В России впервые за три десятка лет обновили национальный классификатор профессий, который пополнился сразу тремя тысячами (!) новых профессий и специальностей — от собачьих парикмахеров (грумеров) и мастеров татуажа до нейропсихологов и ИИ-тренеров. Зачем понадобилось проводить столь масштабную ревизию на рынке труда и чем новый классификатор поможет работникам и работодателям? Давайте разбираться.
Предыдущий классификатор был датирован 1994 годом. Вроде бы не так уж много времени прошло, но за три десятилетия и страна, и мир, и рынок труда изменились до неузнаваемости. Сотни былых специальностей канули в Лету, а стремительное развитие технологий привело к появлению целых отраслей с профессиями и компетенциями, о которых в 90-х еще никто и не догадывался.
А теперь, получается, миллионы людей работают по специальностям, которых нет в официальном реестре. И колледжи с университетами в попытке угнаться за меняющимся спросом на рынке труда готовят кадры по программам, о которых ни слова не сказано в образовательных стандартах. Так вот, затеянная синхронизация призвана совместить планы колледжей, вузов, компаний и государства.
Количество записей в новом реестре увеличилось на треть. Теперь он содержит 3,5 тысячи должностей и больше 5,5 тысячи профессий. Пожалуй, самые масштабные изменения случились в сфере услуг и индустрии красоты. В классификаторе появились такие звучные наименования, как бариста, сомелье, сушефы, флористы, ландшафтные архитекторы, мастера художественных тату, грумеры и даже церемониймейстеры по проведению похорон. Прямо скажем, не главные фигуры в отечественной экономике, но куда теперь без них?
В фитнес-индустрии официальный статус обрела целая россыпь специалистов, работающих в зоне спа. Коснулись обновления и медицинского сообщества, полноправными членами которого ныне являются косметологи, сексологи и нейропсихологи.
Но настоящим Клондайком с точки зрения новых профессий стали креативная индустрия и информационные технологии. В одной только сфере графического и виртуального дизайна появилось около 40 новых записей, включая такую экзотику, как юзабилити-специалисты и лейаут-артисты (да-да, представьте, есть и такие!). Зато в IT-индустрии обошлось без явных сенсаций. Здесь классификатор пополнили уже знакомые уху веб-дизайнеры, системные администраторы, аутсорсинг-менеджеры, медиаторы.
В финансовом секторе официальный статус получили инвестиционные советники, трейдеры и форекс-дилеры. В торговле — маркетологи, мерчандайзеры и промоутеры. В цифровых медиа — SMM-менеджеры, копирайтеры, рерайтер (вот и поборись тут за чистоту русского языка!).
Как и на что это повлияет? По словам преподавателя факультета журналистики МГУ Марата Мурадяна, новый классификатор прежде всего нужен для наведения порядка в трудовых отношениях. «Очень часто, особенно в креативной индустрии, ни работодатели, ни HR-менеджеры не понимают, чем именно должен заниматься тот или иной специалист. Какие должностные обязанности прописать SMM-менеджеру? Какие показатели эффективности у тренера по личностному росту? — задается вопросом эксперт. — Классификатор помогает устранить эту путаницу и создать четкие должностные инструкции».
Проще говоря, теория встретилась с практикой — произошла легализация занятий, которые уже много лет были известны и рекрутинговым порталам, и HR-специалистам, но которые по формальным признакам не могли найти себе места ни в одной трудовой книжке. Теперь станет проще работодателям заключать с сотрудниками корректные договоры и прописывать реальные должностные обязанности.
Вся проблема в том, чтобы экономика не усыхала под натиском суровой реальности.
