Главная Культура 00:15 07 Июля 2017 4597
Король со свалки

Отчего в России теперь нет своих роялей

Сергей Бирюков

В столице, в самом громадном зале Музея Москвы, открыта выставка с необычным названием «Приют роялей». Наберешь в интернете слово «приют» — подсказчик сразу выдаст продолжение: бездомных, собак... Т.е. всегда — чего-то живого, одушевленного. И обездоленного, нуждающегося в защите. Рояль — не одушевлен, он механизм, скажете вы? А голос, доносящий до вас «Аппассионату» — это голос механизма?..

Есть и другое отношение к роялю. Оно — в самом его названии: французское royal значит «королевский». Король инструментов... Но и с монархами, бывает, поступают непочтительно. Нам ли, русским, этого не знать. Что удивляться тому, сколько роялей оказываются в сараях, гаражах, попросту на свалке.

Но есть люди, которые не могут равнодушно пройти мимо искалеченного «короля». Среди таковых, например, — знаменитый пианист, декан (и создатель) факультета исторического и современного исполнительства Московской консерватории Алексей Любимов, еще в 1970-е годы начавший подбирать реликты. Фортепианный мастер Алексей Ставицкий, собравший их несколько десятков. Наконец пианист, просветитель, исследователь Петр Айду, с 1990-х годов загоревшийся идеей оживить голоса старинных фортепиано.

Петр Айду рассказывает об особенностях инструментов московской фабрики «Штюрцваге»

С оживлением, правда, не сильно задалось: реставрация рояля — чудовищно сложное дело. Это не скрипка, все детали которой можно пересчитать по пальцам двух рук. Рояль — детище технологической эры, в его создании принимают участие самые разные специалисты — механики, инженеры, акустики, даже мебельщики (ведь это и предмет интерьера). Причем в каждую эпоху эти технологии разные, фортепиано начала XIX века отличается от современного не меньше, чем антикварный «мерседес» от сегодняшнего. Бетховен, например, понятия не имел о том, что такое перекрестные струны. В его время все рояли были прямострунными. Это потом додумались натягивать струны наискось и крест-накрест, чтобы экономить место и добавить инструменту прочности при резко возросшей силе натяжения. А тяга струн — это мощь и глубина звука. У галантного клавесина суммарное их натяжение — килограммов сто, ну так его и слышно только в маленьком салоне. У современного рояля — не пугайтесь, свыше 20 тонн, вот откуда его громоподобный рокот.

Рояль «Гентш», Санкт-Петербург

И все это многообразие исторических форм должно быть сохранено. Как сохраняем мы, допустим, памятники различных живописных стилей. Но далеко не сразу люди до этого додумались. Примерно до середины ХХ века считалось, что новый рояль в принципе лучше старого. Покупается обнова — старье выкидывается... Лишь в последние полстолетия в Европе и Америке появилась специальность реставратора роялей.

А у нас ее нет до сих пор.

И решил Петр для начала создать хотя бы приют для тех деревянно-стальных ветеранов, которые ему и его друзьям удалось подобрать. Не коллекцию, а именно приют: нашелся где-то бесхозный «царственный» калека — берем его до лучших времен, чтобы совсем не погиб. Поначалу инструменты и хранились у тех, кто их нашел (имена их вы уже читали выше). Потом удалось заинтересовать руководство влиятельной организации — ООО «Алмазный мир» (бывший московский алмазный завод «Кристалл»), и оно выделило помещение. Но недавно там сменился менеджмент, и рояли, которых собралась уже добрая сотня, «попросили на выход».

Столообразные фортепиано были распространены на протяжении XIX века

Поэтому выставка, которую сделал у себя Музей Москвы — больше чем выставка. Она — спасение для обшарпанного, но все еще величавого музыкального воинства. Хотя бы на те два месяца, что действует. А еще она важна тем, что показывает, каких высоких позиций достигла некогда наша страна в фортепианном деле. Почти все 50 экспонатов, кроме двух (одного берлинского и одного венского) — отечественные изделия. Преимущественно, конечно, петербургские — столица все-таки. Там, в Петербурге, действовали три сотни фортепианостроительных фирм! В том числе самая известная — «Беккер», основанная в 1841 году выходцем из Германии Яковом Беккером и вскоре превратившаяся в одну из ведущих рояльных фирм Европы. Ее продукция ценилась не меньше, чем немецкие рояли «Штейнвег», которые после переселения производства за океан стали называться «Стейнвеями». Один, но очень показательный пример: великая композиторско-пианистическая черта Роберта и Клары Шуман во время своего визита в Россию купила петербургский рояль Wirth и была чрезвычайно довольна приобретением. Обошлось оно ей совсем недешево — 1200 рублей, и то по скидке, сделанной из уважения к европейским знаменитостям, полная стоимость составляла 1800 рублей. Кстати, рояль Вирта стоял и в родительском доме Чайковских в Воткинске, так что первые музыкальные опыты будущего автора «Лебединого озера» были сделаны на этом инструменте.

Рояль «Шойерман», Москва

О московском рояльном производстве известно гораздо меньше. Соответственно и инструментов из Белокаменной на выставке — всего 13 штук. Но тем ценнее эти экспонаты. Петр Айду, ведя для «Труда» авторскую экскурсию, рассказывает, что у москвичей сложился свой рояльный дизайн: по-особому скругленный бок, вычурно точеные ноги. Увидишь такое — точно знаешь: московское изделие. Самая крупная фирма Первопрестольной — «Штюрцваге», основана в 1835 году. Ее рояли любили композиторы Бородин, Метнер... Последний говорил, что не променяет свой инструмент ни на какой немецкий «Бехштейн» и уж тем более на американский «Стейнвей», который он называл «грубым, бешено-строптивым животным», а то и просто «скотиной»... До сих пор в музеях Лермонтова, Станиславского и других великих москвичей стоят «Штюрцваге».

К сожалению, судьба всех этих производств трагична. После революции их национализировали, подавляющее большинство разграбили. Сохранился только «Беккер», переименованный в «Красный Октябрь», но его продукция не шла ни в какое сравнение с дореволюционной: специалисты рассеялись, традиции прервались. Пианино, выпускаемые во многих городах Советского Союза, тем более не блистали качеством. А после перестройки все эти фирмы, включая «Красный Октябрь» умерли. Делать рояли, как и реставрировать их, новой капиталистической России оказалось неинтересно.

Все инструменты на выставке - с историей. На некоторых она буквально написана - как на этом одесском пианино, на котором в 1935 году играл юный Святослав Рихтер

Услышать голоса большинства сохранившихся исторических инструментов, по крайней мере тех, что на выставке, не удастся: у одного разрушен механизм, у другого отсутствуют струны, третий, может, и играл бы, да стоит, бедняга, похилившись — не хватает левой ноги. Слезы, да и только! А вот этот горемыка гнил в гараже у неразборчивых торговцев антиквариатом рядом со старым «Харлеем-Дэвидсоном» и замшелыми самоварами. Тот, с выцарапанной свастикой на борту, происходит из семьи Толстых, но фашистским знаком осквернен не во время оккупации Ясной Поляны, а когда попал в одну семью, не нашедшую ничего лучшего, чем выставить инструмент на лестничную клетку балашихинского многоквартирного дома, вот там над ним поиздевались подростки, вплоть до того что на Новый год взрывали в корпусе петарды.

А ведь все это драгоценные памятники творческой мысли. Каждый экземпляр — средоточие десятков изобретений, над которыми годами, а то и веками бились изобретатели, стремясь превзойти конкурентов качеством. У одних роялей вирбельбанк (доска для колков) под струнами — так проще настраивать, у других над ними — так ярче звучит. У одних (большинства) молотки бьют снизу, у других сверху — тоже звуковой нюанс. Есть фортепиано столообразные (это, как правило, начало XIX века), есть со скосом не справа, как нам привычно, а слева — так называемые роялино...

В современной Германии или Австрии такое собрание непременно нашло бы себе мецената либо попечительский фонд. Инструменты бы не только радовали глаз ухоженностью, но и работали, звучали.

У нас теперь сам приют бездомен. Может быть, его обитателями заинтересуются в Московской консерватории, переживающей сейчас масштабную реконструкцию? После посещения выставки я рассказал о ней ректору вуза Александру Соколову. Александр Сергеевич, только что успешно представивший результаты очередного этапа ремонта главе Департамента градостроительной политики города Москвы Сергею Левкину, задумался — и попросил зайти к нему в середине июля.

Королевское воинство готово и дальше служить музыке. Ему бы только дом обрести

Ну и что все-таки с возрождением в России фортепианного производства? Петр Айду считает это дело безнадежным. Все равно Китай, который лет тридцать как встал на путь копирования лучших мировых образцов, не переплюнешь. Китайской продукцией заполнен международный рынок, и по качеству она все ближе к традиционным рояльным производителям. Единственное, что, на взгляд моего собеседника, реально — это наладить реставрацию и небольшое производство копий оригинальных русских исторических инструментов. Тех же «Штюрцваге». Представляете, как интересно услышать Глинку или Чайковского именно в том звуке, в каком их музыка впервые явилась публике? Или послушать романсы на стихи Лермонтова так, как они звучали при самом Михаиле Юрьевиче.

Но вот совсем недавно донесся слух из Петербурга. Якобы Валерий Гергиев задумал вернуть городу былую славу фортепианной столицы России. А Валерий Абисалович слов на ветер не бросает. Он и две новые «Мариинки» плюс к доставшейся от давних времен создал, и в Москве новую филармонию достраивает, и записи созданного им лейбла «Мариинский» выдвигаются на «Грэмми». Что ему возродить тот же «Беккер»? Как двумя пальцами трель сыграть.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 8419
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 8215
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 7422
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Нас исправно предупреждают о телефонных мошенниках. Не удивительно ли, что на этом фоне Первый канал своими героями сделал пранкеров Вована и Лексуса?

Сергей Беднов
Труд
В подлинность всех разговоров ВиЛ верят далеко не все. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Каждый день мы слышим предупреждения о телефонных мошенниках. Нас призывают игнорировать незнакомые номера, а если уж сняли трубку — не верить никому: ни банковским служащим, ни прочим «доброжелателям»....

Легендарный форт Боярд находится в плачевном состоянии и нуждается в срочной реставрации

Труд
Крепость может уйти под воду. Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Наверное, самая знаменитая крепость в мире — это форт Боярд. Миллионы зрителей в десятках стран знают его по одноименному телешоу. Но сегодня, по сообщению французских властей, форт находится в плачевном...

Почему поляк Ежи Тыц защищает памятники советским солдатам – освободителям Польши от фашизма
Сергей Бирюков
Труд
Ежи Тыц у памятника Герою Советского Союза, польке Анеле Кживонь в российском городе Канске. Фотографии из личного альбома Ежи Тыца

Дожили: говорят, уже и легендарного Алешу — памятник русскому солдату-освободителю в Пловдиве — «братушки»-болгары собираются снести. Когда заходит речь о советских военных памятниках в Восточной...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?