовым платком голова и галифе, заправленные в носки; его черты, манеры, грубые интонации и лошадиный смех».

А через два года, в 1968-м, на экраны выйдет гайдаевская «Бриллиантовая рука», и Лелик станет самым узнаваемым персонажем Папанова. И, пожалуй, самым любимым публикой: «Я задумал гротесковый характер, лобовой и примитивный, — вспоминал Анатолий Дмитриевич. — Тем, что получилось в фильме, я недоволен. Видимо, было несоответствие образа с моими внутренними и внешними данными. Обидно, что зрители часто вспоминают среди других моих работ именно эту». И огорчало его именно то, что публике так нравилась роль, сделанная, что называется, в одну краску. Вспоминая о Лелике, он нередко цитировал своего героя: «Шеф, все пропало!»

Папанов был дружен не только с музами театра и кино, но и с их сестрами — мультипликацией, радио, эстрадой, считая каждую достойной самого серьезного отношения. Волновался перед выступлениями и записями. Мультики озвучивал с радостью, сравнивая их с новогодней елкой — яркой, веселой, нарядной. На эстраде никогда не играл «вполноги», в заводском клубе выкладывался так же, как и во Дворце съездов. И каждый свой концерт заканчивал четверостишьем:

Не знаю, сколько жить еще осталось,

Но уверяю вас, мои друзья,

Усталость можно сохранить

на старость -

Любовь на старость отложить нельзя.

А мы любовь к вам и не откладываем, Анатолий Дмитриевич!

Комментарии для сайта Cackle
Культура 17:01 / 29 Октября 2022 14313
Опять стреляют

Литературный обзор

Олег Фочкин, книгочей
Труд
Фото: © Aleksandr Schemlyaev, globallookpress.com

В былые времена книжками «про войну» у нас в стране зачитывались все, от мала до велика. Потом вроде бы пришла мода на иное чтиво, но, увы, ненадолго. Сейчас к читателю снова косяком двинулись...

Евгений Водолазкин - о новом романе «Чагин» и человеческой памяти

Дина ЕГОРОВА
Труд
Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

В издательстве «АСТ» (Редакция Елены Шубиной) вышла новая книга Евгения Водолазкина «Чагин» — роман о выдающемся мнемонисте, то есть человеке с уникальной способностью запоминания, которого...

Культура 21:01 / 29 Октября 2022 12891
Лучший голос земли

Чилийский режиссер Пабло Ларраин начал снимать фильм о легендарной певице Марии Каллас

Труд
Фото:Unknown/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Чилийский режиссер Пабло Ларраин, чьи фильмы снискали успех на Каннском кинофестивале и номинировались на «Оскар», имеет особую слабость к байопикам. Он снял фильм «Джеки» о Жаклин Кеннеди,...

Культура 20:45 / 29 Октября 2022 12693
Гномы постарались

В Швеции нашли старинный волшебный амулет

Труд
Бог Тор сражается с гигантами с помощью своего молота, грома и молнии. Фото: globallookpress.com

На юго-западе Швеции ученые обнаружили редкий амулет в виде молота скандинавского бога Тора. В начале Х века, когда проповедники уже вовсю обращали местных жителей в христианство, амулет был отлит из свинца неизвестным...

Легендарное Николаевское кавалерийское училище, где учился Лермонтов, взялись перестраивать. Безвозмездно…

Ирина Смирнова
Труд
Николаевское кавалерийское училище. Фото из открытых источников.

Здание легендарного Николаевского кавалерийского училища на углу Лермонтовского проспекта и набережной Обводного канала — федеральный объект культурного наследия постройки первой четверти XIX века — будет приспособлено...

Культура 20:01 / 29 Октября 2022 12245
Кому все по карману?

Netflix затеял снимать сериал по легендарному роману «Сто лет одиночества»

Труд
Сам Габриэль Маркес долго отказывался продавать права на адаптацию книги. Фото: El Universal/@WireImgId=8372800, globallookpress.com

В далеком 1982 году колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес получил Нобелевскую премию по литературе. К 40-летию этой даты вездесущий Netflix решил приурочить начало работы над многосерийной экранизацией «Ста лет одиночества»,...

На экраны вышли два фильма с острой социальной проблематикой, что по нынешним временам уже событие

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Светлана Чуйкина в фильме «Плакать нельзя» играет несчастную мать, у которой отняли ребенка

Один из них - «Плакать нельзя» рассказывает об ужасах ювенальной юстиции в Скандинавии, жертвой которой становится русская мать и ее сын. Второй фильм «Дополнительный урок» впервые в нашем кино прикасается к такой больной...

Актер и телеведущий собрался раскрыть пока еще остающиеся на карте Земли тайны

Анна Чепурнова
Труд
Просидеть всю жизнь на одном месте - это не для Вадима. Фотографии предоставлены телеканалом «Моя Планета»

Среди ближайших премьер телеканала «Моя Планета» — программа «Тайна на карте», жанр которой ее создатели определили как «тревел-детектив». Что под этим скрывается? Рассказы о самых...

Выполнимая ли задача поставлена перед ТВ? Быть высокоморальным и в то же самое время приучать зрителя к нетерпимости?

Сергей Беднов
Труд
Фото: Moscow-Live.ru

Ровно через неделю страна отметит День народного единства. Помнится, когда он был учрежден, все дружно ломали головы: что же такое важное в отечественной истории случилось 4 ноября? Потом решили: ничего. А нововведение...

Иван Сергеевич Тургенев приглашает в гости

Виктория Пешкова
Труд
До конца дней Тургенев вспоминал Спасское-Лутовиново как лучшее из мест своей жизни. Изображения предоставлены ГМИРЛИ

В ГМИРЛИ имени Даля открылась выставка, посвященная 100-летию Музея-заповедника «Спасское-Лутовиново». Своими сокровищами с организаторами поделились Орловский музей Тургенева и московский Дом-музей Тургенева на Остоженке....

Культура 20:01 / 15 Октября 2022 10663
Пуаро вызывает духов

О знаменитом сыщике снимут фильм по мотивам романа «Вечеринка в Хэллоуин»

Труд
Главную роль сыграет Кеннет Брана. Фото: Michael Baker/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Принадлежащая Disney компания 20th Century Studios и лично Кеннет Брана объявили о начале работы над третьим фильмом этого актера и режиссера о знаменитом сыщике Эркюле Пуаро. Ранее им уже были сняты «Убийство...

Культура 00:05 / 21 Октября 2022 9621
Приказано забыть

В российской культуре формируется список запретных имен и тем

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
С проката сняли документальный фильм «Голод». Объяснение от компании «Каро» - внезапно сломался кинопроектор. Фото: Moscow-Live.ru

Ничто, казалось бы, не предвещало. Документальный фильм «Голод», который обозревателю «Труда» удалось посмотреть на московской премьере и даже написать о нем в газете, за день до очередного...

Что не так с комедией «Любовники»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Три неверных мужа приняли на грудь в бане и взялись проучить все коварное женское племя. Кадр с сайта kinopoisk.ru

«Как должен начинаться типовой сценарий типовой экранизации гоголевского «Ревизора»?» — спросил как-то Виктор Шкловский у Всеволода Пудовкина. «Свинья чешется о столб», — моментально...

В Петербурге открыт памятник драматургу Александру Володину

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Юрий Пилипенко/Russian Look, globallookpress.com

В Петербурге на Петроградской стороне открыт памятник драматургу Александру Володину. Виновник торжества больше 30 лет жил тут неподалеку, на Большой Пушкарской, 44, где висит мемориальная доска в его честь. Удивительное...

Новогодние корпоративы отменяются один за другим

Труд
Иосиф Пригожин высказался на тему новогоднего «Голубого огонька» весьма сдержанно. Фото: Вадим Тараканов, globallookpress.com

Городские начальники один за другим отменяют новогодние мероприятия в своих вотчинах, мотивируя это тем, что, мол, не время для иллюминации и фейерверков, а сэкономленные деньги лучше направить на экипировку мобилизованных. А народ...




Реклама. Рекламодатель: АО «Всероссийский банк развития регионов» /ID-vbrr





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?