Матч второго тура Российской премьер-лиги ЦСКА — «Ахмат» стал 800-м в клубной профессиональной карьере Игоря Акинфеева. Другие не менее впечатляющие показатели: все эти 800 матчей он провел только в составе ЦСКА, пропустив в них лишь 718 голов — в среднем по 0,89 за игру. В составе сборной России Игорь сыграл в 111 матчах. Несомненно, этот показатель был бы выше, если бы сам Акинфеев после чемпионата мира — 2018 не объявил публично, что в силу своего возраста (32 года на тот момент) ему сложно проводить без замен так много матчей в сезоне и он вынужден сосредоточиться только на выступлениях в составе клуба.
Насколько уникально нынешнее достижение Игоря Акинфеева, можно понять, сравнив его с рекордными показателями матчей за клубы в чемпионатах СССР. Здесь в лидерах Олег Блохин — 432 игры, Виктор Шустиков — 427 и Галимзян Хусаинов — 410. Акинфеев в РПЛ провел 598 матчей. Как видим, и здесь у него в ближайших двух турах ожидается круглая цифра — 600. У занимающего вторую строчку по этому показателю в РПЛ Сергея Игнашевича 489 матчей, у Сергея Семака — 456.
По количеству матчей в еврокубках тоже никто не стоял рядом с Акинфеевым ни в советском, ни в российском футболе: 165 игр. И если бы не санкции против России, то за минувшие четыре года Игорь мог значительно улучшить и это достижение. А если суммировать все матчи — чемпионат страны, Кубок России, еврокубки и выступления за сборную, — то до тысячи Акинфееву осталось провести 89 матчей. Так что получить в свой актив столь громкий показатель Игорь может в следующем сезоне, если ЦСКА пройдет далеко в розыгрыше Кубка России. Кстати, обладателем этого трофея-2024/25 армейцы стали во многом именно благодаря сверх-надежной игре Акинфеева.
В истории мирового футбола менее десятка человек сыграли более 1000 матчей на профессиональном уровне. И то у половины из них под сомнением официальный статус некоторых игр. А из ныне выступающих в ведущих Лигах и сборных лишь двое превосходят Акинфеева: главные мировые звезды последних лет Криштиану Роналдо и Лионель Месси, у обоих по 1200 с небольшим, и оба продолжают улучшать эти достижения. Оба, как и Игорь, начали профессиональную карьеру в 16 лет, оба играют до солидного возраста во всех турнирах почти без замен. Но португалец и аргентинец получили преимущество над россиянином в том, что почти вся карьера их прошла в лигах с 20 командами, а не с 16, как в РПЛ. Их клубы выше проходили в еврокубках и, соответственно, играли там больше матчей. А последние три сезона, повторим, Акинфеев не выступал в международных матчах из-за антироссийских санкций.
Что особенно хочу отметить про Игоря. Я в 2003-2010 годах регулярно посещал матчи и открытые тренировки сборной России, после которых кто-то из футболистов останавливался возле микст-зоны для журналистов, кто-то нет: проскакивали мимо, не реагируя на просьбы корреспондентов дать короткий комментарий и не глядя на них — иногда для пущей важности даже приложив к уху мобильник. И я могу назвать лишь двух футболистов, которые ни разу не отказали мне дать короткий или развернутый комментарий для «Труда», — это Семак и Акинфеев.
Обсудить причины столь успешной и яркой карьеры мы решили с Михаилом СКОКОВЫМ. Во-первых, он сам здорово поиграл в высшей лиге, будучи сначала напарником Льва Яшина в «Динамо» и Анзора Кавазашвили в «Торпедо», а потом основным вратарем в минском «Динамо». Во-вторых, Михаил Владимирович был тренером вратарей в молодежной сборной и в 2002-2003 годах персонально работал с Акинфеевым, которому тогда было 15-16 лет.
«Первый фактор столь яркой и долгой карьеры — выдающийся природный талант, — рассказал Скоков «Труду». — Второе обстоятельство — вовремя попал в самый подходящий для него коллектив. Сначала хороший тренерский штаб и ветераны команды способствовали тому, что Игорь сразу вжился в главный состав ЦСКА. Но в дальнейшем сам он в ответ вел себя в отношении родного клуба в высшей степени благородно, не отвечая на сиюминутные посулы других клубов, которые могли ему платить больше, чем армейский. Но такая обстановка шла на пользу и его стабильности. Из его «слабостей» могу назвать разве что относительно невысокий по нынешним меркам рост — 1,85, но даже при том в борьбе за передачи верхом он этот недостаток компенсировал угадыванием хода игры и своевременным мощным выпрыгиванием. Никто в истории нашего (наверное, и мирового) футбола не сыграл за клуб высшего дивизиона 23 сезона. Даже главный долгожитель Стэнли Мэтьюз трижды менял команды. Так что по совокупности заслуг я ставлю Акинфеева рядом с Яшиным и намного выше всех остальных наших вратарей. Игорь, кстати, расспрашивал у меня о биографии Яшина.
У вратарей часто бывают травмы, но они отличаются по специфике от полевых игроков. Реже случаются надрывы мышц и сухожилий, характерные для быстрого бега. Но я посчитал, что в моей биографии было несколько тысяч жестких ударов тела о землю при падении. В последние 30 лет газоны стали получше, а вратарей с юных лет учат правильно группироваться. Игорь быстро и четко усваивал любую информацию, особенно от тренеров. Когда я работал с ним, он по праву считался лидером и звездой «молодежки», но этим не кичился, всегда помогал товарищам по команде. Очень надежный и порядочный человек. Ни разу не слышал, чтобы про него что-то плохое сказали даже за глаза. А приведенный вами пример насчет микст-зоны показателен. Семак и Акинфеев проявляли не только уважение к вам, журналистам, но и понимание того, что лучше самим объяснить свои недостатки в игре, чем потом эти объяснения будут выдумывать журналисты. Благодаря всему этому в совокупности Игорь таких высот и добился".
Остается пожелать Акинфееву новых рекордов и стойкости — на радость миллионам российских болельщиков.