Предполагалось, что — помимо отменных личных качеств — настоящий советский человек должен иметь еще и качества общественно полезные. Быть профессионалом в своем деле, приносить пользу обществу, следовать морали: При этом между строк читалось, а еще неплохо быть полезным «с точки зрения получения дефицитных товаров или услуг».
Хорошими людьми в той или иной степени мы были все. Проще всего это делалось по мелочи — подвозили на личных автомобилях, приглашали на день рождения, соглашались присмотреть за детьми и приносили лекарства или продукты заболевшим.
Навещать в больнице знакомых, не говоря уже про друзей и родных, считалось правилом хорошего тона. Занять до получки тоже было обычным делом, как и попросить у соседа дрель или даже машину. На юбилеи домой приглашали даже коллег — вспомните фильм «Служебный роман». В киноклассике «Москва слезам не верит» подружки не просто рыдали вместе с Катериной, когда пропал Гоша, по нынешним временам — какой-то стремный абьюзер. А еще и предприняли активнейшие усилия для его поиска.
Кто сейчас будет так включаться в чужую жизнь? Верю, что такие теплые отношения сохранились где-то и у кого-то, но общий тренд таков, что место хорошего друга теперь занял платный психолог. Число их все растет, и они не сидят без работы. Просто тебя послушать и посочувствовать сегодня стоит от 2 до 20 тысяч рублей в час. А чтоб еще и Гогу твоего где-то искали — просто немыслимо.
Ключи от машины тоже мало кто даст — есть же сервис каршеринга. Бери тачку в аренду поминутно и нечего беспокоить других хороших людей своими токсичными запросами. Деньги теперь дают банки под бешеные проценты, а отказывать друзьям в займе стало даже хорошим тоном — умей принять чужой отказ без обид, вот как теперь это называется. Не можешь сам — проработай тему с психологом!
Вроде бы должно становиться все лучше и лучше, но иногда так хочется вернуться во времена, где после школы можно было посидеть у соседки, если забыла ключи. Там же пообедать и посмотреть мультики. За такую мелочь даже особо и не благодарили, ребенка соседского не оставить голодным, вот уж услуга так услуга. А теперь соседям платят за то, чтобы проводили-встретили твое чадо из школы. Задаром уже никто на такое и не подпишется.
Это мы при СССР думали, что живем за «железным занавесом»? Да сейчас вокруг каждого из нас личный занавес и выше, и крепче. Люди отдаляются, в этом пространстве возникают все новые профессии, которые раньше и профессиями-то не были. Например, медиатор. Думаете, это кусочек пластика для игры на гитаре? Нынешний медиатор помогает договориться супругам в конфликтных ситуациях, уладить дело миром или разделить имущество до суда, если дело все же дошло до развода.
Опять же специальные люди проводят корпоративные мероприятия, чтобы люди, которые каждый день делают общее дело, хоть немного сблизились. Роман Новосельцева с Мымрой сегодня бы не состоялся. Служебные романы на производстве вообще стали пресекать, как мне рассказывали, по американскому образцу, мол, противоречит корпоративной этике и вообще — харассмент.
Совсем невмоготу станет, так можно собутыльника по интернету заказать. Приедет за установленную плату, чокнется, опрокинет, послушает, песню затянет...
Возить продукты родным и друзьям, если они заболели, лично тоже уже не нужно, для этого есть курьеры. Так что хорошим человеком сегодня можно уже и не быть. Дефицита товаров нет, так что и полезным быть уже плохо получается. Но хорошие люди же не исчезли, волонтерское движение набирает обороты. Человеку все же свойственно, да и просто хочется быть хорошим и безвозмездно помогать другим людям.
В мире, где уже никто и ничего у тебя не просит, а ты никому и ничего не должен, — грустно и холодно. Пусть уж лучше нарушит кто-нибудь эту личную границу и ворвется в квартиру со свежеиспеченным пирогом, попросит «рупь до зарплаты» или поплачет о своих бедах.
С пирогами тоже, кстати, стало непросто. Напечешь ватрушек, а у тебя сосед — веган, а у другого аллергия на глютен. Но в целом — хорошие люди. Если не беспокоить.