После объявления о закрытии проекта «Южный поток», сделанного Владимиром Путиным в ходе недавнего визита в Турцию, экс-партнеры всполошились. Идея создать газовый хаб на турецком берегу оставляет их не у дел. Вот и премьер Болгарии Бойко Борисов предложил создать хаб в Варне. Так куда все-таки повернет газовая магистраль?
Иван Грачев, председатель комитета Госдумы по энергетике
— Я и раньше высказывал сомнения по «Южному потоку», поскольку Болгария и Румыния зарекомендовали себя крайне ненадежными партнерами. Опасения оправдались. Украина и поставщиками, и получателями рассматривается как абсолютно рискованный транзитер. Значит, нам необходим дублирующий маршрут, который в любом случае позволит доставлять в Европу законтрактованные 80 млрд кубометров газа. Для прокладки такого маршрута идеально подходит Турция. К тому же уровень ее надежности как партнера высокий. Не думаю, что она предпочтет холуйские решения под внешним давлением. Однако когда будет проектироваться строительство в Турции, можно выбрать маршрут поближе к границе с Болгарией. С тем расчетом, что, если идея «Южного потока» когда-нибудь возобновится, не придется тянуть магистраль через половину Турции.
Никита Масленников, руководитель направления в Институте современного развития
— Наблюдаются разнонаправленные процессы: и контакты россиян с турками, и новая болгарская инициатива, и разговоры о возрождении проекта «Набукко»... Возможно, интрига с хабом в Турции — элемент игры Анкары с ЕС. Турция давно просится в Евросоюз — и тут получает такой козырь для переговоров... А что касается абсолютно надежных партнеров для строительства газопровода, то таковых сейчас у России просто нет.
Евгений Ясин, экс-министр, экономист
— Для «Южного потока» ЕС постоянно придумывал дополнительные сложности. Европа руководствовалась тем, что повышение доли России в обеспечении ее газом более нежелательно. При этом интересы стран — проводников «Южного потока» попросту игнорировались. Германия обеспечена газом с помощью «Северного потока», а потому может себе позволить вставлять палки в колеса на южном направлении. Но есть Болгария, Венгрия, Сербия и другие. Они-то сейчас и оказываются на обочине процесса, несут потери тех денег, на которые рассчитывали при реализации «Южного потока». Политика в очередной раз выломала руки экономике. Цивилизационно болгары нам ближе, да и геополитически было бы правильнее попытаться сотрудничать с Болгарией. Но сотрудничество — это стремление с обеих сторон.