Вообще-то разговоры о неполноправности экономически слабой России за столом "восьмерки" уже порядком поднадоели. Права твои в принципе зависят от того, признаны они другими или нет. Если уже много лет нас приглашали за общий стол (пусть некоторые разговоры проходили без нас), то мы и раньше являлись полноценными участниками застолья. И экономика у нас по объему не меньше канадской. Но для самых отъявленных скептиков, убежденных в нашей ущербности, на только что закончившемся в Кананаскисе саммите G-8 было принято специальное заявление о полной, безусловной, безоговорочной, абсолютной, неоспоримой российской полноценности. Надеюсь, после этого скептики навсегда успокоятся.
Теперь - "зачем нам это нужно"? "Восьмерка" - действительно весьма неформальная организация, не имеющая даже штаб-квартиры и не обладающая никакими полномочиями. Это - клуб. Самый привилегированный и закрытый клуб в мире, куда входят несколько наиболее влиятельных людей планеты. Не случайно, когда эксперты обсуждают контуры возможного будущего "мирового правительства", оно нередко вырисовывается именно в формате G-8, вырастающей, может быть, в G-9, G-10 и т.д. Принадлежность к этому клубу - не просто статусная вещь, обозначающая принадлежность к "первому миру". Это - прежде всего возможность участвовать в процессе выработки и принятия решений по вопросам глобальной политики, касающимся в том числе и нас самих. И пусть никого не обманывает неформальный характер решений - они соблюдаются не хуже договоров. И не стоит обманывать самих себя, полагая, будто в глобализирующемся мире остались проблемы, которые к нам не имеют никакого отношения.
Мир взаимосвязан, как никогда, и интересы России затрагиваются во всех уголках земного шара. Это хорошо можно проиллюстрировать на примере закончившегося саммита, где обсуждались проблемы борьбы с терроризмом, мировой экономики, помощи африканским странам.
Хотя во главе антитеррористической коалиции сейчас стоят Соединенные Штаты, Россия не меньше их (а может быть, и больше) заинтересована в победе и способна помочь в ее приближении. Деятельность основных террористических групп разворачивается в основном вблизи именно наших границ, а не канадских или японских. Или даже на территории самой России. На днях американское ФБР обнародовало информацию о том, что одним из главных спонсоров чеченских боевиков выступал саудовский благотворительный фонд "Аль Бир аль Давалиа" с отделениями в Грузии, Азербайджане и Латвии, прямо связанный со скрывающимся в Афганистане или Пакистане Усамой бен Ладеном. Вот такая глобализация... И очевидно, что после США из всех участников "восьмерки" именно Россия может внести наиболее весомый вклад в разгром террористических групп, учитывая наши разведывательные и оперативно-технические возможности, географию и готовность бороться с этим мировым злом.
Давно прошли те времена, когда экономические проблемы ведущих государств мира нас либо вообще не волновали, либо воспринимались с плохо скрываемым злорадством. Сейчас любой чих, скажем, на американском рынке отдается болезненными последствиями не только в Евросоюзе или Японии. А в эти дни налицо серьезный кризис на фондовом и финансовом рынках США: на Уолл-стрите обвально падают фондовые индексы, а доллар стремительно дешевеет, приближаясь к курсу евро. Какое это имеет отношение к нам? Самое прямое.
Во-первых, американский кризис вызовет спад и в Европе, из-за чего Запад будет закупать меньше энергоносителей и других товаров из России, что принесет серьезные убытки нашим производителям, экспортерам и госбюджету. Во-вторых, спад затронул фондовые рынки всего мира, в том числе и в России, из-за чего заметно сократилась капитализация крупнейших компаний, которые стали на несколько миллиардов долларов беднее. В-третьих, начали таять золотовалютные резервы Центробанка, значительная часть которых номинирована в долларах. По оценке Андрея Илларионова - экономического советника президента - прямые потери от текущей девальвации доллара для резервов - 2,5 млрд. долл. Наконец, стал беднее каждый россиянин, хранящий американские дензнаки. А таковых у нас очень много. Вот почему те меры по поддержке курса доллара, которые обсуждались на "восьмерке", носили для России далеко не академический характер.
А уж решение саммита о необходимости обеспечить безопасность хранения российского потенциала орудия массового поражения имеет для нас конкретное финансовое выражение в размере 20 млрд. долл. По существу, речь идет о том, чтобы значительную часть тех денег, которые мы должны Западу, оставить в стране и использовать для демонтажа и уничтожения ядерных реакторов с десятков списанных подводных лодок, ржавеющих в северных портах, для повышения зарплат ученым-атомщикам, чтобы у них не было причин продавать свои знания и талант безответственным режимам... На Западе тоже прекрасно понимают мировые взаимосвязи и угрозы, которые несут бесхозные старые арсеналы.
И даже, казалось бы, давно забытые африканские сюжеты для нас оказываются вполне актуальными. В Африке в наиболее концентрированном виде проявляются такие социальные бедствия, как отсталость, нищета, безграмотность, которые в глобальном масштабе питают религиозный экстремизм, терроризм, эпидемии страшнейших болезней, войны, миграционные волны и многое другое. Отгородиться от этого не удается уже никому. Помощь африканским странам по плану G-8 будет носить характер как прямых денежных вливаний, так и списания прежних долгов. Россия на сегодня является 4-м крупнейшим кредитором африканских стран, и, даже не тратя дополнительных средств, мы можем внести существенный вклад в поддержку развивающихся стран, простив им долги, которые они все равно не в состоянии выплатить. И тем самым, помимо прочего, сузить социальную базу терроризма. Круг замкнулся...
"Восьмерка" и нужна, чтобы видеть и замыкать все мировые круги. А их много.