Представители Следственного комитета РФ и оперативники, занимающиеся расследованием убийства оппозиционера Бориса Немцова, установили фамилию и имя человека, который, если верить показаниям основного обвиняемого по этому делу, Заура Дадаева, предоставил для осуществления преступления оружие и автомобиль, а также пообещал исполнителям убийства вознаграждение – 5 миллионов рублей.
Речь, как отмечает «Коммерсантъ», идет о земляке обвиняемых, выходце из Чечни. По одним данным, он называет себя Руслик, по другим – Русик. Имя и фамилия фигуранта пока не разглашаются в интересах следствия. Также, по словам близкого к расследованию источника, в ближайшее время в деле может появиться еще один свидетель, располагающий информацией о том, чем занимался предполагаемый убийца Немцова в Москве последние месяцы перед 27 февраля.
Всё, что нужно, с доставкой на дом
Изначально следствие приняло в качестве основной версию о том, что политика застрелили по религиозным мотивам, а конкретно, за высказывания о нападении на редакцию французского журнала Charlie Hebdo. Однако позднее, выяснив, что ни у кого из обвиняемых не было с Немцовым личных контактов, представители СКР пришли к выводу, что речь скорее идет о заказном убийстве, которое организовано через нескольких посредников.
К этой же позиции склоняется и адвокат семьи Немцова Вадим Прохоров. «Я считаю, что криминальным авторитетам убивать Бориса было не за что, как и религиозным фанатикам. Думаю, что это убийство является политическим», — заявил он в разговоре с журналистами.
Руслика в розыск пока не объявили: из всех фигурантов дела о нем в разговоре со следователями упомянул только Заур Дадаев, так что сейчас правоохранители ищут другие доказательства его вероятной причастности к преступлению.
Как сообщил Дадаев в показаниях, подробности которых стали известны на минувших выходных, подготовка к убийству Немцова началась 7 января. Именно тогда будущим подельникам стало известно, что политик якобы «публично призывает» российские СМИ размещать на своих страницах карикатуры, аналогичные рисункам в Charlie Hebdo. «Для меня и всех мусульман эти высказывания являлись оскорбительными и неприемлемыми», — заявил Дадаев.
В Москву, по его словам, он прибыл 9 января, а вскоре вместе с друзьями Анзором Губашевым и Бесланом Шавановым встретились в ТЦ «Европейский» с ранее незнакомыми земляками из Чечни. Там они договорились следить за оппозиционером, адрес которого нашли в Интернете.
Добыв путем слежки всю нужную информацию, после 20 января Дадаев и Губашев встретились в том же «Европейском» с чеченцем по имени Русик. Они сообщили, что им теперь нужны машина и оружие, и пару дней спустя Русик позвонил Дадаеву, заявив, что рядом с их домом на Веерной улице находится все, что нужно.
Внизу подельников ждал белый ЗАЗ Chance, под правым передним сиденьем которого лежал пистолет Макарова с глушителем.
«Я сделал это не за деньги»
После того, как убийство было совершено, рассказал Дадаев, от Русика приехал человек и забрал пистолет; Дадаев посоветовал ему утопить оружие в каком-нибудь водоеме. А 1 марта сам Русик заехал за Дадаевым на «Мерседесе», чтобы отвезти из дома на Веерной улице в аэропорт.
Известно, что после дачи показаний Дадаев попросил следователей дополнить протокол несколькими заявлениями. В частности, он сообщил, что принципиально не согласен с утверждением, что он якобы убил Немцова за вознаграждение. «Я сделал это не за деньги», - сказал Дадаев и пояснил, что Русик действительно обещал выделить 5 миллионов рублей исполнителям преступления, однако это была не плата не за убийство, а «деньги ради Аллаха».
Также обвиняемый попросил добавить в протокол фразу: «Прошу прощения у Всевышнего за то, что лишил Немцова жизни».
Между тем журналисты отмечают, что подробности о жизни и занятиях Заура Дадаева в последние полгода в Москве мог бы поведать следствию еще один свидетель, – его сослуживец по батальону «Север» Руслан Геремеев. За полгода до преступления приятели вместе перебрались в Москву, где, по словам бывших коллег, занимались охраной чеченских бизнесменов или чиновников, используя принадлежавшие тем машины марки Mercedes.
В минувшую субботу стало известно, что вместо назначенного государством адвоката родственники Дадаева наняли ему нового защитника, который полагает, что прежним показаниям фигуранта доверять не стоит: тот, якобы, просто не глядя подписал бумаги, предоставленные ему следствием. Так что не исключено, что на повторных допросах Дадаев откажется от ранее высказанных признаний.