Фестиваль «Тремоло», а если по-привычному, «Классика над Волгой», как он назывался до прошлого года — одна из не очень частых возможностей услышать живую классическую музыку в 700-тысячном Тольятти. В том, что она по-прежнему нужна в самом знаменитом автограде страны даже в его не лучшие времена, убедился корреспондент «Труда».
Под сценой «Тремоло», как под кормой корабля, плещется волжская вода
Фестиваль нынче юбилейный, 10-й. Идея пришла в голову продюсеру Алексею Возилову в пору, когда Тольятти из крупного промышленного центра с мощным бюджетом постепенно превращался в депрессивную точку на экономической и, как следствие, культурной карте. Городу, где были свои симфонический оркестр (ездивший на фестиваль «Еврооркестрия» во Францию) и даже консерватория (уникальный случай, остальные консерватории России — в столицах и областных центрах, и то не во всех), уже лишился первого и, по всей вероятности, скоро лишится второй. Уже 3-й год в вуз закрыт набор студентов, и если так пойдет дальше, через два года все будет кончено. Хотя именно консерватория в большой степени поставляла музыкантов для города. Здесь была оперная студия, ее постановки хорошо посещались... Теперь студенты, дошедшие до выпуска, едут сдавать госэкзамены в Казань, Нижний Новгород — и получают там отличные оценки. Браво опальному вузу! Вот только в Тольятти эти ребята уже вряд ли вернутся.
Но разве могут волжские берега жить без музыки? Посмотрите на эти живописные горы, покрытые изумрудными лесами, на текущую меж них могучую реку, вдохните живительный воздух степей с пьянящими цветочными запахами — душа сама запоет. И ведь есть где петь: в городе за полвека его индустриальной истории создана неплохая культурно-рекреационная база — залы, отели, пансионаты, яхт-клубы... На один из таких прибрежных комплексов и обратил внимание Возилов. Площадку благоустроили, возник крупнейший в стране крытый амфитеатр на тысячу с лишним мест.
Трудно поверить, что эта зеленая зона Тольятти - по сути, в центре города
И зазвучала «Классика над Волгой». Участниками праздника за эти годы стали музыканты из многих стран мира. Среди них ведущие солисты Большого и Мариинского театров, московский музыкальный театр «Геликон-опера», международный молодежный «Чайковский-оркестр» под руководством екатеринбургского маэстро Энхе, тенора Виргилиюс Норейка и Кристиан Бенедикт...О том, что затея удалась, свидетельствуют дипломы «Лучший проект в области культуры» на рынке событийного туризма России по версии Национальной премии Russian Event Awards за 2014-й и 2015-й годы. Фестиваль также вошел в шорт-лист «Лучших проектов в области продвижения территорий» по версии Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный лучник».
В прошлом году команда проекта обновила его идею, стала смелее соединять классику с иными направлениями, что увеличило поток публики. Теперь праздник посещают до четырех тысяч зрителей в год.
Нынешний фестиваль открылся визитом оперной студии Казанской консерватории, привезшей оперетту Штрауса «Цыганский барон». Казанская вокальная школа — одна из сильнейших в стране, и говорят, был успех. Хочется верить, что очевидцы правы: корреспондент «Труда» смог подъехать на праздник только днем позже.
Организатор фестиваля Алексей Возилов с его участниками
Зато следующие два концерта уже довелось наблюдать лично. Гигантский шатер со сценой, украшенной декоративным маяком и живописно выделяющейся на фоне густо-синего неба, темной воды и туманного силуэта Жигулей на горизонте. Красивая, нарядная публика, много молодежи. Звучат оперные арии, исполнение — без всяких скидок на удаленность от столиц, поскольку поют знаменитые солисты Мариинского театра Анна Кикнадзе, Август Амонов, Михаил Колелишвили под аккомпанемент петербургского оркестра «Северная симфониетта» дирижера Фабио Мастранджело. В ансамбль гостей отлично вписывается сопрано одной из хозяек фестиваля — тольяттинской певицы Марины Коцько.
Тольяттинско-петербургский дуэт Марины Коцько и Августа Амонова выступает под аккомпанемент оркестра «Северная симфониетта» дирижера Фабио Мастранджело
Заключительный фестивальный вечер прошел еще живее. Возилову пришла идея устроить «музыкальную битву» или, как говорят в популярной музыке, батл. Приняли вызов три коллектива, причем совершенно разнородных: струнный квинтет «Эрато» Нижегородской филармонии, ансамбль музыкальной эксцентрики «БИС-КВИТ» из Петербурга и акапельная свинговая группы Rain Drops из Москвы. Вышло увлекательно и с интригой. Поначалу «Времена года» беспроигрышного автора Астора Пьяццоллы дали нижегородцам фору. Но затем, обратившись к сверхсерьезной Камерной симфонии Шостаковича, они, мне кажется, не совсем вписались в жанровую задачу. Да и играть классика, уж если за него берешься, надо точнее... Зато чем дальше, тем больше увлекали своими попурри на темы «от Джеймса Бонда до Простоквашина» петербуржцы во главе с харизматичным лидером бас-балалаечником Андреем Антиповым. И свеча к свече шли с ними виртуозы джазового и соул-вокала из Белокаменной, представляя ажурные обработки любимых отечественных песен — «Есть только миг», «Беловежская пуща», «А нам все равно»... Итогов, правда, не подводили, тем более что в заключение все вместе выступили с дружной импровизацией — исполнили хит Say Goodbye Андреа Бочелли, сорвав общую овацию.
Праздник закончился — что дальше? Возилов убежден, что фестиваль войдет в свое второе десятилетие. Хотя условия, в которых он организуется, наибольшим благоприятствием не назовешь. Например, очень скромно выглядит в буклете праздника традиционная страничка «наши партнеры» — денежных спонсоров у него, судя по всему, нет. Отсюда и нехилые для Тольятти цены на билеты от 1100 до 2500 рублей. Хотя общая «стоимость» праздника не так уж велика, около30 миллионов рублей — как говорят, это одна пятая зарплаты футболиста в местном клубе, не самом успешном в стране.
Зал машет зажженными мобильниками, музыканты объединились в общей импровизации, продюсер доволен
Вообще из рассказов устроителей фестиваля о жизни города сложилось впечатление, что различные его институции, отвечающие за музыкальную культуру, между собой не очень дружат. Например, от филармонии не удалось получить не то что поддержки — элементарно взять напрокат литавры.
Между тем именно за культурной, туристической составляющей, мне кажется — будущееТольятти. Ничего дурного не скажу о качестве здешней промышленной продукции, но авторитет российской музыки в мире, по-моему, более силен. Фестиваль на волжской воде (кстати, я бы вернул название с прекрасным, географически и культурно весомым словом «Волга») мог бы стать крупным международным смотром. И далеко не единственным. Здесь можно устраивать все, от камерных концертов до роскошных оперных постановок на пленере. Маэстро Гергиев, маэстро Сохиев, маэстро Бертман, маэстро Мацуев и другие наши замечательные дирижеры, режиссеры, солисты, продюсеры — это призыв к вам...
Но прежде всего нужно изменить взгляд на музыку в самом городе. Неужели его руководители не общаются со своими согражданами, не слышат их претензий? Скажу по совести, довольно много ездя по России, давно не встречал такого дружного критического отношения людей к своему собственному городу: «культурная пустыня», «некуда сходить с ребенком»... И это — в центре европейской России, в 80 километрах от Самары — «резервной столицы» страны... Я еще привел самые мягкие характеристики. Или уважаемым отцам города нужны более резкие цитаты?