Длинные очереди за пирожками, шаурмой и курами-гриль; успевшие отовариться сосредоточенно жуют в сторонке или торопливо бегут к поезду, остальные ждут своих заказов. Продавцы газет зазывают к себе покупателей, дети тащат родителей к прилавкам с игрушками. Такую картину можно наблюдать возле Ярославского и Ленинградского вокзалов в любое время суток. Ничуть не изменилась она и в вчера, несмотря на заявления РЖД о том, что в этот день начнется выселение уличных торговцев.
«Куда мы, поедем!? Они там тронулись совсем», - возмущается Елена Фахурдинова, продающая пирожки у Ярославского вокзала. Она с 1996 года работает на этом месте, а о предстоящем сносе узнала из новостей по телевизору. По ее словам, администрация вокзала ни о чем не предупреждала, а работодатель посоветовал ей никого не слушать и делать свое дело.
«Знаю, что возле Ярославского закрыли пару павильонов. Очень страшно, конечно, потому что идти из-за кризиса некуда», - говорит Галина Алиева. Она пять лет продает газеты и журналы в палатке у Ленинградского вокзала. Большинство работников торговых точек заявляет, что о переезде ходят только слухи, но уведомлений им никто не вручал, а пока нет официальных бумаг, вещи собирать они не станут.
Слово потребителя
Мнения покупателей о том, нужны ли палатки возле вокзалов, разделились. Приезжие утверждают, что в павильонах и торговых центрах все будет то же самое, но дороже. А жители столицы убеждены, что лучше клумбы и фонтаны, чем дешевые и грязные ларьки.
«Я спортсмен, мне каждый час нужна белковая пища, поэтому и ем эту гадость - куда деваться. А так конечно - пусть возле вокзала лучше будут скамейки, фонтаны и вообще все как в Европе. Но сделают ли это - вот в чем вопрос», - говорит 23-летний москвич Александр Рогов, купивший шаурму.
Иначе думают те, кто в Москве проездом: с сумками и тележками в поисках перекуса по павильонам ходить неудобно, а на улице все рядом, быстро, а главное - недорого.
«Все говорят, что куры-гриль вредные и все равно покупают, вот и я купил. В вагоне пообедаю», - делится планами Анатолий Носов из Перми. Он часто приезжает в столицу к родственникам и в привокзальных палатках он постоянный клиент.
Благоустройство и аренда
Часть палаток уже действительно закрыли. Остальные работают только потому, что еще не принято судебного решения об их выселении, рассказали в администрации Ярославского вокзала. Как сообщил «Труду» начальник вокзала Михаил Голубко, тем, кто еще не покинул территорию, осталось работать до конца осени. Вместо палаток установят автоматы с закусками и безалкогольными напитками, территорию благоустроят. Никакого строительства торговых центров и павильонов не запланировано.
«Наконец-то будет чистота и порядок, а главное пассажирам станет приятно приезжать на такой вокзал. А всем желающим торговцам мы предложим принять участие в тендере на аренду внутренних площадей. Так вокзалы получат не только красивый и эстетичный вид, но и доход от арендаторов»,- рассказывает Голубко.
Мнения
Максим Клягин, аналитик «Финам Менеджмент»: «Как бы хорошо ни была проведена реорганизация, все равно кто-то из торговцев пострадает. Места внутри вокзала для всех малых предприятий не хватит, это очевидно. Скорее всего, эту нишу займут наиболее сильные торговцы».
Владислав Корочкин, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства:
«Идея хорошая, но все будет зависеть от ее исполнения. В Европе и в США уже давно нет никаких палаток на вокзалах, и это положительный опыт Главное, чтобы в РЖД думали о комфорте пассажиров, а не о доходе от сдачи площадей в аренду».
Василий Тарадин, председатель совета директоров, совладелец сети «Магнолия»:
«Палатки с едой вытеснят сетевики общепита. А вот у продуктовых магазинчиков и палаток с сувенирами и книгами есть шанс пройти тендер».