Власти столицы запретили оптовую продажу в торговом комплексе «Москва» в Люблино. Но автобусы с челноками и не думают освобождать стоянки. Именно сюда после закрытия Черкизовского рынка переехали китайские коммерсанты. Они вытеснили 90% продавцов розничного рынка. Теперь в «Москву» едут со всей страны за очередной порцией опта.
На подходе к торгово-ярмарочному комплексу «Москва» очевидно: «Черкизон» переехал в Люблино. Туда-сюда с нагруженными тележками носятся китайцы. «Раньше у нас спокойно было, ни одного иностранного лица, — рассказывает жительница района Надежда Головлева, которая живет рядом с комплексом. — Теперь ночью спать невозможно: один за другим подъезжают автобусы с челноками». «Икарусы» плотно набились на стоянку возле комплекса, сигналят, не могут разъехаться. А прямо над цент-ральным входом — огромный плакат: «Оптимально для оптовиков».
Преобразились и торговые ряды. Теперь вряд ли прогуляешься между ними в поисках турецкой кофточки. С привычным гиканьем «Дорогу!» черкизовские коммерсанты перетаскивают огромные тюки. Рядом тащат свой габаритный багаж их клиенты — оптовики из регионов. В лавках нет зеркал и примерочных. Все забито товаром, который продают мешками. За своим новым прилавком встречает продавец-китаец Чур Зинь. Корреспондент «Труда» предлагает взять крупную партию, и китаец радостно сообщает, что «рад снова иметь деньги». Он рассказал, что продажи пошли и теперь каждый день ему дают целую тысячу рублей. Но признался, что на Черкизовском было побольше. Живет Чур Зинь в арендованной «однушке», он переехал сюда недавно. «Семьей. Не с женой и детьми. С ними, — указывает на лица, которые торчат из-под завалов одежды. — Не родные братья, а просто братья». Новым местом работы Чур Зинь воодушевлен: «Мне здесь нравится. Там грязь была, а здесь пока чисто».
Челноки ведут себя по-хозяйски. Закупщицам из Саратова приглянулись куртки в бутике, оставшемся с прежних времен. «Мне всех размеров, сколько стоит?» — спрашивает одна. Цена вызывает возмущение. «Дорого, снижай давай», — хамски требует она. Продавец пытается объяснить, что вещь качественная, сшита на фабрике, дешевле никак. Челноки устроили гвалт и пригрозили пожаловаться администрации.
Раньше здесь чистенько было, возмущаются продавцы, которые трудятся в «Моск-ве» много лет. Китайцев называют «они». Теперь «даже в туа-лет не зайти, они прямо там плещутся». Девять из десяти прежних торговцев уже сменили дислокацию. «Они больше дали, вот их и впустили. Раньше мы платили 100 тысяч в месяц за место. Теперь аренду в семь раз подняли, не потянуть», — говорит продавец Наталья Сошилина. Сергей намерен остаться торговать в Люблино. Он здесь пять лет — с открытия «Москвы», продает эксклюзивную вязаную одежду. «Таких экземпляров всего пять на всю страну. Они и стоят соответ-ствующе. Но теперь это неформат. Завезли вещи на порядок дешевле и продаем пачками», — говорит он.
Другие верят, что вскоре в «Москве» наведут порядок. «Говорят, что оптовую торговлю запретят и будет как преж-де. Ждем, — рассуждает продавец Любовь Зедер. — Правда, уже обещали, что автобусы с сегодняшнего дня сюда пускать не будут. Но все равно едут. А нам идти некуда, только на улицу». «Прекрати, все будет хорошо», — держась за сердце, уговаривает её напарница.
Меры
Как борются с новым «Черкизоном»
Вчера в торговом комплексе «Москва» запретили оптовую торговлю. Об этом заявил глава департамента потребительского рынка и услуг города Владимир Малышков. Решение о запрете принял мэр столицы Юрий Лужков совместно с владельцами торгового центра и предпринимателями, которые ранее там торговали. Со вчерашнего дня сотрудники ГИБДД должны разворачивать автобусы, которые доставляют в «Москву» крупные партии товара, на подъездах к комплексу. Сам рынок закрывать не будут, заверил префект Юго-Восточного округа Владимир Зотов. Ведь в «Москве» работают около 10 тысяч человек, и примерно 70 тысяч ежедневно посещают комплекс. Торговля снова станет розничной.
Дискомфорт
Жить в Люблино невозможно
С приходом китайцев в Люблино в районе тут же подскочили цены на аренду жилья, ведь китайцы и вьетнамцы стали перебираться поближе к месту работы. Для торговцев, которые живут толпой, плату подняли чуть ли не в два раза. А это автоматически повлекло рост цен на всем локальном рынке. К месту торговли ежедневно подъезжают до 500 автобусов с челноками. У «Москвы» стали возникать огромные пробки, постоянно доносится шум транспорта. У москвичей, которые приезжали в комплекс, возникали трудности с парковкой. Подобная ситуация сложилась и в районе, где располагался Черкизовский рынок. Вдобавок он славился тем, что там процветала преступность.