Главная Культура 19:29 02 Августа 2023 1250
Вещие зеркала в магическом лесу

Как «Архстояние» превратилось в арх-гадание 

Сергей Бирюков
Фантазия о грядущем на фоне дома-воздухопровода. Фото автора

Фестиваль современного искусства под открытым небом «Архстояние» – крупнейший праздник такого рода не только в России, но во всей Европе – традиционно прошел в минувший уикэнд близ калужской деревни Никола-Ленивец в 18-й раз. Тему его организаторы, как всегда, придумали не в бровь а в глаз: «Игра в предсказания». В самом деле, что в наше иррациональное время может быть более желанным и вместе с тем фантастичным, чем возможность предугадать будущее?

Ну разве могла какая-нибудь из наук еще пару лет назад предсказать события, которые сегодня для нас данность, а то и перешли в разряд обыденности? У искусства с его стремительно набирающим очки жанром антиутопии тут гораздо больше шансов. И «Архстояние» вполне можно рассматривать как образец такой антиутопии – гигантской по масштабам, разворачивающейся на сотнях гектаров полей и лесов, состоящей из многих десятков объектов, проектов, перформансов…

Наша группа под водительством бессменных за много лет кураторов «Архстояния» Антона Кочуркина и Юлии Бычковой за день успела обойти полтора десятка остановок, но даже они, боюсь, едва ли покрыли половину содержания праздника. Будем надеяться, что показали нам все-таки главное. Или хотя бы дали о нем представление.

Ну вот, например, проект «Воздухопровод» арт-группы «Алыча». Причудливое, но органичное в своей лабиринтной заковыристости сплетение вентиляционных коробов, эффектно белеющее посреди никола-ленивецкой рощи, угловатой пластикой привело в восторг даже видавшего виды основателя «Архстояния» художника Николая Полисского. Однако это не просто арт-объект, а настоящий дом, в котором можно жить, и символизирует он, по мысли авторов Ивана Шевчука и Алексея Папина, времена, когда чистый воздух станет главной ценностью, а такие дома – убежищем от загрязненной атмосферы.

В отличие от «Алычи», нижегородская команда стрит-арта BOMS в своем художественном прогнозе оттолкнулась от эпитета «скворечник», который закрепился за современным многоэтажно-малогабаритным жильем, и представила композицию «Гетто-квартал». Возможно, идея и заключала в себе элемент социальной критики, но, похоже, присущее ребятам эстетическое чувство (в своем городе они знамениты разрисовыванием стен) помимо их собственной воли родило весьма симпатичное произведение. Правда, пока в их многоуровневой композиции могут поселиться лишь малые птахи. Но если в будущем люди научатся строить столь же живописные небоскребы, куда можно будет залетать на каком-нибудь аэромобиле или воздушном велосипеде, то я бы счел такую перспективу заманчивой.

 

Модель города будущего в представлении нижегородских стрит-артистов

Не во всех проектах идея взгляда в будущее присутствовала столь явно – но думаю, кураторы «Архстояния» не совершили ошибки, пригласив, допустим, группу «Пушкинский.Ю», в ГМИИ имени Пушкина отвечающую за программы для молодежи. Здесь отряд молодых искусствоведов под началом Марты Яраловой нацеливал публику на сочинение эссе об увиденных объектах и их «диалоге» с окружающей природой. Хороший зрительский опыт для юной (да и всякой) аудитории! Для примера и сами девушки-музейщицы представили свои «стихотворения в прозе» на никола-ленивецкую тему. Некоторые тексты, признаюсь, впечатлили, очень напомнив собственный опыт: «Бредешь под серым небом, под ногами чвякает, но входишь в Ротонду (здание архитектора Александра Бродского, принадлежащее к самым давним и популярным объектам арт-парка – «Труд») через одну из десятков ее дверей, а выходишь через другую словно в параллельную вселенную»…

Иные объекты показались не столько философски нагруженными, сколько просто симпатичными – вроде «Солнечного калейдоскопа» столичного Института бизнеса и дизайна, позволяющего увидеть стократно размноженную и украшенную цветными бликами собственную физиономию. А были и такие, где за отличным названием типа «НИИ собачьих дел» или «Пустой траты времени» особо увлекательного содержания обнаружить не удалось.

Зато несколько проектов, считаю, поднялись до уровня не просто предсказаний, но символа нашей жизни. Допустим, «Павильон заблуждений» художницы Ирины Кориной и архитектора Ильи Вознесенского: за романтичной кисеей угадываются волшебные пространства, но, откинув ее, ты понимаешь, что во всем этом изяществе галерей, ступенек и занавесей не укрыться ни от дождя, ни от ветра, ни от холода.

А петербургский проект «Катарсис» художников Петра Советникова и Веры Степанской, полагаю, мог бы стать эмблемой всего нынешнего «Архстояния». Это стройный деревянный дом-обелиск, для обитания, однако, оборудованный лишь в своей приземной части. И то ее минимализм скорее напоминает купе поезда, а наблюдать мир отсюда можно лишь через узкое окно-щель, как в танке, либо в далекий верхний люк, откуда виден крохотный кусочек неба. Вот и в реальности – что мешает нам, то и дело устремляющим ввысь амбициозные конструкции – из камня ли, железа или идей – самим подниматься на высоты бытия вместо того, чтобы застревать, как это, увы, чаще всего происходит, в полуподвале жизни?

 

Музыкальное действо «Сколько мне жить осталось, кукушка?» у дома-обелиска

Не могу себе представить мой рассказ без сюжета, ставшего контрапунктом ко всем остальным придумкам «Архстояния». Это цепочка спектаклей театров «Пух и прах», «Трикстер», Хорового театра Бориса Певзнера и других коллективов на музыку современных российских композиторов в постановке режиссера и художницы Этель Иошпы (до сих пор я знал ее как оформителя спектаклей театра «Новая опера»), показанных в разных частях арт-парка. Началось с вокально-инструментального действа «Сколько мне жить осталось, кукушка?» у подножия дома-обелиска, продолжилось танцевальной композицией хореографа Ольги Цветковой для ансамбля перформеров с зеркалами «Что день грядущий мне готовит» в чистом поле. Затем – игровая притча на тему борьбы за право дышать чистым воздухом у оцинкованных коробов «Воздухопровода», чуть позже – спародированное народное гадание «на жениха» у «Павильона заблуждений»… И в завершение – 40-минутное представление «Сон Татьяны», навеянное, как нетрудно догадаться, знаменитым эпизодом пушкинского «Евгения Онегина». Премьера работы, знаю, состоялась не здесь, а в музее-заповеднике «Михайловское» год назад. Но мистика николо-ленивецкого леса, где перекликались русалочьими голосами и ворожили зеркалами (вновь этот символ гадания и одновременно призыв всмотреться в самого себя!) десятки «Татьян» сомнамбулического вида, как нельзя лучше соответствовала духу этой мрачной фантазии.

В никола-ленивецком лесу не диво было встретить и пушкинскую Татьяну в облике русалки

Да, темен мир предсказаний. Но притягателен. Тут важно соблюсти меру и не потерять связь с реальностью. Иначе, слишком увлекшись мечтой, рискуешь разбить лоб о повседневность. Не это ли хотел сказать нам архитектор Алексей Козырь – автор еще одного, тоже в каком-то смысле ключевого проекта «Архстояния-2023», так и названного – «Капсула предсказаний»? В нем каждому предлагалось написать свое предположение о будущем и заложить его в одну из тысяч ячеек стального контейнера, который в следующий раз откроют в 2050 году, и тогда станет ясно, кто из нас был прозорливее. А пока контейнер не замуровали в уже приготовленной рядом яме-погребе, внутри него можно было перемещаться по «коридору пророчеств», в конце которого ты видел свет, устремлялся на него – и лишь в последний момент останавливался как вкопанный перед своим собственным отражением в зеркале.

Аут-группа «Муха» из Самары привезла для обряда гадания черного петуха по имени Петр Павлович. Почему-то грустного. Надеюсь, в ходе «Архстояния» ни одно живое существо не пострадало 

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9263
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5775
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 4437
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4394
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?