Каждый год для большинства россиян начинается одинаково: после затяжных праздников в каждой семье наступает локальный финансовый кризис. И тут может возникнуть мысль: а не продать ли что-то из вещей? Отличная идея! Только как это сделать?
Первое, что приходит в голову, – продать вещи через интернет. Плюс такой затеи в том, что деньги в этом случае можно получить сразу. Правда, быстрая продажа произойдет только при условии, что вы мастерски сфотографируете товар и красноречиво его опишете. Минус в том, что придется засвечивать свой телефон, а то и адрес – если покупатель захочет посмотреть на товар.
Здесь – принимают, там – продают
Не хотите продавать вещь дома, значит, надо будет делать это в общественном месте. Москвичи обычно назначают встречи в метро. И вот представьте, как в давке где-нибудь в центре зала вы будете доставать из сумки вещь, показывать ее, а потом пересчитывать полученные деньги…
Гораздо удобнее сдать вещь в комиссионный магазин: минимум забот и телодвижений. И вот об этом варианте поговорим подробнее.
Для начала определим разницу между комиссионкой и секонд-хендом. В первую принимают вещи от наших граждан, причем не только одежду и обувь, но и бытовые приборы, посуду, украшения, аксессуары, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, ковры, картины, даже мебель.
В секонд-хендах ничего не принимают, только продают: в основном одежду из Европы. Если про рубашку из столичной комиссионки ясно, что ее носил какой-то москвич из этого же района, то про секонд-хендовскую вещицу ничего не понятно. Благодаря мощной химической обработке, начисто уничтожающей запахи бывшего хозяина, прошлое такой вещи становится чистым и безмятежным. Иногда она воспринимается даже уже не как ношеная, а как просто уцененная.
Хлам им не нужен
Надо сказать, что найти действительно работающий комиссионный магазин нелегко. Телефон, указанный в интернете, обычно молчит, а по указанному адресу обнаруживается нечто совсем постороннее – например, страховое агентство. Поэтому прежде чем ехать в комиссионку с вещами, сначала удостоверьтесь в реальности объекта. Наведайтесь туда, узнайте часы приема вещей и условия, на которых их принимают.
А вот здесь начинается самое интересное. Наверное, когда вы задумали этот план с комиссионкой, то рассчитывали совместить приятное с полезным: освободить дом от барахла да еще и заработать на этом приятную сумму. В реальности такое случается редко, потому что комиссионкам не нужен хлам. Им нужны хорошие вещи.
Сразу сообщим, что одежду и обувь комиссионки берут крайне неохотно. Даже то, что вещь совершенно новая и в упаковке, не аргумент для товароведа. Он принимает вещь, основываясь на своем представлении о потребительском спросе и на сезоне. Причем понятие сезона в комиссионке и в обычном магазине кардинально отличается. Если весенне-летнюю коллекцию в бутики привозят 1 февраля, то в комиссионке весна действительно начинается весной, а лето – летом. И легкую куртку у вас примут лишь в начале апреля, а платье без рукавов – в июне.
Первый блин комом
Однако товароведы комиссионок оценивают принесенную одежду не только по принципу сезонности, но и по тому, насколько она модная, красивая, престижная и новая. Вообще при любой возможности товаровед готов отказать в приеме одежды: этот товар трудно продать, к тому же он занимает много места. А с торговой площадью в любой комиссионке туго. Зачем же забивать зал неликвидом?
Гораздо охотнее товароведы принимают «вечные ценности»: изделия из бронзы, серебра, хрусталя, фарфора… Но при этом вещь еще должна быть антиквариатом, престижным брендом или авторской работой. Она должна быть чудо как хороша. Так хороша, что человек, который решил с ней расстаться, должен, право же, находиться на грани отчаяния.
Словом, приготовьтесь к очень тщательному отбору и к тому, что большая часть принесенного вами будет забракована. Хорошо, если из десяти вещей примут две. Но это только первый блин комом.
В следующий раз вы принесете в комиссионку уже вполне «ликвидные» вещи. А потом еще и еще. Затем вы вольетесь в дружные ряды постоянных клиентов комиссионки, костяк которых составляют жителей соседних домов. Товароведы начнут вас узнавать и называть по имени. И процесс расставания с дорогими сердцу вещами перестанет восприниматься как драма, а превратится в рутину.
Сущие копейки
Кстати, о драме. Не пытайтесь разжалобить товароведа душераздирающими историями из своей жизни. Он и так целыми днями общается с теми, кто вынужден распродавать (естественно, по самым непростым причинам) семейное добро. Так что при сдаче вещей лучше отбросить сантименты и перейти к конкретике.
Ну, во-первых, надо подтвердить качество вещи. На фарфоровой тарелке должно стоять клеймо престижного завода, на изделиях Swarovski – изображение лебедя, на серебре – проба и т.д. У техники должен быть паспорт и гарантийный талон. Впрочем, последнее условие желательно, но не обязательно. Во-вторых, внешний вид. В идеале вещь должна быть вычищена до блеска – это повышает ее шансы на продажу.
Если вещь заинтересовала товароведа, он будет ее оценивать. Сумма, которую он назовет, неприятно удивит вас. Еще неприятнее вам станет, когда выяснится, что 30–40% этих денег магазин возьмет себе. Но это не все. Не проданную в течение месяца (а иногда и 20 дней) вещь уценивают на 30–50%. Короче, вам достанутся сущие копейки. Впрочем, вы можете поспорить насчет цены и повысить ее. Но лучше этого не делать: опытный товаровед знает, за какие деньги вещь действительно будет продана, а за какие останется на прилавке до момента уценки.
Кстати, вы можете забрать свою вещь до того, как ее уценят. Но знайте, что многие комиссионки берут «за хранение» 2% от стоимости товара. А если вещь испортят или потеряют, магазин должен возместить ее стоимость.
Осталось только ждать
Итак, оставив в магазине бабушкино колечко или какой-нибудь старорежимный подсвечник, вы получите квитанцию. В ней будет указан номера вещи и телефон, чтобы узнать, купили товар или нет. Если ответ положительный, можно приезжать за деньгами. Только не сразу. По закону комиссионка должна отдать вам деньги не позднее чем через три дня после продажи вещи. На самом деле этот срок растягивается на 7–10 дней.
Трудные времена
Расцвет популярности комиссионок пришелся на 1960–1980-е годы. В обычных магазинах тогда ничего интересного не продавалось, а здесь вполне можно было найти какой-нибудь дефицит – правда, за бешеные деньги.
А уже в 1990-х, когда «челноки» на своих плечах привезли в страну всевозможный ширпотреб и заполнили им все рынки, комиссионки не выдержали конкуренции и стали сворачивать торговлю. Но закрываться они стали только в 2000-е. Так, в 1991 году в Москве было около 100 комиссионных магазинов, а в 2006-м – 50. В 2009-м их, по некоторым данным, осталось только 20. Причем ни дефолт 1998 года, ни мировой экономический кризис 2008-го, когда у всех появилось проблемы с деньгами, не породили бума комиссионной торговли – вопреки всем ожиданиям.
Зато в последнее время становится все больше так называемых «элитных» комиссионок – куда принимают одежду, обувь и аксессуары самых дорогих марок. Сюда можно приносить только «гуччи с версаче», причем желательно «ненадеванные». С учетом запредельных цен, которые выставлены на эти бренды в магазинах (даже во время распродаж), вещи с чужого плеча легко находят следующего хозяина.
Ну, а «обычные» комиссионные магазины в наши дни – явление нечастое и весьма колоритное. Сейчас они стали чем-то вроде антикварных лавок.