Похожая на детскую игрушку, небольшая винтокрылая машина с помощью пусковой катапульты резко стартует ввысь. Порыв встречного ветра, кажется, готов помешать беспилотному аппарату, но самолет уверенно преодолевает воздушные потоки и стремительно поднимается на заданную высоту.
- В России есть порядка десяти производителей, занимающихся разработкой беспилотной авиационной техники, - рассказал «Труду» генеральный директор ООО «АФМ-СЕРВЕРС» Амир Валиев. - Почти все компании пытались искать деньги у заказчика для того, чтобы сделать летальный аппарат. Мы же пошли другим путем, поскольку была возможность инвестировать собственные средства. Мы написали технические условия того, в каких областях и как именно «беспилотник» можно было применять. Наш самолет не был изначально предназначен для военных нужд, когда необходимо получение оперативных данных с поля боевых действий. Мы планировали изготовить машину именно для картографии протяженных линейных объектов с большой высоты, а также для подробного оперативного наблюдения с разрешением в 1 сантиметр с маленькой высоты. Именно в целевой задаче и заключается наше преимущество перед другими беспилотными летальными аппаратами.
Кроме того, из-за того, что энергетика беспилотного летательного аппарата достаточно большая, самолет, получивший название PTERO, может эксплуатироваться в ночное время с фотовспышкой. Разработчики машины показывают фотографии, которые были сделаны ночью, в полной темноте, с высоты 120 метров. Фотовспышка позволяет провести осмотр всей высоковольтной линии. На сделанных снимках очень контрастно и четко видны все детали воздушной линии. Специалисты подтвердили, что подобная съемка для них очень актуальна. А если учесть, что зимой в России световой день очень короткий, то такие возможности аппарата могут оказаться очень полезными и востребованными.
Несмотря на то, что вопросы к конструкторам аппарата у специалистов остались, все без исключения энергетики с интересом наблюдали за презентационным полетом PTERO и намерены внимательно изучить вопрос использования беспилотной авиации для нужд распределительных сетей.
В последние годы интерес к беспилотной авиатехнике растет во всем мире. Главными ее покупателями на Западе стали, естественно, военные. Однако беспилотные аппараты на Западе находит своих заказчиков и среди гражданских служб. Сейчас полсотни стран мира активно развивают беспилотную авиацию. По прогнозам ряда экспертов, к 2013 году объем мирового рынка беспилотных летательных аппаратов превысит двенадцать миллиардов долларов в год. А ежегодные продажи радиоэлектронных систем управления и связи, а также аппаратных средств полезной нагрузки для беспилотных машин могут достичь трех-четырех миллиардов долларов.
Согласно тем же прогнозам, интенсивное наступление беспилотники поведут не только в военной сфере, но и в сфере гражданской специализированной авиации, выполняя задачи поискового и спасательного характера. Так что следующие полтора десятилетия обещают стать мировым триумфом беспилотной авиации.
Интерес к беспилотным машинам увеличивается по мере уменьшения массогабаритных параметров устанавливаемого на них оборудования при расширении ее возможностей. На мировом авиационном рынке невоенная беспилотная авиация становится самым быстрорастущим его сегментом. Ведь главными достоинствами беспилотных летательных аппаратов остаются сравнительно низкая в сравнении с «большими» сородичами цена и малый вес, получаемые в результате отсутствия пилота и необходимого для пилотируемого полёта оборудования, а также возможность дистанционного управления аппаратом.
Ситуация с беспилотными авиационными аппаратами в нашей стране вызывает смешанные чувства. С одной стороны, на рынке существует достаточно предложений. А, с другой стороны, спрос во многом остается виртуальным, закупки «малышей» единичны.
И все же, организованные ООО «АФМ-СЕРВЕРС» презентационные полеты вселяют уверенность в том, что беспилотники могут быть востребованы. Ведь их применение для распределительных сетей может решить несколько важных задач, главной из которых является оперативный поиск мест аварий воздушных линий электропередач. Кроме того, достаточно актуальными являются задачи плановой диагностики состояния воздушных линий в видимом и инфракрасном диапазоне, а также обработка полученных с беспилотников данных с целью определения трехмерных параметров линии для анализа состояния и проведения планово-предупредительных работ. Важным фактором при этом являются климатические и сезонные условия эксплуатации в России, предъявляющие к малой технике суровые требования - низкие температуры, осадки и сильный ветер.
…Полет PTERO был завершен в так называемом принудительном порядке. Нехитрая манипуляция мышкой на ноутбуке, и двигатель прекращает свою работу, появляется парашют, с помощью которого аппарат, выполнив свою миссию, возвращается на землю и приземляется в двадцати метрах от собравшихся зрителей. Впереди – работа по проведению анализа фотоснимков.
Воистину, как в театре, хочется воскликнуть «Браво!», а перефразирую слова Станиславского, добавить: «Верю!» У беспилотной авиации есть будущее. И оно не за горами.