За последние несколько месяцев отношение к внешнему долгу России менялось несколько раз - от "платить не можем, нужны новые кредиты и отсрочки" до "денег России от МВФ сегодня не требуется".
Напомним, обслуживание внешнего долга России и бывшего СССР обойдется нам в текущем году в 14,43 миллиарда долларов, в следующем году - в 14,58 миллиарда, в 2003 году - в 19,72 миллиарда, в 2004 году - в 14,63 миллиарда, в 2005 году - в 17,15 миллиарда, в 2006 году- в 14,79 миллиарда. Как видим, самый болезненный пик приходится на 2003 год, когда сумма платежей достигает почти 20 млрд. долларов. Весь госбюджет России в 1998 году составил примерно такую же сумму. Очевидная непомерность платежа 2003 года и составляет основу многочисленных негативных прогнозов, опубликованных в последнее время под общей шапкой "проблема 2003 года".
В свое время и мы опубликовали подобный прогноз известного экономиста-аналитика Михаила Делягина ("Труд", 19.09.2000). Не следует при этом все-таки забывать, что любой прогноз - не более чем мнение о возможном сценарии развития событий. Чем сложнее ситуация в стране, тем ярче и контрастнее краски, которые используют прогнозисты, тем более вероятными представляются им самые невероятные события. Год назад, на полном серьезе описывая возможное развитие событий в России в ближайшие годы, некоторые аналитики вспомнили подзабытый термин "ядерная зима". Дескать, последствия неверных решений в экономике могут быть сопоставимы чуть ли не с последствиями ядерной катастрофы.
И, может, именно подобные весьма пессимистичные прогнозы вселяли неуверенность в правительственных чиновников в начале года. С тех пор, однако, появилось много свежей информации, которая свидетельствует о том, что ситуация в экономике России намного лучше, чем предполагалось ранее. 2000 год стал лучшим для российской экономики за последние 30 лет. И рост в экономике продолжается. Так можно ли теперь всерьез говорить о перспективах "ядерной зимы"? Думается, что совсем даже наоборот: ситуация складывается так, что "проблема 2003 года" может быть решена Россией самостоятельно, без помощи извне.
В структуре расходов федерального бюджета России процентные платежи, связанные с обслуживанием государственного долга, составили в январе-феврале 2001 года 38,5 процента общей суммы расходов федерального бюджета. В январе-феврале 2000 года их доля составляла 24,4 процента, в январе-феврале 1999 года - 29,7 процента. Таким образом, уровень экономического роста напрямую не связан с объемом внешних платежей. Поэтому, по мнению некоторых аналитиков, чтобы сгладить пик выплат 2003 года, можно в текущем и следующем годах произвести часть выплат досрочно, увеличив объемы платежей 2001 и 2002 годов и снизив объем платежа в 2003 году. Почему бы и нет? Прецедент-то теперь уже есть.