Такой далеко не праздничный вопрос витает над нами сегодня, в канун национального праздника. Война то тлеет, то разгорается в Донбассе. Намечается и новая горячая точка — Приднестровье. Украина подличает, взяв курс на жесткое противостояние с Россией по любому поводу и без. Америка кукловодит и толкает Европу к обострению отношений с Москвой. Что видно в наползающей тени?
Сергей Урсуляк, кинорежиссер
— Опасаюсь изоляции и войны. Последствия первого, вероятно, можно победить путем непопулярных реформ. А вот чтобы избежать войны, надо во что бы то ни стало, каких бы нервов это ни стоило, очень тщательно взвешивать каждый шаг. Не лезть на рожон. Ведь у каждой из сторон могут сдать нервы. А цена ошибки бывает безмерной... В СМИ и в речах политиков пора бы уйти от воинственной риторики типа «танкам визы не нужны». Если кто забыл историю Первой мировой: большая война может начаться даже тогда, когда ее вроде бы никто и не хочет. Но камень сорвался — и лавину не остановить.
Андрей Кураев, протодиакон
— Меня пугает отсутствие былого страха перед самим призраком войны. Слишком многие в нашем обществе не прочь поиграть мускулами. А ведь пугать оппонентов ядерной дубинкой не решались даже «ястребы» в разгар глобального противостояния. Тогда главенствовал тезис: в ядерной войне победителей не будет. Не такое уж глупое суждение... Между прочим, в древних церковных текстах слово «бесстрашный» нередко имело негативный оттенок. Бесстрашен человек — значит горделив, ломится головой в стену, не думая о последствиях. Умом это понять можно: новое поколение Бог миловал, на его долю не выпало никаких серьезных испытаний. Так молиться надо, чтобы они и дальше стороной обошли Россию!
Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник
— Подготовка Соединенными Штатами войны против нас — уже не миф. Американцы спешат, видя, как меняется мир, как появляется новый центр во главе со странами ШОС, БРИКС. Недавно США приняли свою стратегию национальной безопасности, в ней Россия предстает угрозой западному миру. И учения НАТО близ наших границ не случайны. Американцам выгодна война и политически, и экономически. Она выгодна и Киеву — иначе чем объяснять провал реформ народу? Согласно исследованиям, 60% солдат российских ВС не видят угрозы в НАТО. Хорошо, что нам не застят глаза большая ненависть и страх. А плохо, что у нас по-прежнему неважно обстоят дела с высокоточным оружием нового поколения. В сегодняшних условиях это недопустимая фора.
Константин Крылов, лидер национально-демократической партии
— России больше всего угрожает отсутствие перемен. Очевиден застой в экономике и политике. А это в быстро меняющемся мире очень опасно.
Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии
— Сегодня весьма вероятны войны средней интенсивности — не мировая, но нечто покрупнее локального конфликта. Вряд ли наше общество к этому готово. Именно войны средней интенсивности возможны вокруг Украины и Приднестровья, а также Средней Азии. Донбасский конфликт не собирается затухать, Киев с Кишиневым фактически обсуждают полномасштабную блокаду Приднестровья, в Средней Азии может усилиться «Талибан». Со странами Средней Азии следует разумно выстроить рубежи обороны, наладить пограничное сотрудничество с Казахстаном. Стоит и дальше укреплять южную границу России. Украинский кризис надо решать за столом переговоров. Как предотвратить военную фазу этого конфликта на фоне очевидного срыва минских договоренностей? Лучшим способом я считаю признание самопровозглашенных республик. Только это даст нам возможность разместить там объекты нашей военной инфраструктуры — то есть фактически сделать то, в чем нас все время обвиняет Запад. Уверяю вас: кровопролитие там немедленно прекратится. Правда, в этом случае нас ожидает очередное ужесточение западных санкций... Но ведь эти санкции будут ужесточены в любом случае, не правда ли?